• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ГУ-ВШЭ и GMU: учеба через океан

В этом году среди учебных курсов Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ появился курс "Политический анализ реализации прав человека в глобализующемся мире". Занятия проводятся на английском языке совместно с Университетом Джорджа Мейсона.

Следует отметить, что сегодня в ГУ-ВШЭ вообще актуальны дискуссии о том, что Вышка как проектно-исследовательский университет призвана расширять объемы и улучшать качество научной деятельности, обеспечивать выход наших исследователей в мировое академическое пространство. Крайне важна и тема взаимного признания дипломов в соответствии с Болонским процессом в рамках перехода на систему "4+2", а также вопросы, касающиеся межвузовских, межстрановых научных и образовательных проектов. Сложно занять достойное место в мировом образовании без инновационных образовательных подходов и использования современных технологий. Все эти аспекты совмещает в себе завершившийся на прошлой неделе курс "Политический анализ реализации прав человека в глобализующемся мире" (Political Analysis of Human Rights: Speсial Issues in Global Context).

В списке преподавателей курса значились: с российской стороны — профессор Нина Беляева, с американской — профессор Джон Дейл из Университета Джорджа Мейсона (George Mason University — GMU). Вместе с Ниной Беляевой занятия в ГУ-ВШЭ вел аспирант МГУ Дмитрий Макаров, участник Международного молодежного правозащитного движения (Youth human rights movement), профессору Дейлу ассистировали студентки Валена Нортон и Ники Оманидзе (последняя приехала в Америку из Грузии, она говорит по-русски).

В свою очередь, студенты американского университета выбрали курс под названием "Human Rights and Inequality" с указанием тех же преподавателей. Разница состояла в том, что в GMU курс проходит под шифром сразу нескольких направлений (социология и теория конфликтов) и соответственно "стоит" больше кредитов, а в ГУ-ВШЭ он был в списке имеющих сравнительно невысокую "кредитную стоимость" факультативов ИГИТИ. Причем программа была включена в перечень курсов вместо "Практикума политического анализа", который обычно ведет Нина Беляева, заведующая кафедрой публичной политики, руководитель магистерской программы "Политический анализ и публичная политика". Однако подобные нестыковки, по словам г-жи Беляевой, связаны с тем, что в этом году курс проводился впервые, и она надеется, что в дальнейшем студенты смогут получать более высокие кредиты: "Это же cross-listening, то есть складывается ситуация, когда специалистов по антропологии или по правам человека очень мало, и эти курсы сходятся в одной точке, они междисциплинарны, а значит, в Америке курс может быть одновременно зачтен по разным направлениям. И я надеюсь, что это будет возможно и у нас". Ведь обучение требует не только знания разговорного и письменного английского языка, но и постоянной "включенности": помимо работы на самих занятиях, с которых расходились зачастую около девяти вечера, студенты участвовали в подготовке тем каждого нового семинара при тесном взаимодействии со своими американскими коллегами. Кроме того, Нина Беляева полагает, что студенты этого года заслуживают поощрения как первопроходцы международного академического курса.

Что представляет собой курс "Политический анализ реализации прав человека в глобализующемся мире"? Это российско-американский проект, в рамках которого происходит реальное взаимодействие преподавателей и студентов университетов через океан.

На каждом занятии обсуждалась конкретная тема, презентацию по которой готовила либо российская, либо американская сторона, причем выступление докладчика, как и сам доклад, проецировался на экран в режиме реального времени и сопровождался разнообразными материалами, которые можно найти в Интернете, например новостными сюжетами. После окончания выступления начиналось обсуждение, в нем участвовали студенты и преподаватели по обе стороны океана. Каждое занятие сопровождалось подготовкой, в ее рамках студенты ГУ-ВШЭ и GMU находили конкретные кейсы и обсуждали их на сайте, который был создан специально для проекта. По результатам каждого занятия студенты писали короткое эссе по конкретному примеру — Reflexion paper. Результатом курса стала работа, в которой студент рассматривал одну из поставленных в рамках программы проблем на конкретном примере, предлагая не только политологический анализ ситуации, но и рекомендации для разных субъектов.

