• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты и города: развивая традиции

В ноябре в Высшей школе экономики прошла презентация книги «Университет и город в России (начало XX века)», организованная Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ им. А.В. Полетаева.

И в России, и за рубежом тема университетов вызывает большой интерес не столько в связи с Болонским процессом, сколько из-за стремления сохранить национальные интеллектуальные традиции. Это то, чем каждый университет в отдельности и все европейские университеты вместе утверждают свою культурную значимость и социальный престиж.

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) развивает данную тему в связи с изучением истории и социологии знания. Вслед за проведением круглого стола «"Классический" университет: традиция или архаика?», который собрал ведущих специалистов нашей страны, ИГИТИ приступил к деконструкции ключевого понятия в языке университетского самоописания — «классическая университетская традиция».

Теперь уже ясно, что выход книги «Университет и город в России (начало XX века)» (М.: Новое литературное обозрение, 2009) — крупное научное событие в России. Но еще это — результат сотрудничества профессора университета Геттинген Труде Маурер и ведущего научного сотрудника ИГИТИ ГУ-ВШЭ Александра Дмитриева, которые стали ответственными редакторами книги.

Открывая презентацию, заместитель директора ИГИТИ Елена Вишленкова рассказала о международных научных проектах института и призналась, что воплощение результатов научных исследований в коллективные монографии всегда дело трудоемкое, но стоящее вложенных усилий. Судьба книг «Университет и город» и «Национальная наука» довольно счастливая: у них широкая читательская аудитория и международная известность.

Труде Маурер рассказала об истории создания книги, которая началась еще в 1980-е годы. Работая над второй докторской диссертацией, исследовательница обнаружила поразительные сходства между немецкими и российскими университетами конца XIX — начала XX веков. Тогда ей казалось, что это объясняется заимствованной из Германии моделью университета, обучением российских стажеров у немецких ученых, ярко выраженным исследовательским императивом российских университетов.

Следующим этапом в изучении российских университетов стала работа профессора Маурер над проектом по взаимодействию университетов с университетскими городами во время Первой мировой войны. На этом этапе немецкая исследовательница убедилась в том, что импортированная в Россию университетская идея обрела самобытные черты и уже мало походила на свой прототип.

Как заметил Анатолий Иванов, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, тема книги является исследовательской находкой. Невозможно заниматься историей университета, не выявляя его связей с городской средой. В каких отношениях находятся студенты и сотрудники университета с различными городскими слоями? Как отвечает на запросы города университет и что получает взамен?

Александр Дмитриев поделился своими впечатлениями о создании книги. Для него это был «поворот» от истории науки к истории университетов. Исследователь убедился, что история российских университетов начала XX века почти не изучена. В зависимости от времени и обстоятельств университет представлял то максимально интегрированную в городскую жизнь социальную институцию, то академический островок в центре социального океана. Немаловажно здесь учитывать и влияние государства на университет, которое, зачастую, определяло взаимоотношения с городом.

После выступления редакторов началось живое обсуждение книги. Присутствовавшие на презентации исследователи говорили о российских «домашних семинарах», которые продолжают традицию императорских университетов (Дмитрий Цыганков, МГУ); о проблеме демаркации «западные»-«восточные» университеты в начале XX века (Сергей Секиринский, ИРИ РАН); об использовании колониальных метафор в университетских «историях» для описания взаимоотношений с местной культурной средой (Ирина Сироткина); о возможности компаративного анализа не только в синхронной, но и в диахронной перспективе (Ирина Кулакова, МГУ); об иерархии университетов в Германии (Александр Полунов, МГУ); и, наконец, о значении самой книги: о ее «настольности» в противопоставлении «нашкафным» книгам (Анатолий Иванов, ИРИ РАН).

Выступления чередовались с небольшими музыкальными фрагментами из студенческих песен начала XX века.

Алексей Плешков, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Реинкарнация периферии

В мегаполисах большинство горожан живут не в центре, а на периферийных территориях. Если мягко и тактично, с учетом опыта самих жителей трансформировать окраины столицы, она станет уютнее и удобнее. Вариант органичного обновления спальных районов Москвы предложен в статье журнала НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики».

ВШЭ расширяет международное сотрудничество в гуманитарной сфере

С 2016 года Высшая школа экономики становится первым российским вузом — ассоциированным членом одного из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Проект направлен на укрепление международного сотрудничества в сфере гуманитарных исследований. Его цель — изучение факторов, влияющих на культурные процессы истории развития человечества.

Филологи Вышки занялись культуромикой

Факультет филологии ВШЭ и «Рамблер-Афиша» начинают совместные проекты в области культуромики — нового направления гуманитарных цифровых исследований. Первый проект, «Имена времени», был представлен на фестивале «Политех», недавно завершившемся на ВВЦ.

Пожертвовать на университет

Десятки вузов в России имеют свои эндаументы — фонды целевого капитала. И хотя большинство таких вузов расположены в Москве и Санкт-Петербурге, есть примеры и в отдаленных регионах. Один из них — Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).

Ледяев В.Г. Социология власти. Теория и опыт эмпирического исследования власти в городских сообществах. М.: НИУ ВШЭ, 2012

В монографии проанализирован и систематизирован опыт эмпирического исследования власти в городских сообществах, начавшегося в середине ХХ в. и ставшего к настоящему времени одной из наиболее развитых отраслей социологии власти.

Студенты — клиенты или собратья по университетскому сообществу?

15 мая на семинаре Института развития образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Является ли университет общественным благом?» выступил председатель национальной комиссии ЮНЕСКО (Великобритания), заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Политическая экономия образования» Ноттингемского университета Джон Морган.

Как построить дороги без дураков

«Территориальная разобщенность: как связать большую страну?» — этой теме была посвящена состоявшаяся 10 апреля в ВШЭ встреча с разработчиками Стратегии-2020 из цикла «Весенний диалог: политики и студенты».

Круглый стол «Современные проблемы развития городских агломераций и вопросы управления агломерационными процессами»

5 апреля в рамках XIII Апрельской Международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» состоялся круглый стол «Современные проблемы развития городских агломераций и вопросы управления агломерационными процессами».

Выходя за пределы отдельной науки

7 февраля в НИУ ВШЭ состоялась презентация и обсуждение двух книг, изданных в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований к юбилею директора института, ординарного профессора ВШЭ Ирины Савельевой.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012

Монография посвящена корпоративной культуре российских профессоров первой половины XIX века.