• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«RussianTide»: тогда мы пошли к вам, в Россию

17 мая в Высшей школе экономике состоялась презентация книги экс-главы компании Procter&Gamble Джона Пеппера «Russian Tide» («Procter&Gamble. Путь к успеху в России»).

В презентации, помимо Джона Пеппера, проработавшего в структуре Procter&Gamble (P&G) около сорока лет, а до последнего времени руководившего советом директоров Walt Disney Company, участвовали его бывшие коллеги по российскому отделению P&G, президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, который работал в Российском союзе промышленников и предпринимателей и занимал пост министра экономики в годы, когда P&G начала развивать свой российский бизнес.

Решение о приходе в Россию далось Procter&Gamble нелегко, признал Джон Пеппер. «Нас отговаривали от этого шага, советовали идти в Чехословакию, Польшу, Венгрию, — сказал он. — Но мы не послушали этих советов». Первым партнером компании в России стал Санкт-Петербургский государственный университет, чему немало поспособствовал Анатолий Собчак. А уже в 1993 году компания приобрела свое первое производство в России — завод в Новомосковске (Тульская область). Первоначальные инвестиции составили всего 15 миллионов долларов — смешная по нынешним временам сумма, отметил Джон Пеппер, но в годы экономической неопределенности это были существенные для российской промышленности вложения.

Прибыльным новое производство стало не сразу, но P&G была к этому готова. «Мы ничего не знали о России, и очень важно, что здесь нашлись люди, поддержавшие наш проект, как, например, Анатолий Собчак и Евгений Ясин, который сказал нам: “Приходите и работайте”, — пояснил господин Пеппер. — Нам важно было это услышать от столь авторитетных в России людей».

Джон Пеппер сформулировал пять критериев, определивших успех бизнеса P&G в России. Первый из них — стратегическое видение. «С первого дня мы ставили целью быть лучшей компанией, производящей товары массового потребления в России, — сказал господин Пеппер. — Лучшей не только в плане качества производимых товаров, но и в плане условий труда для персонала и гарантий сотрудничества для наших партнеров».

Второй критерий — правильный выбор конкретных рыночных стратегий. «Думаю, наша компания была первой, которая провела настоящее маркетинговое исследование российских потребителей», — отметил Джон Пеппер. Кроме того, принципиальным было не просто налаживание производства в России, на фабрике в Новомосковске, но и локализация поставщиков сырья. В результате товары производятся на территории России, в основном из российского сырья, что снижает себестоимость и позволяет продавать продукцию по приемлемым для российских потребителей ценам.

Способствует этому и грамотная дистрибуция, выстроенная вдоль Транссибирской магистрали с «ответвлениями», покрывающими большинство российских регионов. «Сейчас такое логистическое решение кажется естественным, но оно не было столь очевидным в начале девяностых годов», — заметил Джон Пеппер.

Четвертый, и, «возможно, самый главный», критерий — ориентация на местные кадры при строительстве и развитии российского отделения компании. По слова господина Пеппера, в P&G существует эффективная система рекрутинга молодых сотрудников, позволяющая выявлять и нанимать на работу лучших студентов и выпускников российских вузов. Инженерами и технологами на предприятии также работают только россияне — их квалификация не уступает умению немецких коллег, которых руководство P&G поначалу хотело привлечь в качестве «супервайзеров».

Наконец, еще одна составляющая успеха — это ценности. «Мы верим в людей и заботимся о них», — сказал Джон Пеппер. Покупка и модернизация фабрики в Новомосковске потребовала жестких кадровых решений, связанных с сокращением неквалифицированного персонала. Но люди не были выкинуты на улицу. Они смогли пройти профессиональную переподготовку и занять новые рабочие места, а часть из них при поддержке компании вообще начали собственный бизнес. Другая сторона «ценностного» фактора — приверженность P&G «постоянному развитию и совершенствованию». «Без этой установки мы не смогли бы пройти ни последний экономический кризис, ни тем более кризис 1998 года», — заключил господин Пеппер.

Отвечая на вопросы аудитории, Джон Пеппер остановился на еще двух аспектах деятельности P&G в России. Завод в Новомосковске он назвал лучшим предприятием компании в плане обеспечения безопасности производства — как для самих работников, так и для окружающей среды. Не менее аккуратной и «чистоплотной» компания стремится быть и в отношениях со своими партнерами и чиновниками. «Не могу сказать, сколько именно раз к нам “приходили”, но у нас жесткие принципы в отношении взяточников, — сказал экс-глава P&G. — Если мы узнаем о случаях коррупции, замешанные в них сотрудники немедленно увольняются».

«Ко мне, — продолжил болезненную для российской экономики и общества тему Джон Пеппер, — очень часто обращаются американские предприниматели, как правило, представители среднего бизнеса, которые откровенно говорят, что не будут инвестировать в Россию из-за процветающей здесь коррупции. Это меня сильно беспокоит, но я надеюсь, действительно надеюсь, что ситуация изменится».

Эндрю Сомерсу был адресован вопрос о том, какое влияние на российско-американские торговые отношения окажет вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Господин Сомерс уверен, что в долгосрочной перспективе эффект от присоединения России к ВТО будет позитивным. В выигрыше окажутся как российские экспортеры, так и потребители, которые после снижения импортных пошлин смогут покупать многие товары по более выгодной цене. А Евгений Ясин выделил другой позитивный аспект: у российских предприятий (в частности, металлургических), выходящих на американский рынок, появятся легальные основания оспаривать в соответствующей комиссии при ВТО протекционистские меры, которые подчас принимают американские власти для защиты своих производителей от внешней конкуренции.

«Слушая господина Пеппера, я представил себе картину тех процессов, которые происходили в России начиная с 1991-1992 годов, — сказал, завершая встречу, Евгений Ясин. — Это был, с одной стороны, кошмар, а с другой — годы исключительно важных, решающих для России перемен. Не всем повезло наладить сотрудничество с сильной американской корпорацией. Новомосковск когда-то назывался Сталиногорском, и местный комбинат находился в очень тяжелом положении. Благодаря Procter&Gamble ситуация там выправилась, и он стал одним из передовых предприятий в России. Взялись бы сейчас наши американские партнеры вкладывать деньги в такое предприятие? Не уверен. Но Procter&Gamble эту дорогу прошел вместе с нами. И мы можем сказать Джону Пепперу “спасибо” не только за его книгу, но за все, что он и его сотрудники делали для российской экономики и продолжают делать».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

Александр Шохин: «Нам нужен инвестиционный рывок»

Отечественный бизнес адаптировался к санкциям и продолжает успешно развиваться. При этом Россия должна оставаться ключевым игроком мирового рынка, участвовать в формировании новых правил игры, разрабатывать альтернативные валютно-финансовые и платежно-расчетные системы. Об этом говорил президент Высшей школы экономики, глава РСПП Александр Шохин в своем выступлении на пленарном заседании Международного форума Финансового университета при Правительстве РФ «Россия и мир: новые стены или новые правила?».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.