• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Художественная конструкция деструкций

7 декабря в Культурном центре ГУ-ВШЭ любители документального кино смотрели и обсуждали фильм режиссера Андрея Осипова и сценариста Одельша Агишева «Охота на ангела или четыре любви поэта и прорицателя».

Малый зал Культурного центра Вышки был полон. На просмотр пришли не только любители кино, но и филологи, культурологи, и те, кто интересуется творчеством Андрея Белого, и поэзией Серебряного века вообще. Фильм о трагических превратностях судьбы гениального поэта был снят в 2002 году и с тех пор получил целый ряд престижных премий российских и зарубежных фестивалей.

В картине подобраны и смонтированы фрагменты кинохроники и немого игрового кино начала ХХ века, которые сопровождаются мастерским исполнением закадрового текста о любовных историях и важнейших событиях в жизни поэта. Как известно, Андрей Белый на протяжении практически всей своей жизни оказывался внутри любовных треугольников: то с Валерием Брюсовым и Ниной Петровской, то с Александром Блоком и его женой Любовью Менделеевой, и наконец — с собственной женой Асей Тургеневой и мистиком Рудольфом Штейнером. Только последний, советский период его жизни в союзе с Клавдией Васильевой оказался более или менее благополучным, хотя именно она «помогла» ему совершить серьезнейшую ошибку, когда в 1923 году убедила Белого вернуться из эмиграции в страну Советов.

Никто из биографов Белого не может ни подтвердить, ни опровергнуть версию о том, что Клодя (так называл Клавдию Васильеву Андрей Белый) действовала по заданию партии и правительства. Один только факт ее беспрепятственного выезда из России в Европу говорит о многом. А советская власть в 1920-е годы вдруг почувствовала острый дефицит в советских Гоголях и красных Пушкиных, которые могли бы прославлять новый строй. Советской России потребовались те самые «гнилые интеллигенты», которых она за несколько лет до этого сама безжалостно выбрасывала из страны.

Поэт-символист Андрей Белый, человек не от мира сего, обладавший провидческим даром художник и философ, конечно, не мог и не хотел становиться ни советским Гоголем, ни красным Пушкиным, и был отторгнут и большевистской властью, и советской молодежью, которая свистом и топотом встречала его публичные выступления. В его творчестве выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Как писал его современник философ Ф. Степун, «творчество Белого — это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него».

По мнению ведущего киноклуба ГУ-ВШЭ Григория Либергала, «мастерство авторов фильма позволяет через частную жизнь поэта раскрыть не только его мироощущение, но и сам эмоциональный строй той эпохи». Знаменитые немые киноленты начала прошлого века о неземных любовных страданиях, жгучих страстях, коварных изменах, убийствах из ревности и самоубийствах из мести современным зрителем воспринимаются как очень условные, чересчур театрализованные и забавные. Но в начале ХХ века синематограф был невероятно притягательным для символистов и вполне отвечающим их представлениям об идеальной жизни, и это нашло свое объективное отражение в фильме.

Когда трогательный видеоряд с томными актерами, которые беспрерывно рыдают, манерно заламывают руки и драматично закатывают глаза, сочетается с весьма серьезным закадровым текстом, такое «столкновение» создает особый эффект восприятия картины. Кстати, текст озвучивают замечательные актеры Галина Тюнина, Евгений Миронов и Александр Балуев. Их голоса за кадром рассказывают о творческих замыслах и любовных исканиях поэта, о его прозрениях, тоске, страхах, а на экране одна за другой возникают сцены современного поэту кинематографа, которые словно иллюстрируют один из основных принципов символизма — творить жизнь как художественный акт.

Мнения зрителей о фильме разделились самым решительным образом. Как это ни странно, одна из основных претензий к авторам киноленты заключалась как раз в том, что сделало картину такой необычной и интересной. По мнению целой группы участников просмотра, обилие кадров игрового кино способствовало некой легковесности и несерьезности в раскрытии темы трагической судьбы и одиночества художника в советской России. В свою очередь сторонники фильма напомнили оппонентам, что картину никак нельзя отнести к научно-популярным или биографическим лентам, которые обычно претендуют на всестороннее и глубокое осмысление жизни и творчества великих людей. По жанру фильм можно отнести к поэтической документалистике, хотя своим своеобразием и оригинальностью замысла картина фактически бросает вызов киноведам. Некоторые исследователи кино до сих пор ведут споры о том, документальный ли это фильм вообще. Создатели фильма не просто идеально подобрали фрагменты немого игрового кино, но и выстроили этот материал таким образом, что кадры сложились в совершенно новый сюжет и совершенно самостоятельное произведение киноискусства.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.