• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Принцип «я начальник — ты дурак» мешает успешному бизнесу

Видеозапись мастер-класса

В Международном институте управления и бизнеса ВШЭ прошел мастер-класс Петера Кнауэра — члена правления сегмента «Шоколад» в России  и СНГ компании MARS. Кнауэр более двадцати лет проработал в Центральной и Восточной Европе, специализируясь на шоколадном бизнесе. Он поделился с новостной службой ВШЭ своим взглядом на бизнес в России.

По мнению Питера Кнауэра, существуют типичные для России явления, которые мешают успешному и инновационному ведению бизнеса, хотя он и предпочитает называть их «типично советскими», а не «российскими».

Первое из них — это  иерархичность и отсутствие настоящей демократии в компаниях. «Когда действует принцип «я начальник — ты дурак» и принцип закрытых кабинетов, никому не захочется вносить свои идеи, — говорит Кнауэр. — Без понимания важности новой, свободной культуры бизнеса не будет успеха». 

Второе негативное для развития предпринимательства явление — коррупция. «Эта болезнь просто убивает честную конкуренцию — один из самых важных двигателей инноваций», — уверен он. И третье — по-прежнему большая ставка крупного бизнеса на сырьевую экономику. «Получается, что пока есть полезные ископаемые, меньше фокуса будет на полезных инновациях», — считает Петер Кнауэр.

При этом Кнауэр уверен, что бизнес в России не нуждается во «вдохновении» извне. «Я видел много бизнесменов, которые очень поддерживают новаторство и весьма внимательно относятся ко всем новым технологиям, — говорит он. — Возьмите «Лабораторию Касперского» — лидера на одном из самых быстроменяющихся рынков. Вопрос для меня скорее в том, как найти, развить, удержать или привлечь талантливых, креативных молодых людей в России и создать им среду, где их идеи не потеряются, а превратятся в конкретные продукты. Мозгов-то хватает!»

Свои выступления перед студентами Высшей школы экономики Петер Кнауэр рассматривает как «возможность, с одной стороны, пообщаться с умными собеседниками, а с другой — рассказать о принципах и возможностях развития, которые его компания может им дать». Другими словами, это один из способов заинтересовать, привлечь молодые таланты в компанию.

«Хороший руководитель бизнеса смотрит вперед, и не на три года, а на десять, двадцать лет, — говорит Кнауэр. — Он понимает, что скорость инновационных процессов, скорость появления новых технологий постоянно растет и то, что мы делаем сегодня, уже послезавтра устаревает. Он готовит новые продукты, новые методы работы своего бизнеса».

Что Питер Кнауэр посоветовал бы тем, кто собирается начать свой бизнес? Во-первых, нужно обладать глубокой внутренней убежденностью, что твоя идея принесет пользу, что на нее есть спрос и она будет успешной. Во-вторых, нужно уметь смотреть на вещи реалистично, даже пессимистично, и анализировать результаты работы. У начинающего предпринимателя всегда в запасе должен быть «план Б». В-третьих, необходима настойчивость при внедрении своей идеи, умение «переваривать» неудачи и адаптировать идею под изменившиеся обстоятельства. И наконец, нужно заразить своей идеей как можно больше людей. В частности, потенциальных инвесторов.

Вам также может быть интересно:

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Государство или потребители: кто поможет бизнесу сохранить мораль

Может ли бизнес в XXI веке быть моральным и что такое сетевые этические племена? Об этом рассказал в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» ординарный профессор кафедры маркетинга фирмы Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Липсиц.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.

«Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась»

25 мая на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ российский предприниматель, владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов встретился со студентами университета и ответил на их многочисленные вопросы. Публикуем наиболее любопытные вопросы студентов и ответы бизнесмена.