• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евгений Ясин: «Развитие экономики без развития гражданского общества невозможно»

Есть ли у экономики и общественной жизни России свой, особый путь развития? В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел научный семинар «Рыночная экономика и гражданское общество», с докладом на котором выступил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.

Тема семинара привлекла практиков и теоретиков как из России, так и из-за рубежа. «Очередной цикл традиционного семинара нашего Центра мы начинаем в новом учебном году со значимого события, с выступления Евгения Григорьевича Ясина, — сказал первый проректор, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Лев Якобсон. — Докладчик расскажет нам о результатах своих исследований тех изменений, что происходили и происходят в нашем обществе уже на протяжении четверти века. За это время жизнь в России явно стала лучше. И мы понимаем, какую роль в этом сыграл Евгений Григорьевич Ясин, известный ученый-экономист и общественный деятель, имя которого не нуждается в представлении».

«Я не хотел оказаться провидцем, — добавил Лев Якобсон, — но уже тогда, в конце 1980-х, было ясно, что без становления гражданского общества, без развития некоммерческого сектора, рыночная экономика получится «косой». И хотя в чем-то я оказался прав, мы многого достигли, а правда — она всегда где-то посередине».

Два сценария развития экономики

Евгений Ясин отметил, что проблема, которой он посвятил свой доклад, связана с тем, что в экономике России в 2015 году начался очевидный спад, о чем говорят 4,5 процента ВВП и 11 процентов инфляции в год.

Есть два основных сценария развития российской экономики. Один путь можно назвать «модернизацией сверху», которая включает в себя такие меры, как импортозамещение, различные мега-проекты, перевооружение армии и прочее. Докладчик констатировал, что в последнее время страна достигла значительных успехов по уровню жизни, что видно и по облику большинства российских городов, однако это произошло во многом благодаря тому, что складывалась благоприятная ситуация на рынке энергоресурсов. У нас «возросли аппетиты», отметил Евгений Ясин. Но надо учитывать, что сегодня доходы от продажи нефти сократились вдвое, бюджетных средств не хватает, и это может повлечь непопулярные меры сокращения социальной поддержки. Этот сценарий, связанный с усилением роли государства в политике, которого мы придерживались с 2003 года, перестал быть плодотворным. Поэтому, чтобы вывести страну из кризисного положения, нащупать точку опоры, мы должны сделать акцент на другие факторы развития российской экономики.

«Суть второго сценария заключается в том, что нужны институциональные реформы, в результате которых в России должно появиться гражданское общество со своими главными движущими силами: верховенством права, с одной стороны, и с другой —политической конкуренцией, которая обеспечивает сохранение и укрепление верховенства права», — подчеркнул Евгений Ясин.

Два взгляда на историческое наследие

Надежда на то, что соберутся какие-то выдающиеся умы в области юриспруденции и создадут некие законы, при выполнении которых все пойдет «как по маслу», несбыточна. Евгений Ясин приводит известное высказывание одного из президентов США Рональда Рейгана о том, что «право на свои права каждое поколение должно завоевать самостоятельно», то есть каждый раз на новом витке истории, при новых условиях, его приходится созидать заново, почивать на лаврах исторического наследия — непродуктивно. Если мы хотим иметь устойчивые основания для развития России, мы должны развивать гражданское общество. Эти шаги, связанные с очень важными историческими переменами, касаются не только нашей страны, это глобальные процессы, и сегодня можно говорить лишь о том, что настала наша очередь.

После возникновения родственно-племенных отношений мы можем наблюдать два пути развития человеческих обществ. Первый связан с формированием системы жестких иерархических связей, которую демонстрировали такие древние государства, как Египет, Месопотамия, Китай, Индия. Демократическая же система, или «сетевая модель» государственного устройства, основанная на рыночной экономике и связанная с понятием собственности и сделки (купли и продажи), зародилась в Древней Греции. Об этом свидетельствуют гомеровская «Илиада» и «Одиссея», отметил Евгений Ясин. Именно тогда впервые появилось узаконенное народное собрание, депутаты которого были наделены имуществом, земельными наделами. Примеры становления развитых капиталистических государств на основе одновременно формировавшейся демократии и гражданского общества мы видим в странах Западной Европы, в каждой из которых такой путь занял от ста до двухсот лет.

Однако западные исследователи, кроме авторитарного государства, говорят и о такой модели развития, как «дефектная» демократия, при которой последняя балансирует между авторитарным режимом и демократическим обществом. Развитие в таком случае подразумевает переход к сетевой модели государства, которая характеризуется, с одной стороны, господством рыночной экономики, а с другой — развитием гражданского общества при наличии политической конкуренции.

«Прощай, нищета»

В подтверждение Евгений Ясин приводит данные, опубликованные в книге Грегори Кларка «Прощай, нищета», свидетельствующие о том, что за последние 200 лет с началом промышленной революции ВВП в мире вырос в 10 раз. И это после многовековой стагнации за всю 3000-летнюю письменную историю человечества вплоть до 1800 года н.э., причем в Европе значение ВВП (вместе с данными по английским доминионам и славянским странам) увеличилось в 23 раза. Говоря о перспективах развития, если мы хотим разрешить те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, мы должны представить, как история России «вписывается» в общую картину развития мира.

Начиная с господства татаро-монгольского ига, мы приобщились к «азиатскому деспотизму», основанному на подчинении и строгой иерархии. Конечно, Петр I пытался построить европейскую цивилизацию в России, но делал это отчасти «азиатскими» методами. Докладчик отметил, что новая история в России, по его мнению, началась с эпохи правления Александра II, отмены крепостного рабства, с реформ Витте и Столыпина. «И, хотя все мы наслышаны о «столыпинских галстуках», нельзя забывать, что именно он предложил к реализации аграрную реформу для формирования, как мы сказали бы теперь, фермерского сословия. Эта проблема и сегодня не утратила своей актуальности», — замечает Евгений Ясин.

Социалистическая революция, нацеленная на создание всеобщего человеческого счастья, которую пережила Россия, оказалась несостоятельной и отбросила страну в эпоху феодализма. Революционные преобразования 1990-х привели к воссозданию рыночной экономики и достижению лишь скромных успехов на пути к развитому гражданскому обществу. Невольно возникает вопрос, двигается ли Россия вперед? Да, мы продвигаемся по пути развития рыночной экономики и демократии, хотя это происходит медленно и тяжело. Но как показывает мировой опыт, этот процесс нигде не был легким.

Сколько времени он займет? «Вначале я думал, что нам под силу справиться с этой задачей очень быстро, достаточно лишь создать, как учил Маркс, необходимую экономическую базу, — сказал Евгений Ясин. — Сегодня я не могу дать точный ответ на этот вопрос». Так или иначе, серьезное продвижение в развитии рыночной экономики в России без развития гражданского общества, правовой и политической сфер невозможно, заключил он.

Татьяна Богословская, специально для новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм

X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.

Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет

Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе

Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться

9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».

Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры

23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.

Должно ли государство поддерживать благотворителей?

Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Где готовят исследователей гражданского общества

Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.