• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От критики педагогического образования власть переходит к мерам по его развитию

Минобрнауки России опубликовало для общественного обсуждения проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Как благодаря этому документу может измениться подготовка учителей, размышляет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Российское педагогическое образование сегодня не критикует только ленивый. Но эта критика далеко не всегда конструктивна. Например, у многих педвузов по результатам мониторинга Минобрнауки обнаруживались признаки неэффективности. Но один из критериев мониторинга — наличие иностранных студентов. А откуда они возьмутся в педвузах, если в любой стране мира право преподавать в школе имеют только обладатели национальных дипломов?

Но есть и конструктивная критика. Например, новые стандарты общего образования предусматривают компетентностный подход: дети должны не просто получить предметные знания — с этим как раз все нормально, — но и научиться применять их в непредсказуемых ситуациях, а с этим дела обстоят хуже, это подтверждено результатами международного исследования качества образования PISA. Значит, должна измениться подготовка педагогов.

Концепция поддержки развития педагогического образования — это первая попытка не просто раскритиковать, но изменить педагогическое образование. От критики педагогического образования власть переходит к мерам по его развитию.

Отмечу лишь несколько главных шагов, и мне они представляются верными.

Первый шаг — увеличение педагогической практики, причем не в прежнем смысле, когда студенты какое-то время проводили в школе и получали зачет. Педагогическая практика — это когда школа становится экспериментальной площадкой для будущих учителей. Они не просто приходят туда на семестр, отрываясь от учебы. Они, так или иначе, там присутствуют в ходе учебного процесса и на практике осваивают то, что в вузе им дают в теории. Чтобы эту идею реализовать, у вузов, где готовят педагогов, должны быть свои базовые школы.

Второй шаг — это возможность для одних студентов уйти с педагогических программ, а для других — наоборот, перейти на эти программы. Хорошо известно, что многие выпускники педвузов не хотят работать в школах, но, поняв это еще во время обучения, изменить свою образовательную траекторию не могут. В то же время студенты иных направлений и специальностей иногда приходят к выводу, что педагогика — дело куда более интересное, нежели то, чем они занимаются сейчас. Нужно дать возможность и тем, и другим работать по призванию.

Третий шаг — поддержка молодых учителей. Речь идет не столько о материальной, сколько о профессиональной поддержке. Сейчас они часто уходят из школы, потому что старшие коллеги не могут оказать им профессиональную помощь. Нужно создавать профессиональные сообщества молодых учителей — и реальные, и виртуальные; хорошо известны такие сообщества в разных регионах — например, в Красноярском крае. Если нам удастся в первые два-три года помочь молодому учителю удержаться в школе, он наверняка останется там работать и станет хорошим специалистом.

Полагаю, эти и другие шаги помогут нам поднять педагогическое образование на новый уровень.

Вам также может быть интересно:

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?

В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей

Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.

В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть

24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные  исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.

«Магистратура поможет вывести мою работу на новый уровень»

Любовь Писарик — первая в 2014 году абитуриентка магистратуры Высшей школы экономики. Она поступает на программу «Управление образованием», которая реализуется Институтом образования совместно с факультетом государственного и муниципального управления ВШЭ.

Аспирантов вытащат из «темных углов»

Педагогические аспиранты Вышки могут достойно зарабатывать, занимаясь только наукой. О том, как университет готовит качественно новое поколение исследователей, рассказывает директор аспирантской школы по образованию Александр Сидоркин.

Требования к учителям высоки, но соответствуют им немногие

2 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждалась проблема обновления педагогических кадров. В работе круглого стола приняли участие ректоры двух ведущих московских педвузов Алексей Семенов и Игорь Реморенко.

Реформа педагогического образования станет частью комплексной программы обновления кадров

Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, представленный на общественное обсуждение два месяца назад, не будет приниматься как отдельный документ, но его основные идеи войдут в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников. Почему было принято такое решение, объясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.