• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Стараюсь вести занятия в приподнятом настроении»

Илья Прахов, преподаватель кафедры институциональной экономики, стал — согласно опросу студентов — лучшим преподавателем 2011 года на факультете государственного и муниципального управления ВШЭ.

― Как вы встретили известие о том, что стали одним из лучших преподавателей Вышки?

― Конечно, я очень обрадовался, всегда приятно получать такое признание студентов. Тем более что я стал победителем сразу в двух номинациях: и как лектор, и как преподаватель, который ведет практические занятия.

Занятия по курсу институциональной экономики на факультете государственного и муниципального управления я веду уже четвертый год, кое-какой опыт накоплен. Я стараюсь поддерживать со студентами контакты, помогать в меру возможностей, когда они спрашивают совета.

― Как вы, экономист, находите общий язык со студентами факультета государственного и муниципального управления?

― Я бы не сказал, что государственное и муниципальное управление — совсем другая сфера. Кардинальных различий, на мой взгляд, немного, тем более что на этом факультете преподается довольно много экономических дисциплин. Конечно, больший уклон делается в сторону государственного управления и менеджмента. Но мы попытались с коллегами по кафедре адаптировать курс таким образом, чтобы он был интересен студентам именно этого факультета. Мы подбираем кейсы, которые касаются непосредственно их будущей профессии. Думаю, что аппарат институциональной экономики можно эффективно использовать при анализе совершенно разных ситуаций. И это подтверждают студенты, которые используют основные базовые понятия, подходы, навыки, которые даются им в рамках курса, и применяют их к конкретным ситуациям по своим более узким специализациям.

― При выборе методик преподавания вы ориентируетесь на свою интуицию или на опыт коллег?

― Безусловно, в первую очередь, учитываю опыт коллег и советуюсь с ними. Огромную поддержку в этом оказывают Мария Марковна Юдкевич, которая читала этот курс, когда я учился на факультете экономики, и Елена Анатольевна Подколзина, которая сейчас читает лекции по институциональной экономике на факультете государственного и муниципального управления. Насколько мне известно, в 2009 году Елена Анатольевна Подколзина вместе с Анной Андреевной Бальсевич стали победителями конкурса инициативных методических разработок Фонда образовательных инноваций за разработку методики проведения семинарских занятий по институциональной экономике.

Мы постоянно ищем новые методики, новые формы общения со студентами. Год от года курс меняется, мы стараемся заинтересовать студентов. Обсуждаем на кафедре, перед началом учебного года анализируем, как студенты учились, что им давалось лучше, а что тяжелее, как улучшить курс.

― Вы работаете в лаборатории институционального анализа, пишете диссертацию. Как удается совмещать преподавательскую и исследовательскую работу?

― Не всегда это сделать просто. Но у нас есть неформальная договоренность: курс читается в первом полугодии, и в это время я больше трачу времени на преподавание. А во втором полугодии с преподавательский нагрузкой проще, я читаю курс по выбору на факультете экономики по экономике образования. И тогда я больше времени трачу на научно-исследовательскую работу. Но это не значит, что в первом полугодии я совсем не занят наукой. У нас есть свои требования, дедлайны, работа по гранту. Пока удается совмещать и преподавание, и исследования.

Тема, которой я занимаюсь, очень интересная — экономика образования, а именно — образовательные стратегии абитуриентов и особенности выбора вуза в условиях ЕГЭ. Ситуация постоянно меняется, мы с коллегами из Института институциональных исследований внимательно следим за процессом трансформации, знакомимся с новой информацией по данному вопросу. Именно это дает возможности следить за процессом в динамике, анализировать происходящее. И мы рады этому. В настоящее время у нас накоплен большой материал, много данных, которые требуют анализа, всесторонней оценки.

― На личные интересы, увлечения остается время?

― Да, конечно. Я очень люблю путешествовать, и когда выкраиваю недельку, с удовольствием отправляюсь куда-нибудь. Это мне помогает: смена обстановки всегда дает позитивный настрой. Недавно посчитал, оказалось, что я уже побывал в двадцати странах, в основном — европейских. Мне вообще нравится Европа, каждый раз, когда туда приезжаю, нахожу что-то новое. Самое яркое впечатление — Германия. Мне очень нравится Берлин, демократичный город. Мне нравятся люди, которые там живут, нравится, что там все сделано для людей и в плане транспорта, и в плане социального обслуживания. Я себя чувствую там очень комфортно. Надеюсь, что и в Москве ряд проблем будет скоро решен, и наша столица будет более расположена к людям.

Еще я регулярно хожу в бассейн. Иногда делаю это рано утром до работы, иногда вечером после работы. Это помогает чувствовать себя бодро, снимает усталость, напряжение, позволяет с новыми силами браться за проекты, помогает и в преподавании. Студенты видят, когда преподаватель бодрый, в хорошем настроении, и им оно передается. Что бы ни случилось, я стараюсь вести занятия в приподнятом настроении, потому что тогда студенты лучше тебя воспринимают, им приятнее находиться в аудитории, они живее реагируют. Когда есть реакция студентов на твои слова, на учебный материал, то и ты сам больше отдаешь им.

― Что, на ваш взгляд, этот конкурс дает преподавателям?

― Конкурс нужен, и в первую очередь он необходим преподавателям. Это оценка их работы, своеобразная обратная связь. Для многих это дополнительный стимул трудиться, совершенствоваться профессионально, снова и снова участвовать в этом конкурсе и побеждать. Надеюсь, что в этом году меня выбрали не потому, что молод и обычно быстро налаживаю контакт со студентами, а потому что студентам действительно нравятся занятия и курс по институциональной экономике.

Насколько объективны студенты при голосовании? Думаю, что бывают разные случаи, студенты иногда обижаются, как они считают, за несправедливую отметку. Но когда голосуют студенты всего факультета, то оценка все же объективна. Ребята оценивают и степень «интересности» курса, и то, как он преподается. Немаловажными оказываются и личные качества преподавателя, которые тоже учитываются студентами… Если по окончании курса студенты обращаются к преподавателю снова и снова, советуются, обсуждают с ним какие-то профессиональные вопросы, значит им это необходимо.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Институциональная экономика

Зачем люди придумывают себе правила и механизмы принуждения к их соблюдению.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ

Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.