• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Минобороны и правозащитники намерены работать вместе

25–26 ноября в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Общественно-значимые задачи формирования нового облика Вооруженных Сил РФ», на котором обсуждалась текущая реформа армии и степень вовлеченности в нее институтов гражданского общества.

Организаторами круглого стола выступили, помимо ГУ-ВШЭ, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Министерство обороны РФ, Союз Комитетов солдатских матерей России и Общественная Инициатива «Гражданин и Армия». Формальным поводом проведения дискуссий стали разработанные Минобороны в рамках военной реформы проекты законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации», которые коренным образом меняют правовую ситуацию, связанную с призывом и прохождением гражданами военной службы. Как считают эксперты и правозащитники, еще до рассмотрения этих законопроектов на заседании российского правительства и до направления их в Государственную думу (это планируется сделать в начале 2010 года), необходимо провести их правовой анализ на предмет соответствия действующему российскому и международному законодательству.

Работу круглого стола открывал Ярослав Кузьминов, выступавший в качестве не только ректора ГУ-ВШЭ, но и члена Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Он отметил, что в настоящий момент проводятся две реформы, которые «предполагают существенную ломку сложившихся институтов» и должны привести к «радикальному упрочнению позиций нашей страны». Это реформы образования и армии.

— В вооруженных силах должны служить люди, пользующиеся уважением, имеющие высокий статус в обществе, — сказал Ярослав Кузьминов. — К большому сожалению, эти базовые понятия, по крайней мере, последние 20 лет находились под большой угрозой, что является серьезной социальной проблемой для нашей страны.

Отметив позитивные изменения в политике нынешнего руководства Минобороны, ректор ГУ-ВШЭ предостерег от того, чтобы «радикальная реформа наших вооруженных сил шла бы по традиционному для России принципу: лес рубят — щепки летят». Речь идет о соблюдении прав и действующих военнослужащих, и военнослужащих, увольняемых в запас.

По мнению Ярослава Кузьминова, военная служба по контракту рядовых, сержантов недостаточно обеспечена экономически. Денежное содержание рядовых и сержантского состава должно хотя бы на 25% превышать размер средней заработной платы, а служащие по контракту старшины и сержанты должны, как и офицеры, обеспечиваться жильем. Гораздо более ответственно нужно подходить и к планированию расходов по подготовке офицеров, которая сейчас в среднем в три раза дороже, чем подготовка гражданского студента. На должности в вооруженных силах, не требующие специфического военного образования, должны привлекаться выпускники гражданских вузов.

— Давайте вспомним, что в армиях многих стран, да и в России, были не только боевые офицеры, но и военные чиновники, — сказал Ярослав Кузьминов. — Статус боевого офицера при появлении такого рода военных чиновников только возрастет.

Ключевым вопросом также является защита прав призывников «по всей цепочке от работы призывных пунктов, медицинских комиссий до соблюдения гражданских прав военнослужащих, в том числе такого рода, как информационное включение в жизнь общества».

Ярослав Кузьминов от лица правозащитников и экспертов предложил создать совместную рабочую группу Минобороны и Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, — группу, которая должна будет провести комплексную оценку подготовленных законопроектов.

Среди других предложений и рекомендаций, направленных президенту и правительству, можно выделить амнистию и смягчение наказания военнослужащим, самовольно оставившим место службы и не совершившим иных уголовных преступлений, восстановление президентской комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, передача медицинского освидетельствования граждан при призыве из военкоматов в гражданские медицинские учреждения. Военнослужащие должны обрести статус «граждан в военной форме», в рамках которого они обладали бы реальными гражданскими и социальными правами и действенными механизмами их защиты.

Начальник Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков отметил, что согласен с необходимостью участия общественных структур в жизни армии и оптимизации совместных с правозащитниками усилий в этом направлении. Он также привел некоторые цифры, свидетельствующие о том, что Минобороны удалось добиться определенных успехов в укреплении воинской дисциплины. По его данным, количество совершенных военнослужащими преступлений и происшествий в Вооруженных Силах за истекшие месяцы этого года уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,3%, а количество участников преступлений — на 13,8%. На 24,4% уменьшилось число военнослужащих, погибших в результате преступлений и происшествий. Существенно (на 25,9%) уменьшилось и число «суицидальных происшествий».

