• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Инкубатор для будущих миллионеров"

Интервью с руководителем Бизнес-инкубатора ГУ ВШЭ Д.В. Репиным

16 декабря 2006 г. 

 

В 2007 г. в Вышке заработает бизнес-инкубатор, задачи которого - помочь студентам в реализации проектов по созданию успешных бизнес-компаний. О том, как заработать деньги, не выходя из вуза, рассказал пресс-службе Высшей школы экономики руководитель бизнес-инкубатора, профессор ГУ-ВШЭ Дмитрий Репин.

- Что представляет из себя бизнес-инкубатор?

- Это - структурное подразделение нашего университета, которое будет способствовать формированию и развитию успешных бизнесов, основанных студентами Высшей школы экономики. Идея его создания возникла у студентов - участников конкурса бизнес-проектов H$E 5K, и она идеально совпала с моими представлениями об обучении предпринимательству в университете. Бизнес-инкубатор станет местом, где мы будем прививать студентам принципы цивилизованного, грамотного, прозрачного бизнеса.

Сегодня я впервые увидел помещение, в котором разместится бизнес-инкубатор: это две комнаты второго этажа корпуса "Д" на Покровке. В одной - будет сам офис, в другой - переговорная комната, где участники бизнес-инкубатора смогут собираться и обсуждать свои проекты, встречаться с экспертами. До Нового года появится сайт бизнес-инкубатора, тогда же мы начнем рассматривать заявки участников.

- Есть какие-то ограничения на участие в проекте?

- Их немного. Заявки могут подавать студенты только очной формы обучения и без академических задолженностей, а также аспиранты или выпускники последнего года и учащиеся филиалов. Главный критерий отбора заявок - насколько проекты покажутся успешными для создания бизнеса. Решать это будет внешний инвестиционный комитет, в который входят известные предприниматели и лучшие представители инвестиционной среды России, в частности, специалисты из Intel Capital, венчурного фонда "Русские технологии", американского фонда CRDF и других. За первый набор мы сможем принять не более четырех проектов.

- Как устроена работа в бизнес-инкубаторе?

- Во-первых, после отбора компания получает рабочие места в офисе, оснащенном всевозможной техникой, и переговорную комнату. Во-вторых, в ее руках оказывается очень ценный ресурс с полезной информацией о ведении бизнеса, базой контактов разных специалистов. Таким образом, вокруг бизнес-инкубатора будет развиваться социальная сеть, которую образуют участники бизнес-инкубатора, преподаватели, сотрудники, учащиеся ГУ-ВШЭ и других вузов. Мы хотим разработать экономически целесообразный механизм вовлечения преподавателей и сотрудников Вышки в работу компаний, основанных студентами. Это выгодно преподавателю, потому что повышает его профессиональный рост.

Команда может проработать в бизнес-инкубаторе максимум два года. На первом этапе, который длится от трех до двенадцати месяцев, инвестиционный комитет рекомендует оптимальный срок работы компании в инкубаторе - в зависимости от характера проекта. Но если команда не начала выходить на рынок через год работы, то надо поставить вопрос о целесообразности ее участия в инкубаторе. Тут есть тонкий момент: практически любой успешный бизнес - это исключение из правил на каком-либо этапе его развития. И группа экспертов должна распознать этот этап, чтобы помочь компании вырасти.

- Бизнес-инкубаторы появились на Западе. Есть ли среди них те, на которые Вы равняетесь?

- Инкубатор, который я считаю образцовым, - это очень успешный Cambridge Innovation Centre рядом с бизнес-школой Массачусетского технологического института в Кэмбридже, в штате Массачусетс. Это - частная компания, и за аренду помещения в этом инкубаторе нужно платить немалые деньги. Но именно там я узнал главный принцип успеха бизнес-инкубатора: туда приходят, если можно так сказать, ради тусовки, которая олицетворяет собой успех в бизнесе. Это - тусовка деловая, правильнее использовать английский термин "community", и погружение в такую среду прибавляет уверенности в личном успехе.

Вообще в Америке и Европе работает очень много бизнес-инкубаторов, большинство из которых не являются успешными. Это связано с тем, что люди участвуют в них в основном ради бесплатного помещения и техники. Я также не слышал об успешных бизнес-инкубаторах и в России.

- Есть ли у бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ какая-то особенность, преимущество перед остальными?

- Да, и оно заключается в том, что Вышка - не технический вуз. Поясню: в основном все бизнес-инкубаторы делают ставку на развитие технологических инноваций, а это очень сложно. Мы же собираемся делать акцент на креативе в области построения бизнеса, маркетинга, логистики, механизмов продаж, например.

Если мы посмотрим на успешные компании мирового масштаба, то увидим, что нетехнологические инновации прибыльней.

- Почему Вы считаете, что бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ станет успешным?

- Мы недавно провели социологическое исследование, чтобы выяснить, насколько студентов Вышки интересует предпринимательство. Результаты меня поразили. Примерно 76% студентов видят себя в предпринимательстве на каком-либо этапе карьеры. Это - очень большая цифра. Для сравнения: аналогичный показатель по России достигает 10%. Причем более 3% студентов ГУ-ВШЭ уже имеют свой бизнес, 9% - планируют его открывать, учась в университете, а 8% - собираются создавать свой бизнес сразу после окончания Вышки. Вот вам круг потенциальных участников бизнес-инкубатора.

Бизнес-инкубатор приносит пользу не только студентам, но и университету. Успешные бизнес-проекты под маркой ГУ-ВШЭ создадут отличную репутацию вузу в деловых кругах и сломают стереотип, согласно которому студенты, занимающиеся бизнесом, не ассоциируют его с Вышкой. Скорее они говорят, что бизнесу в вузе их не учили. Мы же хотим, чтобы выпускники университета и инкубатора, которые станут успешными предпринимателями, вливались в социальную сеть бизнес-инкубатора и способствовали его развитию. Кроме того, много университетов живет за счет спонсорской помощи. А ведь именно успешные бизнесы, выросшие из инкубатора, смогут принести alma mater наиболее щедрые суммы.

Компании, которые выходят из бизнес-инкубатора, по статистике, имеют больше шансов на успех. Мы будем выращивать крупные компании с потенциалом быстрого роста, которые могут стать лидером на рынке и изменить его - это философия бизнес-инкубатора. О среднем бизнесе не может быть и речи.

- Где могут получить знания о ведении бизнеса студенты, которые не пройдут отбор в бизнес-инкубатор?

- Помимо бизнес-инкубатора, в новом году мы устроим общеуниверситетский факультатив по предпринимательству, состоящий из 7-10 занятий. Это будут первые подобные занятия в ГУ-ВШЭ, потому что теоретических курсов по предпринимательству у нас немало, а к практическим - можно отнести только "Школу молодого бизнесмена" под руководством Александра Шохина, которая успешно развивается, а также конкурс бизнес-планов HSE5K, на котором в 2006 году победил проект "Smart-книга" Елены Масоловой и курс "Инновационный менеджмент" Иосифа Дискина. Позже мы планируем создать целую линейку специализированных бизнес-курсов.

 

Беседовал Егор Тимофеев


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.