• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человечество движется к финишу?

Развитие человека было необходимо истории, но будущего у человечества, кажется, нет. Доклад заведующего Лабораторией исторических исследований ВШЭ Леонида Васильева на семинаре под руководством Евгения Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода».

Историю — не только человечества, но и Вселенной — Леонид Васильев рассматривает не как застывший слепок прошлого. История — это процесс движения во времени и пространстве, причем «движения поступательного, от менее качественного к более качественному результату». Таково целеполагание Природы, для этого она «экспериментировала» с мутациями и создала механизм естественного отбора, который привел к возникновению человека и Разума. Homo Sapiens стал, по мнению профессора Васильева, «вершиной целеполагающей деятельности Природы». Именно разум и все, что с ним связано, определяет бытие человека — Маркс, выдвигая противоположный тезис, крупно ошибался. «Не было бы «sapiens» — ничего не было бы», — подчеркивает Леонид Васильев. Разум генерирует идеи, идеи рождают институты.

Homo Sapiens стал, по мнению профессора Васильева, «вершиной целеполагающей деятельности Природы». Именно разум и все, что с ним связано, определяет бытие человека — Маркс, выдвигая противоположный тезис, крупно ошибался.

Как сущее во Вселенной не терпит хаоса, так и человеческий род вынужден был упорядочивать свое существование. Сначала в физическом смысле: неолитическая революция помогла человеку перейти от прямого потребления природных ресурсов к производству пищи. Затем — в общественном: возникли формы семейной, социальной и протогосударственной организации. На древнейшем Востоке сложились цивилизации с крупными государствами, главной характеристикой которых был принцип «власти-собственности». Разум подсказывал, что не все люди равны (они и не могут быть равными), а управление общими богатствами лучше доверить мудрейшим. Или тем, кто умел мудрейшими притворяться. Чем не общественный договор?

Но, создав систему власти, люди на Востоке не сумели подкрепить (а значит, ограничить) ее другими институтами, например, частной собственностью. И вот уже правитель, опираясь на административный аппарат, мог присвоить себе любое имущество купца или ремесленника. Большинство населения, нищего и необразованного, жаждущего стабильности и не принимающего любой прогресс, такую политику правителя поддерживало. Восточные города обзавелись не гражданами, а подданными. Этот тип общественного устройства Леонид Васильев называет «мировой деревней».

Между тем нормативы, заданные Природой, требовали от человека развития, новаций. «Мировая деревня» на новации была неспособна, зато не мешала росту варваров-кочевников, уничтожавших на своем пути любые очаги цивилизации.

Разум нашел ответ: появились греческие полисы. Античный предбуржуазный мир снова пробудил динамику исторического процесса. В противовес «мировой деревне» с ее консерватизмом и отсутствием личных прав возник «мировой город», главным обитателем которого является собственник, а главным регулирующим институтом — Закон.

Это противостояние стало делом обычным. Но, противостоя друг другу, «мировой город» и «мировая деревня» учились также сосуществовать. Именно поэтому Европа сумела пережить и падение Рима, и «тьму Средневековья»: и варвары, и арабские завоеватели успели «пропитаться» некоторыми идеями античной цивилизации, хотя и сильно искаженными. На смену грабительским набегам пришла торговля, возродилось ремесло, вновь расцвели города. «Мировой город» стал доминировать.

В противовес «мировой деревне» с ее консерватизмом и отсутствием личных прав возник «мировой город», главным обитателем которого является собственник, а главным регулирующим институтом — Закон.

Укрепление городов, развитие торговых связей, географические открытия, культура Ренессанса, этика Реформации — все это вкупе с идейно-институциональным комплексом, унаследованным от античности, создало в Европе благоприятные условия для развития предкапитализма.

Маркс, напоминает Леонид Васильев, потратил немало сил на доказательство того, что капитализм возникал в результате первоначального накопления. Особенно Маркс любил цитировать Томаса Мора, рассказывавшего, как английские богачи невзирая ни на что стремились продать в Голландию как можно больше шерсти и пряжи («овцы съели людей»).

