• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛССИ – 2012: итоги и планы

Завершилась Летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ «Каузальные модели и структурные уравнения». Директор лаборатории Эдуард Понарин поделился своими впечатлениями о прошедшей школе и перспективах ее развития.

— Эдуард Дмитриевич, как вы в целом оцениваете закончившуюся школу, каковы ваши общие впечатления?

— Лично я оцениваю положительно. Программа школы включала курсы по передовым статистическим методам, очередную отчетную сессию международной исследовательской сети Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ, а также гостевые лекции известных ученых-социологов. В этом году участниками школы стали более тридцати молодых исследователей из университетов и научных центров России, СНГ и Европы. Я читал на школе курс по многоуровневому регрессионному анализу в статистическом пакете R.

Как мне представляется, сотрудники лаборатории в сжатые сроки смогли освоить достаточно сложный метод статистического анализа. На последний день школы в программе были запланированы презентации моделей, созданных самими участниками на собственных данных с использованием структурных уравнений, и я был приятно удивлен тем, насколько хорошо у них это получилось.

Может быть, программа оказалась чересчур насыщенной из-за того, что на школу приехали не только участники нашей исследовательской сети, но и люди, нацеленные в большей степени на изучение собственно структурных уравнений. Мы также обсуждали их проекты, касавшиеся несколько иных предметных областей, нежели те, которые имеют приоритет для лаборатории. На это ушло какое-то время; с другой стороны, это было полезно для тех, кто эти проекты представлял. Они получили обратную связь, советы и комментарии специалистов высокого уровня. Надеюсь, это пойдет на пользу их профессиональному развитию.

— Из новых участников кто-нибудь мог бы стать в будущем ассоциированным сотрудником ЛССИ?

— Потенциально — да. Джудит Гонсалвеш показала себя как сильный исследователь. Ее проект, посвященный воздействию практики домашнего ухода на рынок медицинских услуг в Швейцарии, в общем-то сравнительный, хотя и проводится на субнациональных данных. Можно также отметить и некоторых участников из России и СНГ. Ирина Вартанова из петербургского университета, Юлия Середа с Украины — сильные исследователи, с которыми нам было бы интересно работать.

— Как возникла идея со структурными уравнениями? Почему именно этот метод был выбран для преподавания на школе в этом году?

— На самом деле это планировалось с самого начала работы Лаборатории. Первая наша школа была посвящена многоуровневым моделям. Поскольку ЛССИ занимается межстрановыми сравнениями, то без знания многоуровневых моделей не обойтись, это основной статистический инструмент для подобных исследований, позволяющий анализировать вариацию как на страновом, так и на индивидуальном уровне.

Второй этап развития технических навыков, необходимых для исследований по темам ЛССИ — моделирование структурными уравнениями. Это такой современный метод, он позволяет проверять шкалы, которыми мы пользуемся. Ученые, использующие такие межстрановые базы данных, как World Value Survey, часто строят суммарные индексы. При построении подобных индексов обычно делается ряд допущений, например о том, что все переменные имеют равный вес; но это не всегда оправданно. Чтобы проверить, насколько корректными являются наши допущения в каждом конкретном случае, нужно применить конфирматорный факторный анализ. А чтобы наблюдать взаимоотношения между латентным переменными, нужны уже структурные уравнения. Эти методы мы как раз и осваивали на только что закончившейся школе.

В следующем году, если все будет хорошо, мы рассчитываем провести Летнюю школу по многоуровневому моделированию структурными уравнениями, суммировав, таким образом, опыт первой и второй наших школ.

— Вы сказали, что в программе школы помимо занятий и презентаций исследовательских проектов также были гостевые лекции видных ученых…

— Да, у нас выступали профессора Питер Шмидт и Херманн Дюльмер, а также некоторые другие. Их разработки находятся в авангарде современных социальных исследований. С точки зрения методологической тщательности мне больше всего понравилась лекция Дюльмера, который попытался проверить теорию модернизации Инглхарта, применив достаточно сложный метод, как раз тот, который мы собираемся сделать предметом изучения на следующей летней школе — многоуровневые структурные уравнения. И результаты получились неоднозначными. Какие-то теоретические предсказания оправдались; но, например, культурное измерение оказалось менее самостоятельным и более зависимым от экономических факторов, чем это ранее предполагалось Инглхартом.

Лекция Шмидта об исследовании ценностных различий в Европе с помощью анализа латентных классов, конечно же, тоже была очень интересной, особенно в методологическом плане, хотя и еще более критичной по отношению к положениям теории Инглхарта. Но это замечательно, что ученые, работающие в различных теоретических традициях, представляют свои альтернативные взгляды и показывают, как можно использовать количественные методы для проверки и подтверждения своих гипотез. В этом смысле одним из наиболее ярких моментов всей школы для меня стал увлекательнейший методологический диспут Шмидта и Дюльмера после лекции последнего. Это была впечатляющая, очень интересная и поучительная дискуссия!

— Если оценивать прошедшую школу с точки зрения ваших ожиданий перед ее началом, как бы вы могли охарактеризовать, как все в итоге прошло? Лучше или хуже, чем предполагалось? Что стоило сделать по-другому, и были ли какие-то приятные сюрпризы?

— Во-первых, мне понравилось место, где проводилась школа. В Зеленогорске было очень здорово! Что касается содержательной части, то, как я уже говорил, все прошло очень хорошо. Единственное, программа была слишком насыщенной, и как мне представляется, в будущем стоит избегать такой концентрации проектов, представляемых на школе.

— Каковы планы лаборатории? В частности интересно, будет ли ЛССИ в дальнейшем проводить только одну школу в год, или же возможно будет организовывать еще и зимнюю школу?

— В следующем году у нас вряд ли получится организовать зимнюю школу, потому что срок нашего гранта заканчивается, и будет ли он продлен, неизвестно. Поэтому планировать что-то на зиму мы не можем. Но я очень рассчитываю, что финансирование будет продолжено, поэтому следующая школа, скорее всего, все-таки состоится в июле и, как я уже говорил, будет посвящена многоуровневым структурным уравнениям.

Если у нас будут долгосрочные финансовые гарантии, то можно подумать и о том, чтобы проводить как летние, так и зимние школы. Лаборатория уже, в общем-то, является одним из сильнейших исследовательских центров в российской социологии. И одна из основных миссий лаборатории в том, чтобы делиться своей методологической экспертизой с другими учеными, а также способствовать повышению статистических навыков молодых российских исследователей. Поэтому я за то, чтобы наши методологические школы проводились два раза в год.

— Уже продумывали, кто станет ведущим лектором на следующей школе?

— Сейчас мы рассматриваем несколько кандидатов. Один из них — это уже знакомый нам Херман Дюльмер, который в качестве лектора участвовал и в этой школе, и в школе 2011 года. Другие возможные кандидаты — это Барт Мюлеман (Meuleman) из Университета Левена, а также Эльмар Шлютер (Schlüter) из университета Кельна. Но пока это только предварительные кандидатуры; точный ответ я дать еще не могу.

 

* * *

Добавим, что в ближайшее время на сайте ЛССИ будут опубликованы резюме основных докладов и гостевых лекций, прочитанных на школе, а также презентации участников в формате PDF. С ежедневными отчетами, описывающими основные события каждого дня школы, также можно ознакомиться на сайте лаборатории.

 

Борис Соколов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.