• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когнитоника — наука с конструктивным характером

10-11 октября в Словении в рамках XIV международной научной мультиконференции «Информационное общество», прошла 2-я международная научная конференция по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором и сопредседателем конференции был профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.

— Владимир Александрович, прежде всего, расскажите, пожалуйста, о том, что такое когнитоника.

— В переводе с английского «cognitive» означает «познавательный».  Когнитоника — это новая научная дисциплина, которая, с одной стороны, объединяет усилия ученых, работающих в различных областях знания, для анализа разнообразных нарушений, искажений и негативных изменений в развитии личности и общества, связанных со стремительной экспансией информационных технологий (ИТ) и процессов глобализации. С другой стороны, и это самое главное, когнитоника занимается поиском и разработкой системных решений для компенсации этих негативных последствий с целью создания когнитивно-культурологических предпосылок гармоничного, сбалансированного развития личности в информационном обществе и обеспечения преемственности развития национальных культур и языков.

С точки зрения образовательной практики когнитоника предлагает ответы на следующие вопросы: какие ценные идеи и образы, накопленные человечеством, в каком возрасте и каким способом должны быть вписаны в концептуальную картину мира обучаемого для того, чтобы гармонизировать его или ее интеллектуальное и духовно-эмоциональное развитие и способствовать успешному развитию национальных культур и национальных языков.

— Как появилась когнитоника?

— Идея создания новой науки и ее имя впервые были предложены мной и моей супругой, кандидатом филологических наук Ольгой Фомичевой — с 1998 года она является заместителем главного редактора международного научного журнала на английском языке «Образовательные технологии и общество». Название и задачи когнитоники были представлены в нашей совместной статье, опубликованной в Канаде в 2004 году. Отправной точкой послужили наши исследования, проводимые с начала 1990-х годов и направленные на развитие теории и методов раннего эффективного развития когнитивно-эмоциональной сферы ребенка и интеллектуальных механизмов, ранней социализации ребенка в информационном обществе, воспитания у подростка и студента гордости за причастность к великой национальной культуре и открытости к достижениям мировой культуры. Результатом этих исследований стало создание теории динамических концептуальных отображений и системы методов эмоционально-образного обучения, представленных в нескольких десятках наших статей, опубликованных в 16 странах.

Хочу отметить, что специалисты из самых разных стран и областей знания быстро оказали поддержку новому направлению. Уже через три года, в 2007 году, Международный институт передовых исследований по теории систем и кибернетике в Канаде (это международная научная ассоциация, существующая с 1980-го года) наградил нас специально изготовленными памятными медалями с надписью «Медаль пионерам когнитоники — 2007 год». Затем мы организовали первый международный симпозиум по когнитонике, который прошел в октябре 2009 года в Словении. На симпозиуме были представлены 10 докладов, подготовленных учеными семи стран Европы, Азии и Африки. А сейчас все новые и новые специалисты признают ценность выделения отдельной научной дисциплины и ее необходимость для решения актуальных междисциплинарных проблем современного мира.

— Давайте поговорим об основных негативных тенденциях современного мира, которые и вызвали необходимость создания новой научной дисциплины для компенсации этих тенденций.

— На протяжении двух последних десятилетий ученые разных стран и на конференциях, и в различных изданиях отмечали негативное влияние глобализации и бурного развития ИТ на развитие личности и общества. Приведу несколько примеров. В конце 1990-х годов в англоязычной литературе появился термин «экранэйджер», поскольку дети стали проводить слишком много времени перед экранами компьютеров, и как следствие, во многих случаях проявились постепенный уход детей в виртуальную реальность и их неспособность выстраивать отношения в реальном мире, быть успешными в профессиональной деятельности и личной жизни.

Другая проблема вызвана тем, что интернет предоставил доступ к огромному количеству информационных ресурсов, созданных за сотни и тысячи километров от терминала пользователя. В связи с этим значительная часть школьников и студентов далека от понимания ценности чужой мысли, не ощущает внутренних границ в использовании идей, принадлежащих другим людям.

Еще одно негативное явление — примитивизация языка и засорение родного языка англицизмами. Использование усеченного языка при общении через интернет, а затем и в живом общении — это международное явление, о котором с тревогой говорили коллеги из Греции на первом симпозиуме по когнитонике.