Но странно, замечает профессор Васильев, что Маркс не обращается к другому, куда более подходящему его теории примеру — Испании, разграбившей индейцев Латинской Америки. Вот уж кто присваивал себе золотые горы и жил в роскоши! Вот только это «накопление капитала» вовсе не привело к развитию в Испании капитализма, который вполне процветал и в Англии, и в Голландии. Не в накоплении дело, а в институтах, которые в Англии были, а в Испании — нет.

Великие географические открытия позволили европейцам распространить влияние своих цивилизационных идей на весь мир. Началась колонизация и вестернизация. За колонизацию в наш век политкорректности от Европы требуют извинений и деятельного раскаяния, а то и финансовых возмещений. Но Леонид Васильев уверен: «Ни этическим нормам, ни гуманизму буржуа-колонизаторы чужды не были. И это доказывается подсчетами».

Какими бы бесчеловечными ни были методы колонизаторов, цифры свидетельствуют: в период колониальной зависимости и интенсивной вестернизации население планеты за пределами Европы выросло на порядок. Капитализм и вестернизация улучшали качество жизни.

После падения коммунизма России оказалось не на чем строить капитализм — не нашлось ни европейской демократии и гражданского общества, ни конфуцианской этики, которой демократию успешно заменяет Китай.

Россия на этом фоне значительно выделялась. Русская деревня была по-азиатски архаичной. Для создания нормальной армии царям приходилось искать помощи на Западе. После Петра I значительная часть русского дворянства имела либо западные корни, либо западное образование. Но вестернизация в России была безбуржуазной. Капитализм стал нарождаться слишком поздно и, не успев окрепнуть, был сокрушен мировой войной и революциями. А пришедшие к власти большевики постарались уничтожить хоть немного походивший на Европу русский город, заселив его деревней.

И после падения коммунизма России оказалось не на чем строить капитализм — не нашлось ни европейской демократии и гражданского общества, ни конфуцианской этики, которой демократию успешно заменяет Китай.

Однако и современный Запад постигла не лучшая участь. «Западное общество вымирает», — констатирует Леонид Васильев. «Мировая деревня», которой не смогла (не успела) помочь вестернизация, вновь наступает на «мировой город». «Оковы колониализма» сброшены, но сотни миллионов в Африке и Азии обнаружили, что прокормить себя сами не могут, зато могут найти «виновных». Люди в такой ситуации легко становятся жертвами человеконенавистнических теорий, считает Леонид Васильев. «Передовым отрядом», брошенным на Запад, выступают исламисты. А западный мир, сжимающийся как шагреневая кожа, не умеет им противостоять.

Нормативы Природы требуют движения вперед, но человечество в нынешнем его виде, кажется, вышло на финишную прямую. Сколько времени у него осталось — пятьдесят, сто лет? Возможно, это излишне алармистский прогноз, признает профессор Васильев. «Но поверьте, — добавляет он, — это не от злого чувства. Могу только громко крикнуть, да и то без особой надежды, что услышат и тем более поймут и проникнутся беспокойством».

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм

X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.

Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет

Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Евро как «легкомысленный эксперимент»

В Издательском доме ВШЭ вышла книга немецкого экономического социолога Вольфганга Штрика «Купленное время. Отсроченный кризис демократического капитализма». IQ.HSE публикует фрагмент из книги, в котором обсуждается введения евро и его последствия.

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Петр Авен рассказал студентам ВШЭ о шоковой терапии 1990-х годов

13 ноября с открытой лекцией на тему «Крутые девяностые: была ли альтернатива?» перед студентами выступил профессор НИУ ВШЭ Петр Авен — председатель Совета директоров Альфа-Банка. Он вручил студентам именные сертификаты на получение премии «Альфа-Шанс» и рассказал о своей работе в Правительстве в 1990-х годах.

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Государство в экономике

Развитие отечественной экономики сдерживают низкая конкурентоспособность ее отраслей и структура, неадекватная международным трендам. Если это не изменить, среднегодовые темпы роста ВВП вряд ли превысят 1,8% при мировом показателе 3,5%. Обеспечить прорыв способно государственное регулирование рынка. О том, каким оно должно быть и что есть на самом деле, — в аналитическом докладе НИУ ВШЭ.

Отзыв на проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год

Минфин РФ подготовил проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, который будет использован при составлении федерального бюджета на эти годы. Эксперты ВШЭ подготовили отзыв на этот документ.

Гражданин покупатель

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — читайте на IQ.HSE.