• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

18 сентября 2013 г. в рамках научного семинара факультета истории НИУ ВШЭ состоялся доклад д.и.н. гл. н. с. лаборатории соцально-исторически исследований П.Ю. Уварова

18 сентября 2013 года на факультете истории НИУ ВШЭ состоялось заседание научного семинара Лаборатории социально-исторических исследований. Павел Юрьевич Уваров, член-корреспондент РАН, профессор факультета истории, главный научный сотрудник Лаборатории, выступил перед слушателями с докладом на тему «Как адвокаты Парижского парламента конструировали свою социальную идентичность на рубеже XVI–XVII веков: от “класса в себе” к “классу для себя”».

 

Докладчик начал выступление с краткого экскурса, посвященного исторической обстановке, в которой вознило сочинение Антуана Луазеля «Паскье, или Диалог адвокатов Парижского парламента», датируемое 1602 г. В качестве ключевых моментов П.Ю.Уваров отметил практику продажи, завещания и отчуждения адвокатских должностей с согласия короля, изменение (в 1597 г.) формы присяги адвокатов при вступлении в должность и знаменитую «забастовку» адвокатов 14 мая 1602 г. Именно «стачка» послужила поводом к написанию «Диалога». Традиционно сочинение А. Луазеля рассматривается историками как проявление кризиса адвокатского сословия, авторитет которого в XVII–XVIII вв. резко упал. И действительно, если в XVI веке адвока считался ученейшим человеком, то уже в XVII в. он зачастую воспринимался обществом исключительно как пройдоха и ловкач. Но в то же время «Диалог» может рассматриваться и как проявление самосознания адвокатов как сплоченной социальной группы.

 

Адвокаты в XVI в. не были корпорацией. Единственной формой их организации было братство святого Николая, в котором адвокаты состояли вместе с прокурорами. Однако на рубеже XVI–XVII вв. у адвокатов появляется осознание себя как отдельной общности. Представители формировавшегося «адвокатского сословия» очень хорошо понимали, кто они есть, ценили свой статус и гордились им, даже несмотря на противоречивое отношение окружающих. Эти изменения выразились в эволюции содержания создаваемых адвокатами произведений. Если ранее защитники писали по премуществу общие рассуждения на юридические темы, то в XVII в. фокус их внимания переместился на конкретные юридические вопросы, в первую очередь — на общественный статус представителя адвокатуры.

 

Конструирование социальной общности выразилось в содержании «Диалога». Участники описываемой А. Луазелем беседы не только обсуждают место адвоката в обществе, но и называют конкретные имена «героев» и «антигероев». Таким образом формируется система символов, вокруг которых и будет в дальнейшем кристаллизоваться идентичность сословия

 

Можно с уверенностью сказать, что в XVII в. сообщество адвокатов становится корпорацией. В свою очередь, в XIX в. наступает расцвет адвокатуры, воспетый, например, в известном цикле рисунков О. Домье. Не удивительно, что именно XIX в. заново открывает фигуру Паскье, и сочинение Луазеля вновь становится актуальным.

 

В заключение П.Ю. Уваров отметил, что два года назад «Диалог» был переведен на русский язык и вошел в антологию «Адвокаты прошлого». Сейчас этот текст вывешен на сайтах целого ряда адвокатских контор. Автор вступительной статьи к указанной антологии известный адвокат Э. Воронцов, подобно Паскье, рассуждает о призвании и жертвенности профессии адвоката, который, вне зависимости от личности клиента, должен бороться за правду, и без которого без него невозможно ни одно судебное заседание. Представляется, что в обращении современных адвокатов к опыту прошлого нет ничего удивительного, поскольку адвокаты образуют специфическую общественную группу. Осознать особенности своего положения и объяснить окружающим и самим себе, кто такие адвокаты, — неизменно актуальные задачи адвокатского сословия.

 

В ходе обсуждения докладчику был задан ряд вопросов, которые можно условно разделить на несколько категорий. Первая — это вопросы, касающиеся судьбы источника, анализируемого докладчиком (Д.А.Добровольский). Вторая — это вопросы по содержательной части доклада, в частности, о том, почему адвокаты так поздно осознали себя как отдельную корпорацию (О.И. Тогоева). Третья — вопросы, уточняющие особенности судопроизводства и организации работы адвокатов (Е.А. Вишленкова, Л.К. Савюк).

 

Репортаж Анны Песковой