Наконец, слишком интенсивное взаимодействие с компьютером и интернетом тормозит развитие когнитивно-эмоциональной сферы детей и подростков. Понятно, что в информационном обществе дети должны свободно взаимодействовать с компьютером. Однако, к сожалению, огромное количество специалистов и даже руководителей стран не понимает, что когнитивно-эмоциональную сферу ребенка нельзя оставлять без поддержки, что ребенок по-прежнему, а может быть, и больше, чем ранее, должен уметь видеть красоту природы и ценить человеческое общение, это необходимо для полноценного эмоционального развития. Совершенно недопустимо сводить воспитание детей лишь к освоению компьютерных технологий. Поэтому одна из практических задач когнитоники — разработка таких методов развития когнитивно-эмоциональной сферы ребенка, которые основаны на новом подходе к преподаванию традиционных дисциплин — языка, родного и иностранного, литературы, символьного языка поэзии и живописи. Традиционные уроки с новым наполнением позволяют вписать понятие красоты во внутреннюю картину мира ребенка — красоты внешней, красоты мысли, красоты поступка.

Современные исследования показывают, что примитивизация языка, отрыв значительной части молодежи от корней национальной культуры — это негативные факторы не только для развития культуры, но и для развития экономики. Я хотел бы отметить, что в настоящее время в мире только начинают осознаваться связи между культурой, моральным состоянием общества и развитием экономики. Эта связь убедительно показана в монографии «Культура и экономика в глобальном сообществе», вышедшей в этом году в Англии и США. Автором монографии является Кенсей Хиваки — заслуженный профессор международной экономики Токийского международного университета. Один из основных выводов книги заключается в том, что пренебрежительное отношение в Японии к национальной культуре после Второй мировой войны привело к тяжелому моральному состоянию общества. Например, новые формы культуры, не свойственные японскому менталитету, которые были навязаны Японии после Второй мировой войны, вызвали большие искажения в отношениях между детьми и родителями и в целом негативно влияют на развитие экономики страны. В частности, в японской национальной культуре фактически отсутствовало понятие свободы, и введение этого понятия привело к тому, что дети стали трактовать его как вседозволенность. Так что эта проблематика нуждается в исследованиях.

— А как родилось само название науки?

— Когнитивные науки существуют в мире уже несколько десятков лет, к ним относятся и когнитивная психология, и когнитивная лингвистика. Термин «когнитоника» возник по аналогии с термином «бионика» для того, чтобы подчеркнуть конструктивный характер новой научной дисциплины.

Если основная идея бионики заключается в том, чтобы понять суть какого-то явления или механизма, реализуемого в мире фауны или флоры, и найти техническое решение, которое основывается на этой идее, то когнитоника направлена прежде всего на выработку эффективных путей поддержки и развития когнитивно-эмоциональной сферы обучаемых и развитие их интеллектуальных способностей. Конструктивный характер науки и обусловил появление термина «когнитоника».

— Чему была посвящена нынешняя конференция в Любляне?

— Конференция проходила в Институте Йожефа Стефана Министерства высшего образования, науки и технологий Словении и была посвящена обсуждению текущих исследований в области когнитоники. На конференции были представлены доклады 30 учеными четырех континентов: Азии (Япония), Южной Америки (Бразилия), Северной Америки (Мексика и США) и Европы (Германия, Греция, Италия, Польша, Россия, Румыния, Словения, Финляндия, Хорватия, Швеция). Программа конференции охватывала широчайший спектр проблем — от общегуманитарных до узкоспециализированных. Чтобы это увидеть, достаточно познакомиться с темами нескольких докладов (всего их было 19): «Необходимость подготовки студентов-медиков в значительно более широком гуманитарном контексте»; «Алгоритм выработки адекватной эмоциональной реакции на негативное воздействие, оказанное посредством информационных технологий»; «Проблема бесконтрольного распространения ложной информации через интернет»…

Следует отметить, что когнитоника формулирует новую, широкомасштабную цель для развития компьютерной индустрии и вэб-науки. Разработку нового поколения компьютерных программ и курсов необходимо ориентировать на культурные ценности и вести в сотрудничестве со специалистами в области образования, лингвистики, искусствоведения и других наук. Компьютерные программы и дистанционные курсы должны быть направлены на поддержку и развитие позитивно ориентированной креативности, на развитие когнитивно-эмоциональной сферы, на формирование уважения к корням национальных культур и на осознание единства цифрового пространства в информационном обществе, на поддержку развития способностей в сфере обработки информации и освоения лингвистических механизмов, ассоциативных способностей и мышления детей и студентов.

