• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Документ – отражение проблем общества

13 декабря в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ прошел круглый стол «Статус документа в культуре: проблема фальсификации», подводящий итоги проекта «Статус документа в современной культуре: теоретические проблемы и российские практики».

Видеозапись круглого стола

Во вступительном слове руководитель проекта Ирина Каспэ (ИГИТИ) отметила, что тема фальсификации оказалась на редкость актуальной, однако замысел круглого стола был связан с теоретической проблематикой – с опорной для проекта идеей описать документ через проблематику социального доверия. Документ как посредник необходим в ситуациях, когда прямые механизмы межличностного доверия (вроде «честного слова» или «чистых глаз») по какой-либо причине не удовлетворяют участников взаимодействия. А значит, документ связан с опытом недоверия, периодически обнаруживает недостаточность своих реквизитов и является постоянным объектом сомнений и проверок на фальсификацию. Как различить документ и фальсификат и могут ли в принципе существовать устойчивые критерии, позволяющие это сделать, на каком понимании документа подобное различение основывается и какие оптики рассмотрения документа могут оказаться продуктивными – вот те вопросы, которые предложено было обсудить на круглом столе.

В своем докладе Виктор Вахштайн (ИГИТИ) обратился к исследованиям судебных практик в США. Он отметил, что современное понимание документа – и, соответственно, фальсификата – все в большей степени определяется прагматической оптикой. Это означает, что при аналитическом различении «подлинного» и «поддельного» внимание уделяется не структуре и семантике документа, но различным ситуациям, в которых он «участвует», причем повышенное значение придается интонациям, жестам, мимике взаимодействующих посредством документов людей. Противостоит определению документа как контекстуально обусловленного феномена традиционный формалистский подход, базирующийся на двух положениях: документ имеет фиксированный смысл, существуют социальные институты, этот смысл закрепляющие. Однако оба подхода, по словам В. Вахштайна, имеют общую аксиоматику, разнясь лишь в методологии. Документ не субстанциален, он лишен каузальной силы, он может быть рассмотрен как текст. Как подчеркнул докладчик, легче всего поддается критике третье положение: семиотическая метафора (документ как «текст»), не является единственной. Например, определяя документ как «механизм», можно вырваться из порочного круга формалистско-прагматического подхода, так или иначе редуцирующего документ и проблематику границы между документом «подлинным» и «фальшивым» к социальным практикам и институтам. По мнению В. Вахштайна, документ, рассматриваемый как механизм, будет признан как субстанциальным, так и обладающим казуальной силой, что открывает широкое поле для дальнейших исследований.

Елена Васильева, опираясь на опыт исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение», предупредила об опасности увлечением «модными» концепциями при определении документа (и, в частности, прагматическим подходом). Апеллируя к классическому определению знака, она предложила жесткое семиотическое определение документа. Знак как совокупность означающего и означаемого может служить удобной и работающей метафорой в отношении документа. В таком случае документ представляет собой единство означающего (некий материальный носитель) и означаемого (некий социальный смысл). Иными словами, критерием документа является предоставление достоверной информации. Тогда любой документ, полученный в обход принятых в обществе социальных правил, норм и процессов, – то есть обнаруживающий несовпадение означающего и означаемого – является фальшивкой.

Виктор Семенович Вахштайн (РАНХиГС) рассказал о прагматическом подходе к проблеме документа
Виктор Семенович Вахштайн (РАНХиГС) рассказал о прагматическом подходе к проблеме документа
Социальные практики прошлого способствовали тому, что в современной России выделяются две основные формы восприятия документа. Во-первых, документ воспринимается как нечто безусловно значимое. Во-вторых, любые процессы, связанные с оформлением, получением или предъявлением документов, ассоциируются с большими трудностями, кажутся лишенными какого-либо прозрачного смысла. Эти два фактора становятся залогом лояльного отношения россиян к покупке документов (за исключением разве что покупки паспорта) – такого рода документы часто не расцениваются как фальсифицированные. Происходит вторжение рыночного образа мышления в сферу социального. Как показала в своем выступлении Е. Васильева, ситуация «конца социального» приводит не только к товаризации документа, но и к анонимизации и, как следствие, атомизации общества.

