• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Помочь студенту поверить в собственные силы»

Олег Каширских, доцент кафедры политических и бизнес-коммуникаций Высшей школы экономики, стал одним из лучших преподавателей, проводивших семинарские занятия, по итогам голосования студентов факультета прикладной политологии ВШЭ.

— Олег Николаевич, когда вы пришли на работу в Вышку? Какие курсы ведете?

— В Вышке я с 2007 года, а до этого 13 лет жил и работал в Германии. Словом, сразу по возвращении в Россию я стал работать в ВШЭ. Курсы, которые, по всей видимости, вызвали одобрение студентов, это «Политическая конфликтология» в бакалавриате и «Коммуникационный менеджмент» в магистратуре. У меня есть еще несколько курсов, но они не имеют прямого отношения к факультету политологии, в частности курс на немецком языке о современной Германии в рамках общеуниверситетского факультатива для студентов разных факультетов.

— Насколько я знаю, вы также ведете занятия на научно-исследовательском семинаре «Коммуникационный консалтинг» для студентов магистратуры. Расскажите, пожалуйста, об основных задачах этого семинара.

— Задачи подобных семинаров вполне соответствуют логике развития Вышки в последние годы. И факультет, и университет в целом ориентированы на повышение компетентности студентов в контексте их академической успеваемости и самостоятельной научной работы. Любой магистрант должен освоить принципы научного мышления, ведения дискуссий, написания и структурирования текстов и так далее. В рамках этого двухгодичного семинара я помогаю студентам писать и готовиться к защите магистерских диссертаций и знаю, что у многих студентов эти занятия вызывают большой интерес.

— А в Германии вы тоже преподавали?

— Я там сначала учился, потом защитил докторскую диссертацию, а затем в течение трех лет преподавал. В Германии много внимания традиционно уделяется методологии академических исследований. Примерно треть курсов и семинарских занятий были посвящены методологическим вопросам. Мы готовили сборники по методологии для студентов, которые, начиная с первых курсов, должны привыкать к самостоятельным научным исследованиям.

— Если сравнивать студенческую среду университетов России и Германии, какие различия вы бы отметили?

— Я не вижу особых отличий между российскими и немецкими студентами. Мотивированные студенты как в России, так и в Германии ищут контактов с преподавателем, заинтересованы в дискуссиях, активно работают на семинарах и лекциях. Активность тех, кто менее определенно видит свое будущее, значительно ниже. Я бы сказал, что немецкие студенты лучше представляют себе свое будущее место в обществе, профессию, профиль основных интересов. Поэтому специализация, которую они выбирают уже на ранней стадии обучения, позволяет им более осознанно самоопределяться и овладевать необходимыми знаниями и навыками. Вообще, Германия — достаточно традиционное общество, и отношения преподавателей со студентами более упорядочены в том смысле, что студент больше слушает, чем говорит. Я никогда так интерактивно не работал со студентами в Германии, как я работаю с ними в России. Хотя Германия, как и любая другая страна, меняется, и за последние годы там появилось много частных университетов, а популярность государственных вузов немного снизилась.

— Мне кажется, что студенты всегда чувствуют, когда преподаватель сам увлечен своей работой. Чем вам нравится преподавательская деятельность и чем, возможно, не нравится?

— Согласен, целостность предлагаемого материала и убежденность преподавателя увлекают студентов. Я убежден в том, что преподавание — это неотъемлемая составная часть научной деятельности в целом, поскольку в процессе исследовательской работы ученый постоянно ищет подтверждения своим догадкам, идеям, находкам. Материал, накопленный в ходе исследования, является до определенной степени гипотетическим, а дискуссионное пространство, которое создают твои студенты, помогает верификации данных. У студентов — разные способности, интересы, склонности. Они по-разному мыслят, задают вопросы, по-разному понимают предлагаемый материал. В процессе активного обсуждения ты и сам растешь. Мои семинарские занятия направлены на то, чтобы пробудить заинтересованность студентов, вызвать у них желание формулировать собственные идеи и предложения, научиться отстаивать собственные позиции по самым разным вопросам.

— У вас есть какие-то предположения о том, почему студенты выбрали именно вас? Что их привлекло — формы, методики преподавания или интересный материал?

— Сложный вопрос. У каждого ученого свой, индивидуальный способ передачи знаний студентам. Очевидно, здесь особую роль играют человеческие качества преподавателя. Я знаю много достойных преподавателей, которых студенты в этот раз обошли своим вниманием. В Германии в университете Вюрцбурга тоже проводился подобный конкурс, но там выбору студентов уделяли мало внимания. В Германии такой конкурс служит просто путеводителем для начинающих студентов, чтобы помочь им выбрать семинар и поближе познакомиться с преподавателем. Мне кажется, что политика ВШЭ сделать публичными оценки, которые студенты выставляют своим преподавателям, должна ориентировать и вдохновлять преподавателей на поиск новых путей к студентам и на поиск эффективного взаимодействия с ними.

— А вы видите какие-то важные различия между нынешними студентами и вашим поколением?

— У меня было два периода студенчества, поскольку я учился и в России, и в Германии. Мне кажется, что сейчас студенты больше вовлечены в процесс определения собственной судьбы и у них больше возможностей для выбора. Это сказывается на академической активности студентов и вариативности формирования их академического пути. Студентов, которые могут и хотят использовать самые разные возможности, сразу видно. Меня радует, когда я вижу, что такие студенты становятся примером для ребят, чей социальный или культурный бэкграунд менее способствовал развитию мотивации в юном возрасте. У студентов Вышки, к счастью, есть возможность участвовать в современном академическом дискурсе и знакомиться с современной периодической литературой, издающейся и в России, и за рубежом. Я очень стараюсь ориентировать студентов на знакомство с современными академическими дискуссиями и процессами, которые происходят в мире политологии.

— Насколько студенты магистратуры, которые ходят на ваш семинар, самостоятельны в своих научных изысканиях? Сталкиваетесь ли вы с плагиатом в студенческой среде?

— Я практически не сталкивался со случаями плагиата. Я думаю, важно вовремя дать студенту понять, что самостоятельная научная работа — не только возможна, но и принесет ему исключительно пользу. Задача преподавателя — помочь студенту поверить в собственные силы.

— Если бы вы сами сейчас стояли перед выбором вуза для получения политологического образования, какой российский университет вы бы выбрали?

— Как известно, в ВШЭ сейчас идет процесс реформирования, и в этом процессе консолидируются ученые и преподаватели, которые очень достойно представляют политическую науку современной России. Я не буду перечислять имена моих коллег-политологов, известных не только в России, но и во всем мире. Любому абитуриенту, интересующемуся политическими науками, я бы рекомендовал Вышку. И если бы сам сегодня стоял перед выбором вуза, то пошел бы в ВШЭ.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В бакалавриате по политологии питерской Вышки открывается новый региональный трек

Со следующего учебного года на программе «Политология и мировая политика» открывается четвертый региональный трек, посвященный странам Латинской Америки. Студенты, которые выберут это направление, смогут погрузиться в политические процессы региона и изучить один из языков на выбор — испанский или португальский.

Томас Грэм рассказал студентам, могут ли Россия и США быть партнерами

22 января Томас Грэм, бывший Специальный советник президента США по России и Евразии (2004-2007), выступил перед студентами и сотрудниками Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ и рассказал о соперничестве, лежащем в основе российско-американских отношений, а также перспективах сотрудничества двух стран.

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию

Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.