При этом, по словам профессора Беляевой, этот курс нельзя назвать курсом дистанционного образования, поскольку и качество знаний, и контроль за происходящим выше на несколько порядков, это интерактивный, а не дистанционный курс: "Мне не нравится название "дистанционное образование", потому что у нас под этим подразумевается ситуация одностороннего взаимодействия, то есть когда люди не могут куда-либо приехать, им присылают тексты, видеолекции. Интенсивность общения делает наш курс не дистанционным, а абсолютно реальным, интерактивным и включенным. Я контролирую своих студентов, они каждый день присылают мне работы, американский профессор постоянно занимается со своими студентами, а видеоконференции — это как бы дополнения к тому стационарному курсу, который качественно ведется в наших университетах. Дистанционное образование всеми критикуется: сначала переход на вечернее образование, потом на заочное, а дистанционное — это еще хуже. А в нашем случае совсем другая концепция: реальное занятие "in the global classroom", обеспечение личностного контакта. И это не только возможность задавать вопросы американской стороне во время занятия, но и общение наших студентов со мной как с российским преподавателем и американских — со своим. Студенты постоянно дискутируют, имеет место двойной контроль: я их контролирую, они выступают с презентациями, преподаватели с обеих сторон читают reflection papers, то есть речь идет о стопроцентном контроле, интерактивности и качестве образования".

Безусловно, данный международный курс представляет собой инновационный образовательный проект — для его проведения использовались самые передовые интернет-технологии. Прежде всего речь идет о видеоконференциях, позволяющих объединить в едином пространстве и времени академическое поле США и России; кроме того, использовались разнообразные формы общения между занятиями, то есть форумы, чаты, блоги, сайты и так далее. Это вело и к некоторым техническим проблемам с подключением аппаратуры: так, в ГУ-ВШЭ пока что необходимое обеспечение есть лишь в здании на Кирпичной улице и в Кочновском проезде, также были проблемы с подключением со стороны американских коллег. Но все эти трудности сторицей окупаются той отдачей, которую получают оба вуза от участия в совместной программе. Как отметила Нина Беляева, "в идеале эта техника должна стоять во всех корпусах и на всех факультетах, чтобы в каждом здании был класс, откуда можно вести курсы со всем миром"!

Полезные ссылки:

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Интересен опыт стран, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и мы»

24-25 мая в Высшей школе экономики прошла международная конференция по правам человека, посвященная 20-летию вступления России в Совет Европы.

Евгений Ясин возглавил комиссию СПЧ по гражданскому участию в модернизации экономики

Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин возглавил комиссию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) по гражданскому участию в модернизации экономики. Решение об этом было принято на заседании Совета по инициативе Ирины Хакамады, которая возглавляла эту комиссию ранее.

Евгений Ясин вошел в состав СПЧ

10 августа Президент РФ Владимир Путин подписал указ о включении научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина в состав Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Его кандидатуру внес глава совета Михаил Федотов.

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

Президент РФ отметил работу Сергея Караганова и Тамары Морщаковой

Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о поощрении почти 200 россиян за трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность. Среди награжденных — несколько членов Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, в том числе декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов и профессор факультета права Тамара Морщакова.

Защита прав человека требует профессионализма

20-28 октября Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провел учебный курс повышения квалификации «Обеспечение деятельности уполномоченных по правам человека». Впервые по программе повышения квалификации вуза прошли обучение государственные служащие и специалисты из аппаратов уполномоченных по правам человека субъектов РФ.

Госдума утвердила Эллу Памфилову на пост омбудсмена

Решение утвердить кандидатуру Эллы Памфиловой на пост уполномоченного по правам человека в России было принято Госдумой в результате тайного голосования.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Эксперт ВШЭ Элла Памфилова станет уполномоченным по правам человека

Президент России одобрил кандидатуру Эллы Памфиловой, известного правозащитника, главу движения «Гражданское достоинство», на пост российского омбудсмена.

Конвейерное обучение штучных специалистов

29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.