Другую оптику рассмотрения проблемы предложила в своем докладе «Тело как документ и стратегии его фальсификации в сообществе "имитушек"» Галина Орлова (Южный федеральный университет). Подтверждая тезис В. Вахштайна о том, что документ не всегда является текстом, докладчик предложила рассмотреть человеческое тело как документ. Поводом для такого взгляда стало знакомство Г. Орловой с сообществом «имитушек» – женщин, готовящихся усыновить ребенка и в процессе подготовки усыновления имитирующих беременность. Применяя при этом различные методы фальсификации, участницы сообщества пытаются вжиться в роль беременной женщины, как бы прожить беременность. В этом случае проблема фальсификации проявляет себя в неожиданном – позитивном – смысле. Интересно отметить, что «имитушки» весьма аккуратно относятся к соблюдению всех правовых норм, к различным документам, установленным законодательством. Тем не менее, тело как основной «документ», подтверждающий процесс беременности, тщательно оберегается от любых практик, способных разоблачить фальсификацию. Члены этого сообщества, например, всеми силами избегают любой медиализации тела (фото- и видеосъемки).

Подытожил обсуждаемые проблемы на более широком историческом и культурном материале Борис Дубин («Левада-центр»). Он обратил внимание на один парадокс: в обществах с устойчивой социальной иерархией потребность в документах и документации, как правило, минимальна. Значимость документа повышается на сломах этой иерархии – документ, призванный утвердить и подтвердить некую установленную реальность, оказывается нужен именно тогда, когда сама социальная реальность кардинально меняется или находится под угрозой исчезновения. Чем более атомизированным становится общество, тем более важную роль играет документ, а следовательно, и его фальсификат. И если верно высказанное в докладе Е. Васильевой предположение, что подделка документов приводит к дальнейшему распадению общества, то мы сталкиваемся с неразрешимой ситуацией: атомизация провоцирует распространение фальшивых документов, а когда документы перестают действовать, разрушается социальный порядок. Как подчеркнул Б. Дубин, документ оказывается удивительно интересным объектом исследования, вопреки кажущейся на первый взгляд простоте и самоочевидности. Документ – это всегда смысловой палимпсест, и в ходе его концептуализации непременно будут затронуты самые важные проблемы современного общества.

В завершении обсуждения, Ирина Каспэ отметила, что разговор о фальсификациях открывает перспективы описания самого документа, определение «подлинного» невозможно без обращения к «фальшивому», а сущность документа невозможно ухватить, не обращаясь к его противоположности – фальсификату.

 

Алексей Плешков, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки

Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.

МЕВ: мастер-класс «Quantitative Methods»

10 июня рамках программы «Master in European Business» (МЕВ) прошел мастер-класс доцента факультета менеджмента ВШЭ Валентины Кусковой.

МЕВ: мастер-класс «Business Strategy»

В конце мая в рамках программы «Master in European Business» (МЕВ), Игорь Поповкин, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента  ВШЭ, провел мастер-класс по курсу программы МЕВ «Business Strategy».

Видеомост: информационная открытость сайтов школ

14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.

Студентки отделения статистики — призеры всемирного конкурса

25 апреля объявлены победители конкурса видеороликов «Statistics 2013 Video Contest», посвященных популяризации статистики, проводившегося в рамках Международного года статистики. Второе место в соревновании заняли студентки отделения статистики, анализа данных и демографии ВШЭ Юлия Балиоз, Анастасия Далматова и Аревик Амирагян.

Культурсоциология в Мемориале

14 марта в Международном Мемориале прошел семинар «Событие и память: культурсоциологическая теория коллективной травмы», в организации и проведении которого приняли участие эксперты ВШЭ.

«Наверняка вы видите то, чего не видим мы»

1 марта в РИА Новости состоялось обсуждение промежуточных результатов работы исследовательской группы «Молодежная стратегия — 2020», общественного проекта, в рамках которого представители молодого поколения предлагают идеи развития страны в дополнение к Стратегии-2020.

Министр финансов Швеции: для развития нужна конкуренция

28 февраля с лекцией «Открытая и динамичная экономика» в НИУ ВШЭ выступил министр финансов Швеции Андерс Борг. Он рассказал о том, как прагматичные и во многом либеральные реформы помогли укреплению шведского социального государства.

От информирования — к коммуникации?

11 февраля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий приняли участие в пресс-конференции в РИА Новости, на которой был представлен рейтинг официальных сайтов региональных органов управления образованием.

Управление проектами: метод правительства Великобритании

6 февраля в Высшей школе экономики компания «Schouten Russia» совместно с НИУ ВШЭ провела мастер-класс на тему «PRINCE2®: управление проектами».