• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ: обеспечить единое пространство

18 октября состоялась вторая и, как оказалось, не последняя сессия конференции профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ: было решено продолжить обсуждение основных направлений развития Высшей школы экономики — в онлайн-режиме на специальном форуме, а затем на следующей, третьей, части общего собрания, которая намечена на декабрь.

Видеозапись второй сессии конференции профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ Видеозапись второй сессии конференции профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ

Напомним, на первой, прошедшей 1 октября, сессии конференции профессорско-преподавательского состава (ППС) обсуждались кадровое развитие университета, новые образовательные стандарты, технологии и методики преподавания, стратегия ГУ-ВШЭ как научно-исследовательского университета, а также корпоративная культура вуза, и дискуссии по этим темам почти три недели активно продолжаются на специально организованном для этого форуме.  Открывая вторую встречу, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов заметил, что руководство университета намерено и дальше участвовать в этом диалоге, но промежуточные итоги обсуждения подводить не стал. «Все вопросы жизни университета связаны между собой, — пояснил он, — и сегодня хотелось бы обсудить инфраструктурные, финансовые, бюрократические проблемы с тем, чтобы у нас с вами было более полное представление об условиях нашего развития и основных проблемах, существующих вокруг научно-образовательного процесса».

В качестве новых тем к обсуждению на второй сессии собрания предлагались развитие инновационной инфраструктуры ГУ-ВШЭ, международное сотрудничество, взаимодействие со студентами и выпускниками. Однако все их рассмотреть собрание не успело.

«Обнажить язвы бюрократизма» вызвался декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко, предложивший для начала понять, что имеется в виду, когда речь заходит о бюрократизации университета. «Мне кажется, что коллеги говорят о двух связанных, но разных процессах, — сказал он. — О расширении сугубо бюрократических процедур в системе управления университетом и отчуждении бюрократического аппарата от потребностей академического сообщества и, если хотите, первородных целей университета». И если с первым процессом, неизбежным при разрастании ВШЭ как образовательного и научного центра, нужно не бороться, а оптимизировать его, то второй процесс, по мнению декана, представляет собой серьезный вызов. «Постепенно вместо превращения в исследовательский университет мы рискуем превратиться в крупную учебно-исследовательскую корпорацию предпринимательского типа, управляемую на принципах "эффективного менеджмента"», — предостерег Александр Чепуренко.

За расширяющимся аппаратом управления трудно уследить: профессора часто не знают, в какое подразделение нужно обращаться для решения того или иного хозяйственного вопроса. Лимитированы полномочия факультетов, которые могли бы «самостоятельно решать вопросы перевода студентов на другие учебные планы, найма обслуживающего персонала и младших сотрудников» — такая практика существует в ведущих западных университетах. Но и ответственность руководителей подразделений в таком случае повысится, и «спрашивать с них надо будет по-особому».

Одну из системных причин бюрократизации Александр Чепуренко видит в приходе бывших государственных чиновников на административные должности в университете. Привыкшие работать по своим правилам, они вступают в противоречие с академическим сообществом, а «содержательные процессы заменяют бумаготворчеством».

Возможные направления противодействия бюрократизму могут заключаться в следующем. Во-первых, предлагается усилить роль коллегии ординарных профессоров, которая могла бы снять часть нагрузки с ректората. Во-вторых, необходимо ввести индикаторы эффективности работы университетской бюрократии. Для стимулирования выработки решений по оптимизации управленческих процессов можно создать фонд организационного развития. Часть полномочий должна быть делегирована на уровень факультетов, но эти полномочия должны подкрепляться соответствующим финансированием. Для решения взаимосвязанных материально-технических вопросов можно создать службу «одного окна». Наконец, нужно не забывать о формировании корпоративной культуры, в которой не меньшую роль, чем имидж и символика, играют принципы, на которых создавался университет, и люди, продолжающие ему служить.

Профессор кафедры государственной и муниципальной службы Александр Оболонский в своем комментарии отметил, что в Высшей школе экономики наблюдается рост и почкование подразделений, которые напрямую не связаны с учебным и исследовательским процессами. «Это нормально, но все эти подразделения должны существовать, чтобы обеспечивать и облегчать основную деятельность, а на деле этот процесс вышел из-под контроля», — полагает он.

Продолжая тему, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Михаил Краснов сказал, что многое зависит от мотивации и мотивированности университетских бюрократов. «Если мотивация на помощь — это одно, но многие воспринимают себя не в качестве помощников научного, творческого процесса, а как глаза, уши и ноги руководства», — констатировал он и предложил подумать над созданием административного кодекса университета.

Декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексей Барабашев говорил о «сильно затянувшемся» эксперименте с внедрением системы документооборота (СДОУ), от которой ввиду неэффективности нужно либо отказываться, либо полностью трансформировать ее. «Вообще нужно выделить несколько "узких мест" в нашей системе управления и именно над ними работать», — добавил декан. Заметим, что выступавший чуть позже первый проректор ГУ-ВШЭ Александр Шамрин пообещал, что в ближайшее время система СДОУ будет переведена на новую платформу, что должно снять часть имеющихся сейчас проблем.

Профессор кафедры методов сбора и анализа социологической информации Дмитрий Шмерлинг, выступая вначале «от своего лица», посетовал, что, с одной стороны, Ученый совет университета превращается в совет административный, а с другой стороны, ВШЭ мало занимается построением связей с крупным бизнесом через существующие попечительские советы. Выступая уже от лица своих студентов и аспирантов, Дмитрий Шмерлинг предложил создать специальный фонд стажировок для малообеспеченных студентов.

