• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как развивать компетенции взрослых?

26-27 мая в Высшей школе экономики прошла конференция «Ключевые компетенции XXI века: новые измерения грамотности современного человека». Ученые, представители органов власти и бизнеса обсудили, каких знаний, умений и навыков не хватает нынешним работникам.

Быстрое техническое развитие требует от взрослых людей принципиально новых компетенций — с этим согласны и бизнесмены, и ученые, и представители органов власти, ибо это очевидно. Но какими именно знаниями, умениями и навыками должен обладать работник в условиях постоянно растущих требований рынка труда?

Возможную концепцию универсальных компетенций людей трудоспособного возраста (16-65 лет) предлагает PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) — масштабное исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проходившее в 24 странах, в том числе в России. В рамках PIAAC выделяются три ключевые компетенции. Это грамотность чтения (умение работать с текстовой информацией); математическая грамотность (умение оперировать в своих целях цифровой информацией) и способность решать задачи в технологически насыщенной среде, то есть с использованием интернета и всевозможных гаджетов в работе и повседневной жизни. Ключевой темой конференции стало использование результатов PIAAC бизнесом и государством.

Человек XXI века не может иметь одну профессию на протяжении всей жизни, поэтому в ходе обучения нужно развивать широкие, общие компетенции. С их помощью в дальнейшем можно будет совершенствовать более узкие профессиональные навыки

По мнению директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки России Натальи Золотаревой, на основе концепции ключевых компетенций результатов исследования PIAAC можно модернизировать систему непрерывного образования взрослых в России. Человек XXI века не может иметь одну профессию на протяжении всей жизни, поэтому в ходе обучения нужно развивать широкие, общие компетенции. С их помощью в дальнейшем можно будет совершенствовать более узкие профессиональные навыки.

Необходимости развития универсальных компетенций был посвящен доклад профессора ВШЭ Андрея Подольского. Он представил результаты исследования профессиональных навыков российских менеджеров. Ученые провели опрос высшего руководства крупнейших компаний. Их спрашивали, чего, по их мнению, не хватает современным менеджерам. Полученные ответы можно свести к одному — всего. Не достает умения принимать решения в условиях дефицита информации, устойчивости к стрессам, способности брать на себя ответственность и прочих качеств, которые, собственно, и «образуют» менеджера. При этом ни одно из них невозможно полноценно приобрести во время учебы в вузе.

Что это значит? Только то, что за профессиональными умениями и навыками стоят более универсальные компетенции, которые непременно следует учитывать при проектировании системы образования. Разработать иерархическую концепцию таких компетенций и ее соотношение с системой образовательных и профессиональных стандартов должны университетские исследователи. Практика показывает, что бизнесмены часто склонны высказывать пожелания слишком общего и отвлеченного характера: «А неплохо было бы нашим менеджерам иметь лидерские качества».

В некоторых странах данные PIAAC уже учитывают при формировании государственной политики в области непрерывного образования. Один из основоположников PIAAC Скотт Мюррей рассказал, как результаты исследования используют в Канаде. В рамках PIAAC выделяется пять уровней владения каждой компетенцией. Неквалифицированные рабочие, как правило, демонстрируют 1-2 уровни грамотности, умения решать задачи в технологически насыщенной среде и математической грамотности. Обладатели PhD, напротив, показывают 4-5 уровни владения всеми компетенциями. На 3 уровне обычно находятся клерки и высококвалифицированные рабочие.

Канадские исследователи PIAAC проанализировали, какие рабочие места сейчас больше всего нужны экономике. Парадоксальным образом оказалось, что в дефиците — люди с третьим уровнем владения всеми базовыми компетенциями. Рынок труда Канады переполнен, с одной стороны, людьми с очень низким уровнем всех компетенций, а с другой — слишком высококвалифицированными работниками. Дело в том, что в эту страну приезжает множество высокообразованных иммигрантов. Обеспечить всех работой, адекватной их уровню, уже невозможно. В то же время собственная система образования Канады пока не дает нужной подготовки школьникам и студентам. На протяжении десятилетий множество подростков не получало полного среднего образования. Со временем такие люди теряют то немногое, что получили в школе, и становятся функционально безграмотными.

