• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Об этот камень можно споткнуться

2 февраля в Высшей школе экономики прошел методологический семинар Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ «К понятию социального».

Все профессии нужны, все профессии важны. Только одни более «понятные», а другие — более «загадочные». Даже у детей дошкольного возраста есть представление о том, чем занимается врач, актер, учитель. А чем занимается социолог? Не только дети, но зачастую и кандидаты социологических наук не могут внятно ответить на этот вопрос.

На методологическом семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ обсуждалось понятие «социального». Ведь именно социальное действие (социальное взаимодействие, социальные отношения, социальная система и пр.) являются предметом социологии. Следовательно, отделив «социальное» от «несоциального», можно обозначить границы социологии.

Дискуссию на методологическом семинаре о том, что есть «социальное», затеял, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. Не будучи человеком наивным, В. Радаев и не предполагал, что за два часа удастся выработать общее согласованное мнение о предмете социологии. Но, предваряя обсуждение, он призвал коллег хотя бы попытаться операционализировать понятие «социального» и сделать это так, чтобы «и дилетанту было понятно».

Социология изучает «все социальное», а все вокруг является «социальным»

Для затравки В. Радаев напомнил, что у классиков социологии границы «социального», мягко говоря, несколько размыты. Так у Э. Гидденса можно встретить определение социального мира как мира осмысленного, противоположного миру природы. Из этого легко сделать вывод, что все человеческое есть социальное.

Питирим Сорокин уходит еще дальше в расширении границ социологии. Он исключает из предмета социологии только взаимодействие неорганических тел, растительных и живых организмов. Но ведь существует зоосоцилогия и социология вещей!

Зацепку в ответе на вопрос о предмете социологии можно найти у Макса Вебера. Он (а вслед за ним и многие современные социологи) считает, что предметом изучения социологии является социальное действие, то есть действие, которому присущ внутренний субъективный смысл и которое по этому смыслу ориентировано на других.

Но попробуйте найти хоть что-то, что не укладывается в это определение М. Вебера. Какое действие не является социальным? На самом деле, показать, что социальным является все намного проще, чем найти формы человеческого поведения, которые социальными не являются. Так, декан факультета социологии и политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук Виктор Вахштайн виртуозно показал собравшимся, что и камень, лежащий на дороге, и солнце, светящее в небе, суть есть социальные явления. Цитируя Б.Латура, В.Вахштайн заметил, что социология должна анализировать, скажем, и дорожное покрытие, и камень на нем. Ведь об этот камень можно споткнуться, а тот, кто споткнется, может с травмой обратиться к врачу, или в страховую компанию за страховкой. В этом смысле, материальный мир определяет человеческое взаимодействие и, конечно же, должен быть в центре интереса социологов.

Солнце в небе — ничуть не менее социальное явление, чем камень на дороге. Ведь все, что обычные люди знают о солнце, они знают из обыденного опыта. Обращение к солнцу укоренено в социальных практиках. «А как только мы редуцируем объект к практикам его описания, тут же включается социология», — поясняет В. Вахштайн.

Получается, что прочтение классических книг по социологии не слишком приближает нас к операциональному определению «социального». Что, впрочем, совсем не означает, что классиков читать не нужно.

На уровне интуиции

С другой стороны, отсутствие у ведущих социологов четкой дефиниции «социального» не мешало, а некоторым не мешает и до сих пор, быть социологами. Более того, все значимые социологические работы написаны «в общем когнитивном стиле». Образованный человек, скорее всего, сможет отличить работу социологическую от, скажем, исторической. Отсюда вытекает предложение ординарного профессора ГУ-ВШЭ Александра Филиппова и Виктора Вахштайна перестать пытаться операционализировать «социальное». «Базовая интуиция», которой обладают социологи, и так направит их на путь истинный в изучении смыслов в противовес изучению бытия.

Конечно же, В. Радаева, как человека, не оставляющего попытки соединить социологическую теорию с практикой, предложение основываться на «базовой интуиции» удовлетворить не могло. Ведь это, по сути, означает, что для того, чтобы быть социологом, не обязательно знать, что такое социология. Следуя ироничному определению известного социолога Геннадия Батыгина, мы видим, что социолог — это тот, кто занимается социологией. Или же, обращаясь к менее гениальному, то не менее подходящему определению П. Бурдье, социальное — это то, что мы можем проинтерпретировать как социальное.

Сужая круг

Если понятие обозначает все, то это ни для чего не может быть полезным. Однако у слова «социальное» есть не только широкое значение, в которое попадает практически любое действие, но и значение довольно узкое, на что указала заместитель заведующего кафедрой экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина. В этом узком смысле «социальное» связано с понятием справедливости и государства — речь здесь идет о социальной политике, социальном обеспечении и прочем в этом роде.

Александр Филиппов напомнил, что первоначально социология занималась изучением «социального» именно в узком смысле этого слова. Понятие это проистекло из социальных движений. В.Радаев добавил, что, зародившись в изучении насущных социальных проблем, социология, как и прочие социальные науки, попала под пагубное влияние собственных амбиций. И началось бесконечное расширение предмета.

«Важны слова. Все остальное — болтовня»

В дискуссии о социологических понятиях часто смешиваются споры о самом понятии и о явлении, которое это понятие обозначает. Так, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Гофман подчеркнул, что первоначально слово «социальное» ассоциировалось исключительно с социальными движениями, а сейчас в социологии этим словом заменяют немодное нынче понятие «общество».

Не смешивать понятие «социальное» и феномены, которые за этим понятием могут стоять, призвали ординарный профессор ГУ-ВШЭ Инна Девятко и заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ Андрей Полетаев. Инна Девятко напомнила, что понятие «социального» является философской категорией, следовательно, оно не может быть предметом прикладной науки само по себе. А вот феномены, которые это понятие обозначает, как раз могут (и должны) находиться в центре социологического внимания. Нужно просто договориться, какой феномен (феномены) обозначаются понятием «социальное».

Но договориться об этом (да еще так, чтобы стороннему человеку было понятно), как показала данная дискуссия, не просто сложно, а очень сложно.

«Бегать как хоббиты»

Так куда же двигаться дальше и профессиональным социологам, и неравнодушным дилетантам, чтобы хоть на шаг продвинуться в операционализации «социального» и понимании того, что такое социология.

В самых общих чертах направления движений могут выглядеть следующим образом.

Первый путь — безжалостно сузить понятие «социального». Вернуть социологию к первоначальному «призванию» — изучению проблем «бедных и убогих». Это сразу спускает нас на много ступенек вниз к реальному и тому, что поддается операционализации. Но вот что на это скажут те, кто интересуется социологией телесности, например?

Второй путь — смотреть на любые явления через «специальные очки», объяснять явления через призму социального. Это подвигает нас в сторону определения социологии через ее методы. Но путь этот витиеватый, ведь сейчас у всех социальных наук очень схожие методы исследования.

Третий путь — повесив над рабочим столом портрет М. Вебера, признать, что «социальное» есть континуум. Любое действие может быть более социальным и менее социальным.

Есть еще и четвертый путь. Не путь даже, а скорее бег на месте. Оставить все, как есть. Пусть теоретики, основываясь на интуиции, объясняют смыслы, а практики, операционализируют то, что легче легкого поддается операционализации и притягивают за уши теоретические основания для своих исследований.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

 

Результаты опроса посетителей портала Высшей школы экономики и портала "Экономика. Социология. Менеджмент"  на тему "Что исследует социология?"

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.