• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне и американцы по-разному воспринимают грусть и радость

Россияне и американцы по-разному воспринимают грусть и радость

Считают ли в России грусть хорошей эмоцией, зачем изучать разные виды зависти и что могут сказать об эмоциях скачивания песен из iTunes, на лекции в Высшей школе экономики рассказал профессор Джорджтаунского университета Джеррод Пэрротт. Сейчас он изучает различия в восприятии эмоций в России и США и приглашает российских ученых к сотрудничеству.

Главное — культурная среда

Существуют различные теории, объясняющие природу эмоций. Одна из них выдвинута как раз профессором Пэрротом. Она основана на концепции «UR»-эмоций. Это не полноценные эмоции, а их универсальные основы, на которые, в свою очередь, существенно влияет культура.

Она предопределяет, как люди будут понимать и оценивать эмоции. Другими словами, в разных культурах одна и та же эмоция будет производить разный эффект. Профессор привел в пример использование злости и раздражения в переговорах. В Нидерландах эта эмоция приведет к более выгодной сделке, в то время как в Японии злость совершенно не работает, поскольку считается неприемлемой в обществе. Таким образом, культурная среда влияет на формирование привычки считать определенные эмоции хорошими или плохими.

В России уважают негативные эмоции

Джеррод Пэрротт считает, что изучать разницу в восприятии эмоций в Америке и России важно потому, что большая часть существующих исследований посвящена сравнению западной культуры, которая представлена Северо-Западной Европой и Северной Америкой, с некой обобщенной дальневосточной культурой «в лице» Японии, Китая, Кореи и Тайваня. Но опасно рассматривать только два типа культур. Это приводит к неуместным обобщениям и зачастую к неправильным выводам.

Профессор Пэрротт пришел к выводу, что в России страдание имеет ценность, и, возможно, истоки этого лежат в православии. Принятие страдания и грусти делает людей более скромными и терпеливыми

Россия представляется ценным источником данных по эмоциональному поведению, поскольку это в определенной степени коллективистская страна, но при этом она не может быть приравнена к Корее или Китаю.

Одно из наиболее очевидных различий между Россией и Америкой, с точки зрения профессора Пэррота, — это отношение к радости и грусти. В США радость — очень ценная эмоция, и общественное мнение не поощряет негатив. Но так было не всегда: историки культуры полагают, что поворот к позитивному мышлению произошел в 1920-х годах. Сегодня эта тенденция достигла наивысшей точки, и теперь даже небольшая демонстрация грусти считается признаком слабости и неудачи. В России же, наоборот, люди демонстрируют уважение к негативным эмоциям и зачастую считают глупыми тех, кто все время радостен. Профессор Пэрротт пришел к выводу, что в России страдание имеет ценность, и, возможно, истоки этого лежат в православии. Принятие страдания и грусти делает людей более скромными и терпеливыми.

Грусть как стимул для самоанализа

В одном из своих последних исследований профессор Пэрротт выяснял, хорошей или плохой эмоцией считается грусть в российской и западных культурах. Субъектами исследования стали 55 американских и 60 российских студентов. В этом эксперименте испытуемым предложили выбрать для выполнения одно из пяти заданий и затем решить, какой из предложенных фильмов даст им нужный настрой для этого. Задания были такими:

  • Какое-то время просидеть неподвижно;
  • Решить сложную головоломку в стрессовых условиях;
  • Порассуждать о своих сильных и слабых сторонах;
  • Сконцентрироваться при выполнении монотонной работы;
  • Написать письмо поддержки человеку, который нуждается в помощи.

В результате эксперимента выяснилось, что для того, чтобы посидеть неподвижно, большинство студентов в обеих группах выбирали грустные фильмы, а для того, чтобы написать письмо, наоборот, к грустным фильмам обращались одинаково редко. Но в отношении других заданий разница была колоссальной. Половина российских студентов выбрали грусть в качестве стимула для самоанализа и концентрации внимания, что в два раза больше, чем среди американских студентов. Перед решением головоломки печальное кино решили посмотреть 30% российских студентов. Среди американцев такой выбор не сделал практически никто.

Дальнейшее исследование показало, что 40% российских студентов воспринимают грусть как приятное чувство, в то время как среди американцев таких только 15%. При этом обнаружилось, что радость как нечто неприятное воспринимают 5% россиян и 0% американцев.

В России было бы интересно изучить эмоции, которые человек испытывает, будучи объектом зависти. Здесь можно было бы исследовать, например, идею «сглаза» и веру в то, что успех в одной области неизбежно сопровождается неудачей в другой

Еще одно направление исследований — анализ зависти и ее последствий. Пэрротт установил, что существуют разные виды зависти — злонамеренная и незлонамеренная. В некоторых языках, например, в голландском, эти два вида зависти даже обозначаются разными словами. Профессор подозревает, что изучение российской «черной зависти» и «белой зависти» может принести свои плоды. Он также считает, что в России было бы интересно изучить эмоции, которые человек испытывает, будучи объектом зависти. Здесь можно было бы исследовать, например, идею «сглаза» и веру в то, что успех в одной области неизбежно сопровождается неудачей в другой.

Высокотехнологичный источник данных об эмоциях

Наконец, еще один интересный способ анализировать эмоции — это исследование, которое в настоящий момент ведется по базе данных загрузок iTunes в 7 странах. Песни анализируют на предмет силы эмоционального возбуждения (темп) и эмоциональной окраски (слова). Исследование основывается на гипотезе, что выбор песен отражает эмоциональные предпочтения людей и может дать понимание эмоциональных норм, принятых в конкретной стране. Например, американские пользователи предпочитают позитивные песни с энергичным темпом. Профессор задается вопросом, сможет ли подобное исследование дать результаты в России, и могут ли пользователи iTunes считаться репрезентативной выборкой всего населения страны.

После лекции состоялась дискуссия, в ходе которой профессор Пэрротт согласился со слушателями, что при составлении вопросников и проведении исследований важно обращать внимание на лингвистические аспекты. Профессор выразил надежду, что в России удастся создать команду людей, хорошо чувствующих культуру, для того, чтобы избежать ошибок в исследовании. Он призвал студентов и научных сотрудников ВШЭ присоединиться к своей команде. С профессором можно связаться по электронной почте, указанной на его персональной странице.

Об исследователе: Основной предмет научного интереса профессора Джеррода Пэрротта — природа человеческих эмоций. Он является автором более 855 научных статей и глав, а также четырех книг: «Положительная сторона отрицательных эмоций» (The Positive Side of Negative Emotions (Guilford Press, 2014)), «Эмоции и вина» (Emotions and Culpability (with Norman Finkel, American Psychological Association, 2006)), «Эмоции в социальной психологии» (Emotions in Social Psychology (Psychology Press, 2001)), и «Эмоции: социальные, культурные и биологические аспекты» (The Emotions: Social, Cultural, and Biological Dimensions (with Rom Harre', Sage, 1996)).
Подготовила Мария Бесова

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.