• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Увидеть концерт со сцены

17 мая в Культурном центре ГУ-ВШЭ на очередной встрече Клуба любителей документального кино при поддержке Фонда «Либеральная миссия» состоялся просмотр фильма «Последний вальс» Мартина Скорсезе. Ведущим, как всегда, был вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Григорий Либергал.

Фильм, вышедший на экраны в 1978 году, снят в жанре фильма-концерта. По мнению Григория Либергала этот «самый стойкий жанр кинодокументалистики» немало содействовал выживанию документального кино с 60-х по 80-е годы ХХ века, пока не сформировался прокат артхаузных документальных картин.

«Последний вальс» —  прощальный концерт канадской группы The Band, которую в Советском Союзе по понятным причинам практически никто не знал. А во всем остальном мире, повально увлеченным рок-музыкой и рок-культурой, репутация коллектива была очень высока. Неслучайно полдюжины пластинок группы и по сей день находятся в списке сотни лучших музыкальных альбомов за всю историю ХХ века.  Музыкальные критики всегда отмечали неповторимый сплав блюза, кантри и рок-н-ролла в композициях The Band.

В день Благодарения, 25 ноября 1976 года, в Сан-Франциско коллектив музыкантов, переживающих творческий кризис после многолетних непрерывных гастролей, объявил о прекращении концертной деятельности. Учитывая место, которое группа занимала тогда в рок-музыке, это стало главным событием года в западной музыкальной культуре. Вместо двух тысяч билетов было продано пять, в зале собрались поклонники группы,  любители рока и те, кто хотел увидеть друзей коллектива — Эрика Клэптона, Ринго Старра, Боба Дилана, Рона Вуда и многих других рок-звезд первой величины.

Мартин Скорсезе, который тогда еще не был всемирно известен, параллельно снимал свой исторический мюзикл «Нью Йорк, Нью-Йорк» и сумел организовать уникальные съемки концерта, пригласив на один вечер семерых лучших операторов из разных стран мира. Режиссер хотел сосредоточить все внимание картины на музыкантах группы, и это ему вполне удалось. Практически весь фильм снят крупными и средне-крупными планами, так что можно рассмотреть не и капли пота на лицах музыкантов, и то, как меняется их настроение, выражение глаз по ходу концерта. Фильм прекрасно и чутко передает особую атмосферу любви, объединяющую музыкантов The Band — и к музыке, которую они исполняют, и друг к другу, и к друзьям, пришедшим спеть и сыграть вместе с ними в последний раз. Опьянение от музыки, невероятное обаяние людей, принадлежащих к особому братству рок-музыкантов и занятых любимым делом — основные впечатления от картины.

Кроме съемок самого концерта Мартин Скорсезе вмонтировал в фильм пять интервью — с каждым музыкантом коллектива, и они по очереди вспоминают разные истории из своей гастрольной жизни и выступлений на самых разных сценах. Группа гастролировала в течение 16 лет, первые 8 из которых они играли в барах, танцзалах и всяких забегаловках.

«Мы хотели, чтобы это был не просто концерт, а праздник, на который придут не просто наши друзья, а люди, оказавшие самое большое влияние на музыку нашего поколения», — говорит в интервью Робби Робертсон, соло-гитарист и автор песен группы.

«Жизнь на колесах не может продолжаться вечно, — скажет он чуть позже. — Этот невозможный образ жизни унес Джимми Хендрикса, Элвиса Пресли и других выдающихся музыкантов».

В отличие от подавляющего большинства фильмов этого жанра, сознательно выстроенных на взаимодействии музыкантов со зрительным залом, Скорсезе практически не снимает публику. Один раз, в самом начале картины, была показана километровая очередь за билетами, а потом зрители попадали в поле зрения камеры, только если оператор снимал музыкантов со спины. Поэтому во время просмотра кинофильма зритель видит музыкантов не из зала, а со сцены.

Монтажом картины Скорзесе занимался полтора года. За это время успел выйти тройной альбом группы под тем же названием, который по рейтингам продаж стал платиновым. Кстати название альбома, концерта и фильма — «Последний вальс» — объясняется тем, что музыканты, прощаясь с публикой, сыграли композицию в ритме вальса, старомодного и трогательного, который, как последний аккорд, заканчивал «сценарий» их гастрольной жизни и служил началом жизни новой.

Просмотр картины занял около 2-х часов, но обсуждение не состоялось не только потому, что зрители устали. Просто добавить к увиденному было нечего. Все, кто остался в зале после первых оглушительных рок-аккродов, получили удовольствие от музыки, оценили великолепную операторскую работу, выдающийся звуковой монтаж фильма и были благодарны Григорию Либергалу за выбор картины для показа.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.