Анализ данных PIAAC показал, что среди людей, владеющих базовыми компетенциями на низком уровне, больше всего преступников, хронически больных и безработных

На основании проведенного анализа результатов PIAAC Скотт Мюррей предложил некоторые изменения политики Канады в разных сферах. Для начала стоит мотивировать школьников хотя бы доучиваться до конца, а потом получать профессиональное образование — необязательно даже высшее. Кроме того, необходимо развивать систему обучения взрослых. Это важно не только для достижения высоких показателей экономического роста. Анализ данных PIAAC показал, что среди людей, владеющих базовыми компетенциями на низком уровне, больше всего преступников, хронически больных и безработных.

По мнению научного сотрудника Института образования ВШЭ, координатора PIAAC в России Олега Подольского, на конференции удалось собрать, с одной стороны, профессиональных исследователей, а с другой — практиков, ежедневно сталкивающихся с вопросами оценки и развития компетенций. Это позволило взглянуть на проблему развития компетенций взрослых с разных позиций.

Свои решения предложили университетские исследователи, специалисты-практики и консультанты в области управления персоналом. Так, генеральный директор компании «TalentCode» Сергей Юлдашев соотнес те компетенции, которые получил при обучении в вузе, с теми, что потребовались в его дальнейшей профессиональной деятельности, а также предложил использовать для образования и развития компетенций цикл Деминга по управлению качеством «Plan-Do-Check-Act» — планирование-действие-проверка-корректировка. Партнер компании «Экопси консалтинг» Сергей Умнов представил модель VUCA (Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неясность), характеризующую современную жизнь. В соответствии с ней эксперт привел свое видение компетенций, которые требуются для успешной деятельности сегодня и в ближайшем будущем.

Следующую конференцию «Ключевые компетенции XXI века» запланировано провести в Высшей школе экономики через год.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Вы сможете решить глобальную проблему, если позволите и другим странам наращивать потенциал»

В рамках секции «Наука и инновации» XVI Апрельской конференции Высшей школы экономики прошел семинар по инструментам международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций с участием вузов в рамках проекта ОЭСР «Треугольник знаний»: кооперация в сфере науки, образования и инноваций». Его участники обсудили роль образования, научных исследований и инноваций в обеспечении глобальной конкурентоспособности стран Европы.

Инноваций в российской школе много, но они уже внедрены в передовых странах

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад «Измерение инноваций в образовании», согласно которому российское школьное образование находится на 5-м месте среди 29 стран по общему уровню инновационности. Причины этой высокой оценки разъяснил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Хочется надеяться на скорейшее возвращение к переговорам о присоединении

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила о приостановке присоединения России. Это решение было принято на заседании управляющего совета ОЭСР, которое прошло 12 марта. Комментирует директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Татьяна Мешкова.

Как исследовать сферу образования

Главная компетенция исследователя — умение правильно формулировать гипотезу и желание проверить ее, считает координатор PIAAC (Programme for the international assessment of adult competencies) — международного исследования, проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития, научный сотрудник Института образования ВШЭ Олег Подольский.

Неквалифицированные работники в России почти так же грамотны, как «белые воротнички»

4 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались результаты PIAAC — международного исследования компетенций трудоспособного населения.

Исследованы компетенции взрослых граждан России

8 октября в Высшей школе экономики представлены результаты международного исследования компетенций трудоспособного населения PIAAC. В нашей стране его проводил Институт образования ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и при участии Минобрнауки России.

Присоединение России к ОЭСР

В рамках Петербургского международного экономического форума, состоявшегося с 20 по 22 июня, прошел брифинг «Интеграция России в глобальные экономические институты: присоединение к ОЭСР», в котором принял участие, в том числе, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Присоединение к ОЭСР: за и против

Не успела утихнуть дискуссия относительно вступления России в ВТО, как возникла аналогичная — по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития. 23 мая в Минэкономразвития РФ прошел семинар «Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий», в котором приняли участие эксперты ВШЭ.

Назад в ПТУ?

19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.

Доля России в мировом ВВП будет снижаться

Только что опубликованный прогноз ОЭСР по состоянию мировой экономики предсказывает снижение доли России в мировой экономике, а также падение среднедушевого ВВП ниже среднемирового. анализ причин — в очередном мониторинге Центра развития НИУ ВШЭ «Новые комментарии о государстве и бизнесе».