• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессионалы вместо классиков

6 октября в Высшей школе экономики состоялась презентация и обсуждение коллективной монографии «Классика и классики в социальном и гуманитарном знании», созданной в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ.

Монография, вышедшая под редакцией директора ИГИТИ Ирины Савельевой и заместителя директора ИГИТИ Андрея Полетаева, стала, по сути, первой попыткой обобщить представления о классике в различных социальных и гуманитарных науках, используя междисциплинарный подход. Авторами глав книги стали в общей сложности более 20 ученых, среди которых были как преподаватели ГУ-ВШЭ, так и приглашенные эксперты.

Идея книги родилась несколько лет назад в ходе круглого стола, проводившегося в ИГИТИ, а ее концепция затем формулировалась и уточнялась на дискуссионных семинарах.

— Многие из тех, кто пришел сегодня на презентацию, — обратилась к собравшимся Ирина Савельева, — были на круглом столе, с которого все начиналось. То обсуждение было очень ярким и многообещающим, но потом прошел год, и у нас не было практически ничего, кроме нескольких статей, которые были готовы еще к моменту проведения круглого стола. В общем, у нас появились сомнения. И тогда Андрей Владимирович Полетаев написал доклад с интригующим названием «Должны ли ученые общаться с призраками?». После этого дело пошло, и книга была написана.

Монография — отчасти, как признают авторы, искусственно — поделена на три части, посвященные классике в социальных науках, гуманитарных науках и массовому восприятию классики, поэтому некоторые выступавшие на презентации предпочли сосредоточиться на разделах, наиболее близких им по роду деятельности и интересам.

Профессор Института восточных культур и античности РГГУ Нина Брагинская заметила, что вообще было бы полезно вместо философии изучать науковедение и авторы монографии ИГИТИ занимаются, по сути, именно этим. Но единое определение классики в науке и культуре дать трудно, а в гуманитарной сфере классиками нередко становятся по стечению обстоятельств (очень большое значение здесь имеет даже качество перевода работ автора с языка оригинала). Кроме того, в России имеет смысл разделять классику на отечественную и зарубежную, ведь многие, кто числятся классиками в России, к сожалению, «страдают комплексом неполноценности и одновременно, следуя призыву Хрущева, очень хотят показать Америке кузькину мать».

Ирина Савельева, не оспаривая последний тезис профессора Брагинской, сказала, что, с точки зрения  авторов книги, классики должны отвечать трем требованиям: считаться классиками в академическом сообществе, изучаться в классах и использоваться в современных исследованиях.

А вот по мнению профессора кафедры экономической методологии и истории факультета экономики ГУ-ВШЭ Натальи Макашевой, классики, во всяком случае в экономической науке, остались в далеком прошлом, им на смену в XX веке пришли «просто» выдающиеся деятели. В общем, получается, почти как у известного киногероя: «Вы вовсе не величайший из королей, а выдающийся, да и только!»

— Классик — это всегда космос, а теперь вокруг нас одни профессионалы, — с грустью констатировала профессор Макашева, добавив, что классиком кого-нибудь подчас объявляют лишь затем, чтобы разгромить его работу и заработать на этом имя себе самому.

За экономистов вступилась заведующая кафедрой анализа социальных институтов факультета социологии ГУ-ВШЭ Инна Девятко, которая считает, что экономика просто больше всего преуспела в инструментализации классики.

— Классик — это человек, который сохраняет способность, в определенном смысле, воспроизводить себе подобных, и вот эту способность инструментализировать нельзя, — сказала Инна Девятко. — Когда многократное цитирование приводит к забвению автора, когда его идеи и мысли кажутся всеобщими, это и значит, что он настоящий классик.

Ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Ирина Сироткина начала свое выступление с легкого упрека авторам:

— У нас, к сожалению, принято оценивать книги по тому, чего там нет. Так вот в этой книжке есть, кажется, все, кроме одного — женщин. Считается, что не могут они быть классиками — и этот стереотип почему-то до сих пор не преодолен.

По словам Ирины Сироткиной, прочитав книгу, она пришла к выводу, что у каждого автора модель функционирования классики сложилась под влиянием той дисциплины, которую он изучает. И только философы считают, что классики нет, ведь «у каждого философа классика — своя».