Ярослав Кузьминов, согласившись со многими из прозвучавших оценок, заметил, однако, что тратить свое время на непосредственное руководство университетом мало кто из профессоров хочет, и создать в университете сетевые структуры взаимодействия на словах гораздо легче, чем на деле. Что же касается функций Ученого совета, то они, напомнил ректор, и по закону должны быть административными. Другое дело, что масштабы университета настолько велики, что Ученый совет не может охватить абсолютно все аспекты его деятельности. По словам ректора, он готов передать часть функций ректората соответствующим комиссиям Ученого совета — но кто из профессоров готов реально работать в этих комиссиях? «Давайте предпримем еще одну попытку формирования таких оценивающих коллегий, — предложил ректор. — Это будет следующий шаг развития нашего самоуправления».

Идея фонда поддержки малообеспеченных студентов представляется ректору хорошим начинанием, но здесь на первый план выходит этический аспект: захотят ли сами студенты открыто заявлять о своем трудном материальном положении? А вот создание специального кодекса для административных работников Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов не поддержал: не нужно искусственно разделять сотрудников ВШЭ на две категории, предъявляя специальные требования лишь одной из них. В целом же ректор выразил уверенность в том, что «за последние год-два взаимоотношения между администраторами и преподавателями в Высшей школе экономики несколько улучшились».

Вторым пунктом повестки был доклад Александра Шамрина об инфраструктурном развитии университета. Говоря об информационной инфраструктуре, первый проректор отметил, что в ближайшее время должен быть завершен процесс включения всех филиалов Высшей школы экономики в единое информационное пространство, продолжится развитие технологий, обеспечивающих дистанционное обучение, будут создаваться информационные системы поддержки научных исследований, образовательной деятельности (LMS) и контроля и учета размещения персонала. Система LMS предусматривает, в частности, создание персональных кабинетов преподавателей и студентов, онлайн-доступ к учебным курсам, а также создание среды социального взаимодействия студентов и преподавателей.

Беспроводной Интернет будет доступен во всех основных зданиях ГУ-ВШЭ в Москве к середине 2011 года, а в филиалах — к 2012 году. Ярослав Кузьминов, в свою очередь, поручил техническим службам университета решить проблему доступа к ресурсам электронной библиотеки в филиалах вуза.

Значительно тяжелее ситуация с имущественной инфраструктурой ГУ-ВШЭ. Александр Шамрин признал, что университет обеспечен лишь половиной необходимых площадей. Впрочем, положение будет меняться. Так, началась реконструкция комплекса зданий на Покровском бульваре, в результате которой полезная площадь комплекса увеличится вдвое: будет построен новый аудиторный корпус, читальный зал библиотеки, а за домом Дурасова появится просторный атриум. В целом, одной из главных задач будет «стягивание» московских зданий ВШЭ вдоль Калужско-Рижской линии метрополитена, что позволит существенно сократить время, затрачиваемое студентами на перемещение между корпусами Вышки.

Два новых корпуса общежития будут в следующем году открыты в подмосковных Дубках, будет введен в строй и так называемый «Трилистник» — еще одно общежитие в Одинцове. В перспективе планируется реконструкция центрального кампуса Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ на Васильевском острове. Строительство и капитальный ремонт зданий будут проведены и в двух других филиалах Высшей школы экономики, несмотря на значительное сокращение средств, выделяемых университету на эти цели.

«Мы всегда развивались, опережая свою материальную базу, — сказал, комментируя доклад, Ярослав Кузьминов. — Нам необходимо обсуждать, какая среда нужна в университете в условиях его крайней разбросанности, что нужно обеспечить самостоятельную работу студентов в стенах Высшей школы экономики, чтобы они не убегали отсюда, как только заканчиваются занятия».

Из доклада директора по финансовой работе ГУ-ВШЭ Елены Юдиной можно было сделать три основных вывода: штат университета продолжает расти (с 2007 по 2009 год он увеличился примерно на 20%), растет средняя заработная плата, а «социальное расслоение» (разрыв в заработке разных категорий профессорско-преподавательского состава) уменьшилось за это время почти вдвое.

Ярослав Кузьминов подтвердил, что университет «последовательно старается наращивать два инструмента — заработанную плату и академические надбавки». Ставки преподавателя ВШЭ должно хватать на то, чтобы нормально жить на эти деньги, не отвлекаясь от своей основной работы, уверен ректор. Но стимулировать необходимо не только исследовательские, но и собственно преподавательские достижения — для этого в Вышке, вероятно, будет введена специальная категория надбавок. Вообще, «вес» надбавок в стимулировании сотрудников университета должен увеличиваться, но для их получения и сохранения отныне необходимо будет регулярно проходить программы повышения квалификации.

Сообщив об этом, Ярослав Кузьминов предложил перенести обсуждение оставшихся пунктов повестки конференции на следующее заседание, которое ориентировочно состоится в начале декабря.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Александр Шохин и Евгений Ясин переизбраны президентом и научным руководителем ВШЭ

Решение об избрании их на очередной пятилетний срок принято по итогам голосования членов ученого совета Вышки.

В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий

Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.

Вышка разрабатывает новую программу развития

15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.

Как зарабатывает и тратит университет

30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.

ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях

Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.

Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым

9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.

Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?

Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.