• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концерт только начинается

15 апреля в Профессорском клубе ГУ-ВШЭ прошел творческий вечер народного артиста России пианиста Давида Лернера. 20 сентября этого года ему исполняется 100 лет.

Удивительный человек, перед глазами которого прошел весь XX век, он продолжает заниматься тем, что делал всю свою жизнь, — играет на рояле и выступает перед публикой. И работает в режиме, который выдержит не всякий молодой музыкант, — Давид Михайлович дает около пятидесяти концертов в год. Чтобы поддерживать себя в форме, он ежедневно занимается по 1,5—2 часа и ведет самый активный образ жизни.

В сентябре прошлого года Давид Михайлович отметил и другой юбилей — 80-летие концертной деятельности. Трудно даже вообразить, сколько людей побывало на его выступлениях за все это время! Сотрудникам и студентам Вышки посчастливилось услышать Давида Михайловича в этот знаменательный для него концертный сезон, в канун его векового юбилея.

В жизни Давида Михайловича было место и славе, и всеобщему признанию. Но в ней немало и трагических страниц. Окончив Киевскую консерваторию по классу фортепиано в 1932 году, он был призван на военную службу и проходил ее в Москве, в симфоническом оркестре Центрального Дома Красной Армии. Следующие десять лет он провел на Дальнем Востоке: сначала работал на Камчатке в местном радиокомитете, в 1937 году был арестован, спустя два года реабилитирован, в 1942 году мобилизован и до конца войны прослужил мичманом на Тихоокеанском флоте.

После войны Давид Михайлович вернулся в Москву, где и началась его блистательная карьера, — но не солирующего пианиста, а концертмейстера. В это время он объездил весь Советский Союз, выступая вместе со звездами оперной сцены: Иваном Козловским, Сергеем Лемешевым, Марией Максаковой, Валерией Барсовой, Леокадией Масленниковой... Он был одним из лучших концертмейстеров Большого театра, и артисты, однажды поработавшие с Лернером, всегда неизменно возвращались к нему.

Только в последние годы Давид Михайлович начал давать сольные концерты. Впрочем, выступает он снова не один, а с супругой — Галиной Павловной Богородицкой, которая везде сопровождает мужа и ведет его концерты.

И вот музыкант выходит на сцену. В репертуаре пианиста — сочинения из «золотого фонда» фортепианной музыки: сонаты Бетховена, полонезы и вальсы Шопена, пьесы Рахманинова. Кажутся невероятными его беглость пальцев и память: инвалид по зрению, Давид Михайлович неважно видит, а потому и в ноты уже давно не смотрит — все играет по памяти! 

Давид Лернер
Давид Лернер
«Вы не устали?» — через час поинтересовалась у публики ведущая. А Давид Михайлович усмехнулся: «Концерт только начинается!»  И в Профессорском клубе зазвучали мощные аккорды Венгерской рапсодии № 2 Листа, а затем знаменитый этюд Скрябина, прозванный «Революционным». В заключение, пошептавшись с женой, Давид Михайлович исполнил «Танец огня» де Фальи — сложнейшее произведение, буквально поднявшее на ноги всех сидящих в зале. 

Откуда такая мощь? Откуда столько энергии и жизнелюбия? Хотелось бы знать верное средство. А пока остается пожелать удивительному человеку и великому музыканту Давиду Лернеру такой же активной творческой жизни еще на долгие годы. И пригласить его отметить свой очередной юбилей в Высшей школе экономики лет этак через десять.

Марина Лебедь
Фото Людмилы Мезенцевой

Вам также может быть интересно:

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Симфонический оркестр НИУ ВШЭ ищет талантливых музыкантов

В декабре 2016 года в Вышке был создан оркестр, в котором играют преподаватели и студенты, причем не только вышкинцы. Музыканты осваивают репертуар от классических опер до саундтреков из фильмов, готовятся выступать на внешних площадках и приглашают новых участников присоединиться к ним.

Современная британская музыка играет с прошлым

С 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра, музыка полностью замкнулась на себе, утверждает музыкальный критик Саймон Рейнольдс. О музыкальной «ретромании» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказала преподаватель гуманитарного факультатива ИГИТИ НИУ ВШЭ «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» Александра Колесник.

«Вышка хороша тем, что ты заранее знаешь все правила игры»

В среду 17 июня в Профессорском зале Вышки с сольным концертом выступит студент 2 курса образовательной программы «Политология» и 4 курса Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского Илья Мочалов. В интервью новостной службе ВШЭ Илья рассказал, как ему удается совмещать серьезные занятия музыкой с учебой в Вышке, чем ему нравится «Muse» и с чего начать слушать классическую музыку.

«Управлять государством должны философы. Я управляю государством в пределах своего бизнеса»

Имея диплом по философии, не обязательно оставаться теоретиком — есть способ перевести фундаментальные знания не только в дело, но и в деньги. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник ВШЭ Илья Мензелеев, сооснователь хип-хоп, соул-лейбла Hustle Flower, рассказал о том, как поэзия Серебряного века ложится на ритм-н-блюз, почему русские должны любить «черную» музыку и как Аристотель помогает в музыкальном бизнесе.

Участники хора Force МАЖОР получили премию «Чартова дюжина»

Участники хора Высшей школы экономики Force МАЖОР вместе с руководителем Светланой Сандраковой стали обладателями Национальной музыкальной премии «Чартова дюжина» в номинации «Концерт года» за участие в Снайперском хоре. Этот хор сопровождал выступление группы «Ночные снайперы» и ее солистки Дианы Арбениной на рок-фестивале «Нашествие-2014». Церемония вручения премии состоялась 13 февраля в концертном зале Crocus City Hall.

«Профессорская» музыка, или Клавирабенд на двоих

5 декабря в Высшей школе экономики прошел «Вечер фортепианной музыки на двоих» — в течение двух часов профессор компьютерных наук Университета Париж-I Пантеон Сорбонна Мишель Грабиш и проректор ВШЭ Сергей Ерофеев исполняли музыку Шопена, Рахманинова, Брамса, Чайковского, Дебюсси, Равеля и Баха.

«С каждым альбомом наша аудитория молодеет»

Накануне выступления на Дне Вышки Шура Би-2 рассказал о новом альбоме, любви к винилу и певице Jekka.

Популярная музыка как сложный социальный феномен

Александра Колесник, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ, рассказывает о сборнике статей под редакцией социолога, профессора Эдинбургского университета Саймона Фриса «On Record: Rock, Pop, and the Written Word».

В ЦДХ прозвучали романтические октеты в лофт-формате

В Центральном доме художника прошел второй концерт в рамках проекта «Loft Music», организуемого ВШЭ и выпускниками Высшей школы менеджмента ВШЭ.