Труды 2-й конференции по когнитонике опубликованы в интернете.

— Планируете ли вы включить какие-то аспекты когнитоники в образовательные программы ВШЭ?

— В настоящее время я разрабатываю межфакультетский курс, посвященный этой дисциплине. По существу, занимаюсь когнитоникой почти 20 лет в силу того, что мы в семье постоянно обсуждаем актуальные проблемы развития личности ребенка, подростка и студента в наше сложное время. Но это происходит вне моего рабочего плана, поскольку моя основная специальность — математическая теория интеллектуальных систем. Более точно, я специалист в области разработки математических методов проектирования компьютерных программ, понимающих естественный язык: русский, английский и другие. Тем не менее, существуют прямые связи между этими двумя направлениями.

Еще в начале 1990-х годов мы предложили новую формальную нотацию для изобретения эффективных аналогий, позволяющих вписывать новый и трудный теоретический материал в концептуальную картину мира обучаемого. Отправной точкой для этой работы стала нотация семантических сетей, которая с 1970-х годов является широко популярной нотацией в теории искусственного интеллекта. Расширяя ее, нам удалось предложить нотацию когнитивно-визуальных динамических схем, которые позволяют устанавливать эффективные соответствия между ярким фрагментом картины мира обучаемого и содержанием нового изучаемого материала.

С другой стороны, в докладе, который я представил в этом году на второй международной конференции по когнитонике, была предложена еще одна графовая нотация, которая называется «карты когнитивных преобразований». Ее особенность заключается в том, что она удобна для описания процесса развития внутренней картины мира обучаемого и его когнитивно-эмоциональной сферы в ходе учебного процесса.

 

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.

47%

россиян в возрасте от 16 до 74 лет пользуются социальными сетями.

30%

занятых в секторе информационных и коммуникационных технологий — люди в возрасте до 30 лет. 

Новая наука ответит на вызовы цифровой эпохи

Опубликованы доклады прошедшей в Словении в рамках XVI международной научной мультиконференции «Информационное общество» 3-й конференции по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором конференции выступил сооснователь этого направления, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.

Индикаторы информационного общества: 2013

Сборник публикаций посвящен статистике информационного общества. В нем представлена статистическая информация о деятельности организаций сектора информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), об использовании ИКТ в организациях и населением, доступе к вычислительной технике, средствам связи и Интернету домашних хозяйств.

Дети в интернете: все будет хорошо?

12 марта состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России» выступили Владимир Грамматиков, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» и Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президент творческого объединения ЮНПРЕСС.

Information Society Outlook / L. Gokhberg and C. Leonard (eds.). M.: HSE, 2012

Вышел из печати очередной статистический сборник «Information Society Outlook», подготовленный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Сборник содержит в себе сопоставительный анализ основных индикаторов информационного общества в России и зарубежных странах.

Информационное общество: тенденции развития: аналитический обзор. М.: НИУ ВШЭ, 2012

Публикация, впервые подготовленная ИСИЭЗ НИУ ВШЭ совместно с Росстатом, содержит сопоставительный анализ основных индикаторов информационного общества в России и зарубежных странах.

Индикаторы информационного общества: 2012. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2012

Сборник продолжает серию изданий Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, посвященных статистике информационного общества.

Информатика: в 2 ч. Ч. 1. под ред. С.В. Назарова. М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Первая часть учебника содержит четыре раздела, в которых излагаются теоретические основы информатики, включающие формы представления информации, основы информационной культуры, библиотечные и электронные ресурсы информации, инструменты информационного поиска, проблемы информационного общества, информационные технологии передачи и обработки информации, сведения об экономических информационных системах и технических средствах информационных технологий — компьютерах и локальных и глобальных сетях ЭВМ.