• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я верю в эволюционный вариант»

20 декабря на встрече, организованной Ассоциацией мировой экономики НИУ ВШЭ, с докладом «Политическая система России: что изменится после выборов в Госдуму?» выступил политик и общественный деятель Леонид Гозман.

Несмотря на свой богатый политико-общественный опыт, включающий работу в «Демократическом выборе России» и «Союзе правых сил», а также текущую деятельность в ОАО «Роснано» на посту директора по гуманитарным проектам, Леонид Гозман предупредил участников круглого стола, что выступать будет в качестве не столько политолога, сколько психолога. Дело в том, что в 1976 году он окончил психологический факультет МГУ, позже защитил кандидатскую диссертацию и много лет занимался преподаванием.

Отметив, что после декабрьского голосования правящая верхушка столкнулась с проблемой легитимации собственной власти, Леонид Гозман предложил обозначить факторы, способствующие легитимности того или иного политического режима в глазах людей. В демократических режимах легитимность власти обыкновенно обеспечивается выборами, но может подтверждаться и таким фактором как результативность, успешность. Более успешная и эффективная власть может «поглотить» неэффективный режим, как это произошло, например, при объединении двух Германий. Собственно, никакого объединения власти тогда не произошло, восточногерманская политическая система просто не могла претендовать на равную с западногерманской легитимность.

Легитимность монархическому режиму придает, как известно, его божественное происхождение. В тоталитарных обществах легитимность власти базируется на страхе. Наконец, легитимность может поддерживаться не столько страхом и репрессивной мощью государственного аппарата, сколько харизмой лидера – так было на Кубе при Фиделе Кастро. А что может подкреплять легитимность нынешней российской власти?

Страх? «Нет, – полагает Леонид Гозман. – Репрессий не проводится, а арест на пятнадцать суток никого не пугает. Можно процитировать последний выпуск «Поэта и гражданина»: “Удав, расправься с ними, убогими! Но в джунглях один закон: удав умеет лишь с бандерлогами. С людьми не умеет он”».

Нивелирован и фактор выборов. «То есть Путин, конечно, может сказать: “Я здесь, потому что меня выбрали”, – но он в этом уже никого не убедит», – продолжил Леонид Гозман. В таких условиях едва ли не единственным источником легитимности, питающим нынешний режим, остается харизма действующего премьер-министра. Именно поэтому Владимир Путин так чувствителен к выражению публичного неодобрения, будь то освистывание, шутки про желтую «Ладу-Калину», амфоры и прочее.

Масла в огонь конфронтации подлил и сам Путин во время недавней «прямой линии», которую смотрело огромное количество людей, прежде аполитичных. Вряд ли оскорбительные шутки и намеки премьера пришлись по душе тем, кто заявляет о своей гражданской позиции. И если к имитационной Госдуме россияне уже привыкли (в этом смысле ее делегитимация – не новость), то нелегитимность президентских выборов и самого президента грозит стране большими опасностями.

«Триггером», провоцирующим общественный взрыв при таком сценарии, может, на взгляд Леонида Гозмана, послужить любое событие: собственно фальсификация результатов голосования, обострение экономических проблем, техногенная катастрофа, даже самый незначительный межнациональный конфликт. Результатом будет условная площадь, перед натиском которой режиму придется уступить либо сразу, либо пойти на вооруженный конфликт. И в том, и в другом случае власть будет обречена. «Но при всем критическом отношении к режиму его падение меня не радует, – заметил Л. Гозман и объяснил почему. – Боюсь, что революционные улицы будут освещаться фонарями, празднично украшенными повешенными интеллигентами. А на смену Путину придет диктатор типа Муссолини – у нас есть кандидаты на эту “должность”».

Но как можно предотвратить этот взрыв? «Может быть, я идиот, но верю в эволюционный вариант», – признался Леонид Гозман. Для власти стимулом к переговорам может стать «осознание опасности», а возможно – раскол элит. Другой вопрос: кто сможет вести переговоры от лица оппозиции? Пока что это не ясно, поскольку «у нынешнего протеста нет лидеров», но такие лидеры сформируются естественным образом.

