• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛССИ: молодые исследователи и новые идеи

С первого июля в Зеленогорске проходит Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ «Каузальные модели и структурные уравнения». Профессор Петер Шмидт, читающий основной курс на Школе, делится своими впечатлениями о первой рабочей неделе.

Первого июля в Зеленогорске, курортном городке, входящем в состав Санкт-Петербурга, началась Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) «Каузальные модели и структурные уравнения». В программу школы входят курсы по передовым статистическим методам, в том числе по конфирматорному факторному анализу (КФА), моделированию структурными уравнениями и многоуровневому регрессионому анализу. Также в рамках Школы проходит очередная отчетная сессия Международной исследовательской сети ЛССИ, в рамках которой штатные сотрудники и ассоциированные исследователи представляют результаты проводимых ими проектов. Наконец, программа Школы включает лекции видных отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам сравнительных социальных исследований. Среди приглашенных лекторов Петер Шмидт, Херманн Дюльмер из университета Кельна, Зофья Игнац из Университета Гумбольдта, и Игорь Задорин, директор «Евразийского монитора».

Школа закончится до 14 июля. Ежедневные обзоры опубликованы и продолжают публиковаться на сайте ЛССИ.

Профессор Петер Шмидт, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ, также читает в Зеленогорске основной курс по КФА и моделированию структурными уравнениями. Профессор поделился своими впечатлениями от первой недели работы Школы.

— Профессор Шмидт, большинство участников Школы — это молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науке. Как вы оцениваете качество проектов, представляемых на Школе? В чем их сильные места и чего им, на ваш взгляд, не хватает? Какие аспекты необходимо развивать, чтобы выйти на более высокий уровень?

— Прежде всего, хотел бы сказать, что в целом меня впечатлили стремление и настойчивость, с которыми слушатели стремятся осваивать материал. Уровень мотивации студентов просто поражает.

Если же говорить о конкретике, я бы отметил весьма актуальный выбор тем исследовательских проектов. Кроме того, многие участники используют достаточно сложные статистические техники для анализа данных. Тем не менее, нельзя не отметить и некоторые недостатки. Общим местом является не вполне убедительное обоснование теоретической значимости исследований. Как мне представляется, необходимо не только указывать на возможный вклад работы в научное знание, но и более подробно прописывать, каким образом теоретическая схема, лежащая в основании проекта, связана с эмпирическими моделями. На этот аспект следует обратить особое внимание всем тем, кто хотел бы публиковаться в хороших международных журналах.

— Позвольте задать вам провокационный вопрос: каков ваш собственный интерес в преподавании — как на нашей Школе, так и вообще?

— Я часто преподаю на летних школах, не только на Школе ЛССИ, но и на знаменитой Школе Университета Эссекса и некоторых других европейских школах. В этом деле меня в наибольшей степени мотивирует возможность работать с перспективными молодыми учеными. Это очень смещенная, в некотором смысле слова, выборка по сравнению с обычными университетскими курсами по статистике, и я как преподаватель получаю огромное удовольствие от работы с самыми талантливыми и целеустремленными студентами. Они постоянно ставят новые сложные вопросы и вовлекают меня в интереснейшие дискуссии. Что и говорить, у такой аудитории я сам многому учусь. Кроме того, подобные мероприятия часто способствуют созданию новых исследовательских коллективов. Со многими своими, тогда еще будущими, соавторами я познакомился, преподавая на летних школах. Последующее сотрудничество с ними оказалось очень плодотворным. Таким образом, летние школы для меня — это еще и возможность встретиться с молодыми исследователями и развивать с их помощью новые перспективные идеи.

— А если обращаться к каким-то неформальным аспектам проведения Школы, что бы вы могли отметить в этом отношении?

— Здесь прекрасная обстановка! Я уже побывал на пляже, насладился балтийским солнцем и с удовольствием искупался. Хотя в целом у меня не так много времени, чтобы наслаждаться красотами Петербурга, очень много работы. В связи с этим хотелось бы сделать небольшое замечание: на мой взгляд, стоит разделять на летних школах такие аспекты, как освоение неких новых теоретических и практических материалов и подготовка статей к публикации. Оба занятия требуют немалого труда, поэтому эффективнее было бы проводить отдельные школы по каждому направлению деятельности.

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.