Переход на одногодичный срок службы по призыву был, по признанию генерала Башлакова, «непростым».

— Однако принятыми мерами, в том числе и усилиями общественных организаций, удалось сохранить стабильность в воинских коллективах и добиться некоторого снижения количества правонарушений в сфере межличностных отношений военнослужащих, — сообщил он. — Но коренным образом мы эту проблему не решили. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими приобрели другие проявления, которые в большинстве случаев имеют корыстную направленность — это поборы и вымогательства.

Что же касается экономической мотивации службы в вооруженных силах, то, по словам генерала Башлакова, «в вопросах финансового стимулирования офицерского труда основной упор делается на первичное звено — командиров взводов, рот, батальонов, которые непосредственно работают с личным составом».

Свой взгляд на армейские проблемы представил координатор общественной инициативы «Гражданин и Армия», член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко. Он приветствовал идею «приблизить военную службу к государственной», отметив, что в предлагаемых законопроектах впервые предпринимается попытка дать определение самому понятию «воинская обязанность». Одновременно в законопроектах предлагается лишить суды права приостанавливать отправку призывника в воинскую часть на время разбирательства об обоснованности призыва, что противоречит ряду международных договоров и Кодексу безопасности ОБСЕ, подписанному Россией.

Высказался Сергей Кривенко и об отмене некоторых отсрочек по призыву, проведенной без всякого общественного обсуждения и противоречащей провозглашенной государством демографической политике и поддержке молодых семей. А по работе призывных медицинских комиссий новый законопроект «не только не устраняет имеющиеся пробелы в законодательстве, но и усугубляет их». Поэтому принимать законы в их нынешнем виде нельзя, считает координатор общественной инициативы «Гражданин и Армия».

Значительную часть круглого стола заняли доклады представителей комитетов солдатских матерей. Особенно эмоциональным было выступление главы калининградского комитета Марии Бонцлер.

— Пятнадцать лет я задаюсь вопросом, кто нужен государству и армии — бойцы или инвалидный отряд? — сказала она, назвав действующее в настоящее время «официальное расписание болезней преступным». Система медицинского освидетельствования призывников, по ее мнению, нуждается в кардинальном пересмотре. Она также высказалась против идеи переложить расходы по медицинскому освидетельствованию на систему медицинского страхования, а, следовательно, на самих призывников.

План призыва, и сейчас соблюдающийся с трудом, скоро станет совсем невыполним, и у государства останется лишь два выхода: или менять расписание болезней и призывать на службу практически всех, кто может ходить, или «признать правду, что такого количества здоровых призывников у нас нет».

— В конце концов, Министерство обороны не виновато, что в 1990-х женщины у нас не рожали, так что призывать нужно только здоровых людей — сколько их реально есть, столько и набирать, — уверена Мария Бонцлер. — Наконец, стоит подумать, нужна ли нам в современных условиях такая огромная армия, способная справляться со своими задачами в лучшем случае «на троечку».

Заместитель министра обороны Николай Панков
Заместитель министра обороны Николай Панков
Заместитель министра обороны Николай Панков стойко перенес обрушившуюся на военное ведомство критику, признав, что сторонников новых законопроектов немного.

— Но мы позитивно восприняли предложение создать совместную рабочую группу, и думаю, что уровень представительства Министерства обороны на этом круглом столе наглядно демонстрирует нашу заинтересованность в общественных дискуссиях, — сказал он. — Мы за открытость, мы воспринимаем критику, и ее действительно много. Я бы только попросил, чтобы в будущем наше общение было более уважительным и равным. Не загоняйте нас в угол, не заставляйте оправдываться в том, в чем мы, военные, не виноваты.

— Нужно не дать заморозить те позитивные тенденции, которые начали складываться в вооруженных силах, — согласился Ярослав Кузьминов. — И здесь мы должны поддержать военных-реформаторов. Надо понимать, какие моральные вызовы стоят перед ними, ведь речь идет о реформировании огромной структуры, о сокращении в разы старшего офицерского состава — их товарищей. Такая сложная задача в обозримый исторический период нашей армией еще не решалась.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой

Вам также может быть интересно:

Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм

X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.

Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет

Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе

Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться

9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».

Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры

23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.

Должно ли государство поддерживать благотворителей?

Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Где готовят исследователей гражданского общества

Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.