• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О коррупции в полиции в посткоммунистических странах

15 декабря на регулярном семинаре с докладом на тему «Коррупция в полиции и подработка на стороне в посткоммунистических странах: сравнительный анализ» выступил главный научный сотрудник ЛССИ Леонид Косалс. В своем докладе оностановился на проблеме насилия и его ограничении в отношении полиции как института общества.

Леонид Косалс начал презентацию с выделения теоретических подходов к насилию. Сторонники экономического подхода (North, Walls, Weingast) связывают насилие с централизацией государства. Приверженцы теории модернизации (Inglehart, Welzel) рассматривают насилие с точки зрения перехода от ценностей выживания к ценностям самовыражения.

Гербер и Мендельсон выделяют три основных подхода к организации института полиции. Первый, профессиональная полиция («функциональная модель»), стремится обеспечить общественную безопасность (Западная Европа, Япония, США). Второй подход, полиция разделенного общества, действует в интересах влиятельных элитных групп. Наконец, эксплуататорская полиция, в первую очередь, стремится к извлечению рыночной прибыли.

В своем исследовании профессор Косалс стремится выявить, какая из трех моделей характеризует переходные страны.  Гипотеза состоит в том, что в этих странах превалирует эксплуататорская полиция.

Целью данного проекта является выявление того, как именно ресурсы насилия конвертируются в экономические ресурсы, другими словами, как именно полиция развивает экономическую активность и получает рыночную прибыль. На прошлом этапе исследования был проведен опрос в трех переходных странах: Болгарии, Казахстане и России. В 2011 году в каждой стран было опрошено 450-500 полицейских. Исследователи также попытались охватить Танзанию, однако попытка оказалась неудачной из-за того что во время опроса там проходили выборы. На следующем этапе в исследование будет добавлена Грузия.

Профессор Косалс также представил распределение данных стран по Глобальному Индексу Миролюбия. Индекс состоит из 23 индикаторов, включающих количество человек в тюрьмах, уровень насильственных преступлений, долю военных расходов в ВВП. Болгария занимает 53-ю позицию, Казахстан – 93-ю, Россия – 147-ю (одно из последних мест в списке).

Профессор Косалс разделил возможные виды извлечения прибыли на две категории: дозволенные и недозволенные. К дозволенным относится деятельность, законодательно запрещенная полиции, но разрешенная другим категориям населения (работа таксистом, индивидуальное предпринимательство или другая вторичная занятость). Недозволенные – это виды деятельности, запрещенные всем группам населения.

Леонид Янович выделил две возможных ситуации. Первая ситуация имеет место, когда экономическая деятельность не очень распространена и в целом полиция работает нормально. Вторая ситуация подразумевает глубоко укорененную экономическую деятельность, в случаях, когда полиция функционирует как бизнес-структура, часто пренебрегая интересами населения страны.

Далее профессор Косалс представил некоторые эмпирические результаты 2011 года. Он показал, что процент полицейских, занимающихся неформальной экономической деятельностью, выше всего в России, но продолжает снижаться (36% имеют дополнительных доход по сравнению с 42% десять лет назад). В Казахстане этот процент среди полицейских составляет 29%, в Болгарии  - 25%. Также Леонид Янович рассказал о конкретных видах неформальной активности: это низкоквалифицированный труд, осуществление враждебных поглощений, предпринимательство, заведение или прекращение уголовных дел в качестве оплачиваемой услуги, и так далее. В целом данные виды деятельности популярнее всего в России и наименее популярны в Болгарии. Субъективные оценки материального благополучия, напротив, выше всего в Болгарии и ниже всего в России. Также Леонид Янович показал, что полицейские переоценивают уровень доверия населения к ним.

Кроме того, профессор Косалс выявил изменения в работе полиции после реформ. Реформа оказала положительное влияние на профессиональное обучение, оплату труда и карьерный рост и отрицательное – на количество сверхурочных, бумажной работы и трудовой нагрузки. Российские полицейские позитивно оценили изменения во многих сферах за исключением сокращения персонала. В целом, реформы не изменили коренным образом (и не стремились изменить) модель российской полиции, основными характеристиками которой можно считать сверхцентрализацию, милитаризацию, непрозрачность и коммерциализацию. Неформальный социальный контракт между полицией и властями продолжает существовать во всех обследованных странах. В то же время реформы привели к большему уровню централизации и контроля.

После доклада обсуждались причины высокого уровня коррупции в России, принцип построения Глобального Индекса Миролюбия, возможность включения в исследование новых стран и другие аспекты.

Презентация доклада