Проблема междисциплинарного связывания различных подходов к анализу классики волновала и одного из авторов монографии старшего научного сотрудника Центра фундаментальной социологии ИГИТИ Виктора Вахштайна.

— Книга ставит больше вопросов, чем дает ответов, — сказал он. — Для меня самый главный вопрос: а возможна ли в принципе междисциплинарность? Как обсуждать проблему в единых для всех наук и дисциплинах терминах и понятиях? По большому счету, выстроить такой метаязык все-таки невозможно.

Другой соавтор монографии, руководитель отдела социально-политических исследований Левада-Центра Борис Дубин, вспомнил, что еще в мае 1979 года на семинаре в Библиотеке имени В.И. Ленина он выступал с докладом «Что такое классика». По его мнению, говоря о классиках в науках, мы действуем по аналогии с классиками в искусстве. Либо мы рассматриваем их труды и роль в контексте общественных процессов, либо в контексте культуры (в зависимости от того, с какими культурными элементами они работают), либо в контексте истории.

— Классика как проблема — это проклятие, а, может быть, и находка западной цивилизации, — сказал Борис Дубин. — Скажем, в Германии почти до конца XIX века классик определялся по его специфическому отношению к античности. Для меня же проблема классики — это проблема модерна.

Впрочем, как сказала профессор филологического факультета МГУ Татьяна Венедиктова, споры о том, как относиться к классике, кого считать «настоящим» классиком, а кого — самозванцем, как и споры о том, остановилось ли «производство» классики и классиков с началом эпохи постмодерна, столь же неизбежны, сколь и бесперспективны при поисках истины.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой

Вам также может быть интересно:

ВШЭ расширяет международное сотрудничество в гуманитарной сфере

С 2016 года Высшая школа экономики становится первым российским вузом — ассоциированным членом одного из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Проект направлен на укрепление международного сотрудничества в сфере гуманитарных исследований. Его цель — изучение факторов, влияющих на культурные процессы истории развития человечества.

Филологи Вышки занялись культуромикой

Факультет филологии ВШЭ и «Рамблер-Афиша» начинают совместные проекты в области культуромики — нового направления гуманитарных цифровых исследований. Первый проект, «Имена времени», был представлен на фестивале «Политех», недавно завершившемся на ВВЦ.

Классика в нестандартном обсуждении

1 марта в рамках Года Германии в России в Российско-немецком доме прошел семинар, посвященный 200-летию немецкого писателя Г. Бюхнера, инициаторами которого выступили кафедра немецкого языка ВШЭ, доцент кафедры управления человеческими ресурсами ВШЭ В. Устинова, волонтерская студенческая группа факультета философии ВШЭ под руководством М. Румянцевой.

Выходя за пределы отдельной науки

7 февраля в НИУ ВШЭ состоялась презентация и обсуждение двух книг, изданных в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований к юбилею директора института, ординарного профессора ВШЭ Ирины Савельевой.

Журнал «Социологическое обозрение», №1-2, 2011

Вышел новый номер журнала «Социологическое обозрение» (№1-2, 2011), издаваемого Центром фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ..

Незнакомое Царицыно

14 декабря в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Пространство, человек, история. Социокультурные трансформации музея и парка Царицыно», организованный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ГУ-ВШЭ.

Границы «научности»

В ноябре вышел второй номер межуниверситетского гуманитарного журнала «Культиватор», посвященный границам «научности». О журнале, его миссии и новом номере рассказывает член редколлегии, выпускник магистерской программы «Философская антропология» ГУ-ВШЭ Владимир Селиверстов.

Университеты и города: развивая традиции

В ноябре в Высшей школе экономики прошла презентация книги «Университет и город в России (начало XX века)», организованная Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ им. А.В. Полетаева.

Для пытливых и неленивых

16 ноября в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ прошла ежегодная церемония, на которой отмечаются и приветствуются студенты — наиболее активные слушатели факультативов Института.

МАГия науки

8–10 октября сотрудники Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ приняли участие в работе конференции Международной ассоциации гуманитариев (МАГ) «Актуальные проблемы исследований в гуманитарных науках на постсоветском пространстве» (Львов).