• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования высшего образования в РФ привлекают все больше зарубежных коллег

17 октября в Высшей школе экономики открылась V конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). Тема конференции — «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности».

О роли университетов в глобальном развитии

Подавляющее большинство исследований, обсуждаемых на нынешней конференции, — сопоставительные, подчеркнул на открытии ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Они проводятся в разных странах на материалах университетов разных стран, что дает возможность исследователям участвовать в глобальном академическом разделении труда. Россия в лице своих ведущих вузов давно является его участником — наши студенты едут на учебу в магистратуру и аспирантуру лучших университетов мира, к нам приезжают студенты, молодые преподаватели и ученые из других стран.

Организаторы Российской ассоциации исследователей высшего образования — Институт образования ВШЭ и Институт институциональных исследований ВШЭ — всегда были открыты к глобальной кооперации, приглашая к участию в конференциях зарубежных коллег. Их количество росло с каждым годом. Сегодня порядка 30% участников конференции (всего зарегистрировалось более 200 человек) — иностранные ученые, представляющие самые разные страны. То есть рост напряженности в отношениях между государствами, который временами случается, не сказался на желании университетов взаимодействовать друг с другом.

И это касается не только конференции. В этом году более 50 зарубежных исследователей и преподавателей с мирового рынка исследований и образования — в два раза больше, чем в прошлом году, — приступили к работе в Высшей школе экономики. «Желание жить в большом мире и добиваться глобальной конкурентоспособности пересиливает те ограничения, которые наши политики создают друг для друга, — сказал Ярослав Кузьминов. — Университеты оказываются за рамками этих ограничений, потому что это самая независимая часть общества, сохраняющая диалог и возможность взаимодействия в любых обстоятельствах, тем самым стабилизируя глобальное развитие в целом».

Выводы ученых — основа для действий политиков

Первая сквозная тема конференции — трансформация национальных систем высшего образования с акцентом на постсоветские системы. Ее уже начали обсуждать на семинарах в предварительный день конференции, 16 октября.

Высшее образование в постсоветских странах имеет свою специфику, отметил Ярослав Кузьминов. Традиции организации высшего образования здесь основаны на отраслевом, узкопрофессиональном подходе, когда вуз готовит кадры для определенных отраслей, где используются определенные технологии. Этот подход, во многом сохранившийся и сегодня, характерен не только для подготовки инженеров, с которыми его чаще всего связывают, но и для многих других направлений.

Обычно мы говорим о качестве исследований, университетской инфраструктуре, о рейтингах, а тема студентов часто оказывается на последнем месте. Поэтому несколько сессий посвящены студенческой тематике.

Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ

Во многих странах постсоветского пространства, в том числе в России, растет количество людей, получающих высшее образование, причем рост происходит на фоне заметного отставания в ресурсном обеспечении и разрыва с рынками труда. Практически во всех постсоветских странах это привело к явлениям, которые сейчас называют псевдообразованием, или общим высшим образованием, или общим высшим образованием, маскирующимся под профессиональное. Так или иначе, расходуются ресурсы без достижения определенных целей как для студентов, так и для государства и общества.

По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо искать выход из этой ситуации, и названные проблемы «окрашивают» исследования, придают их авторам больший энтузиазм, потому что здесь есть не только академический интерес. Вообще исследования высшего образования очень близки к образовательной политике: выводы ученых зачастую становятся основой для действий управленцев и политиков.

Вторая ключевая тема — сопоставление и определение качества в глобальном образовании и национальных системах образования, то есть рейтинги и ренкинги, построенные на основе независимой оценки университетов и образовательных программ. Эта тема особенно актуальна для российских вузов в последние 5 лет, потому что они крайне заинтересованы в том, чтобы дать позитивные сигналы абитуриентам, государству и различным структурам, от которых зависит их благосостояние. Эта тема также очень близка к образовательной политике.

50 докладов на 18 сессиях

Открыл пленарное заседание доклад Ульриха Тейхлера «Тенденции диверсификации систем высшего образования, национальная структурная политика и институциональные стратегии специализации в разных странах». Ульрих Тейхлер — директор Международного центра исследований в области высшего образования Университета Касселя (Германия). Хотя этот университет не считается исследовательским и пока не входит в международные рейтинги, он известен в Европе и во всем мире именно благодаря образовательным исследованиям, которые проводятся в содружестве с учеными из других стран. В одном из таких исследований, посвященном изменениям в академической профессии, Россия тоже принимала участие, подчеркнула проректор ВШЭ Мария Юдкевич.

Помимо пленарных докладов, на конференции 17-18 октября на 18 сессиях будут представлены 50 сессионных докладов. В соответствии с традицией, сложившейся на конференциях РАИВО, запланированы доклады по самым разным темам: академическая профессия, роль университета в современном обществе, исследования студенчества и другие. «Обычно мы говорим о качестве исследований, университетской инфраструктуре, о рейтингах, а тема студентов часто оказывается на последнем месте, — подчеркнула Мария Юдкевич. — Поэтому несколько сессий посвящены студенческой тематике — диверсификации студенческих траекторий, снятию барьеров доступа к качественному высшему образованию и другим».

На конференции теоретические доклады чередуются с докладами практиков образования, и такое сочетание дает хорошую почву для обсуждения. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, по качеству докладов конференция РАИВО может конкурировать с лучшими международными конференциями такого типа.

Борис Старцев, специально для новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.