Предметом переговоров могут быть несколько пунктов. Во-первых, гарантии безопасности уходящей власти – это должна быть «игра с ненулевой суммой», подчеркивает Леонид Гозман. Во-вторых, реальные политические реформы. В-третьих, проведение честных выборов на основе реформированного законодательства. В-четвертых, и это, возможно, самое сложное, установление правил переходного периода и принуждение к исполнению этих правил (пресловутое и трудно переводимое на русский язык law-enforcement). Какой из вариантов – революционный или эволюционный – начнет воплощаться в реальность, покажут ближайшие месяцы.

Отвечая на вопросы студентов Вышки, Леонид Гозман в красках рассказал о том, как проводил день выборов 4 декабря и о своем задержании, об истории краха «Правого дела» и крайне негативном восприятии нынешних «лидеров» этой партии, о том, что он «не имеет отношения к президентскому проекту Михаила Прохорова», и как психолог поразмышлял о природе специфического «юмора» Владимира Путина.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВЩЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«Задача государства — дать возможность избирателю проголосовать удобным для него способом»

В НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Избиратель эпохи Digital, или политика не вставая с дивана», на котором председатель Московской городской думы Алексей Шапошников обсудил со студентами и сотрудниками Вышки перспективы и возможности электронного голосования, а также внедрение цифровых участков.

«Выборное законодательство должно быть простым и понятным для избирателей»

24 апреля в рамках общеуниверситетского факультатива кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс председателя Центральной избирательной комиссии РФ Эллы Памфиловой. Новостная служба ВШЭ обобщила основные тезисы ее выступления.

Ученые выяснили, какие правила принятия решений наиболее устойчивы к манипуляциям

Исследователи из Высшей школы экономики с помощью компьютерного моделирования доказали, что процедуры принятия решений отличаются по уровню подверженности манипулированию и назвали наиболее устойчивые к искажениям правила. Результаты работы опубликованы в статье «Manipulability of majority relation-based collective decision rules».

Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит

Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».

Общество срослось с политической системой

В начале 2014 года российское общество демонстрирует склонность к стабильности и в целом не желает особых перемен. В рамках завершившегося Гайдаровского форума эксперты, в том числе из ВШЭ, обсудили итоги исследований на эту тему во время дискуссии «Политические тенденции, оценки, анализ, прогноз».

Графа «Против всех» сделает общественные настроения и недовольства наглядными и измеряемыми

17 января Госдума начала рассмотрение законопроекта о возвращении в избирательные бюллетени графы «Против всех». Доцент кафедры теории политики и политического анализа ВШЭ Алексей Титков считает, что возвращение графы может принести временную тактическую выгоду правящей партии, но в перспективе скорее приведет к усилению позиции альтернативных партийных проектов.

Тренды – 2014 во внутренней политике

Цикл наших предновогодних материалов о том, какими могут быть главные тренды 2014 года в экономике, социальной сфере, культуре, продолжает заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков. Он рассказывает о возможных векторах развития общественно-политической ситуации в стране.

Эксперты ВШЭ комментируют послание Владимира Путина Федеральному собранию

12 декабря Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, в котором изложил свой взгляд на стратегию развития страны в политической, экономической и социальной сферах. Эксперты ВШЭ прокомментировали в СМИ некоторые из положений послания.

Каковы перспективы движения наблюдателей на выборах?

16 октября прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ «Движение наблюдателей на выборах: качественный состав и общественная значимость».

Избранные и назначенные — разница только в деталях

Среди назначенных губернаторов чаще встречаются технократы, чем среди избранных, «назначенцы» чаще приходят из федеральных органов власти. Среди них больше «варягов», не имеющих связей с регионом. Исследование Ноя Бакли, Гузели Гарифуллиной, Джона Рейтера и Тимоти Фрая.