• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

1.11. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам


Краткое «досье» на Соглашение.

Соглашение по субсидиям и компенсационным  мерам является частью пакета  соглашений Уругвайского раунда торговых переговоров и входит в состав Приложения 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами к Марракешскому соглашению. Положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ)  являются обязательным для исполнения всеми страна членами ВТО. 

Сфера охвата

ССКМ устанавливает правила предоставления промышленных субсидий государствами-членами ВТО, а также устанавливает механизмы и условия противодействия субсидируемому импорту, как односторонние, такие как компенсационные меры, так и многосторонние в рамках механизма разрешения споров ВТО.

Статус соглашения

ССКМ призвано детализировать и уточнить правила применения компенсационных мер, возможность применения которых установлена статьей VI ГАТТ, а также установить правила предоставления промышленных субсидий, описанные в статье XVI ГАТТ.

Цель соглашения

Текст ССКМ не содержит указания на цели, но можно допустить, что целью является внести ясность в правила ГАТТ 1994 и укрепить их, и в предотвратить использование субсидий ведущих к искажению условий конкуренции.

Базовые положения/принципы

В рамках ГАТТ-94 субсидирование исключено из общих обязательств в отношении применения национального режима и РНБ и поэтому основывается на специально разработанных правилах. При этом наряду с “горизонтальными” правилами используются и секторальные механизмы, которые действуют в отношении субсидий в области сельского хозяйства.

В состав соглашений ГАТТ 94, которые стали частью обязательного пакета многосторонних торговых соглашений о создании ВТО, вошло Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. В этом соглашении впервые были сформированы ряд четких положений в области применения субсидий и компенсационных мер. В частности: определение субсидии, классификация субсидий с точки зрения правомерности их применения, правила установления ущерба в связи с применением субсидий и применения компенсационных мер. Кроме того, субсидии делятся на запрещенные и подлежащие применению компенсационных мер[1].       

Положения данного соглашения обязательны для выполнения всеми участниками соглашения. При этом не допускается применение каких-либо оговорок и изъятий в отношении соглашения. Важным элементом системы регулирования практики применения субсидий является прямой запрет применения каких-либо мер противодействия субсидиям, которые прямо не предусмотрены соглашениями (или другими положениями соглашений ГАТТ 94) и только в соответствии с правилами соглашения (Статья 32 Соглашения)

Структура и содержание документа

Определение субсидии (статья 1)

Для целей многостороннего регулирования соглашение определяет субсидию на основе ряда признаков, которые сформулированы в статье 1 соглашения.

Субсидия предполагает вложение правительством или государственным органом финансовых средств в пределах территории страны, когда происходит: непосредственная прямая передача финансовых средств правительством (например, выплаты, займы, передача собственности) или потенциальная прямая передача средств или обязательств (например, гарантии по кредитам); невостребование правительством обязательных платежей (например, налоговые освобождения или налоговые кредиты), за исключением случаев, когда экспортные товары освобождаются от налогов и сборов, которые применяются к аналогичным товарам, предназначенным для сбыта на внутреннем рынке, если размер такого освобождения не превышает размера этих налогов и сборов; правительство предоставляет товары или услуги, за исключением тех, которые можно отнести к системе общей инфраструктуры или осуществляет закупку товаров; поручает проведение перечисленных выше операций частной фирме (негосударственной организации), когда их сущность не отличается от деятельности, которую обычно осуществляет государство, а также при осуществлении мер по поддержанию доходов предприятий или цен, которые имеют своим следствием расширение экспорта какого-либо товара или сокращение импорта какого-либо товара. При этом действия правительства должны предоставлять фактические выгоды предприятиям.

Понятие специфичности субсидии.

Важным элементом подхода к субсидиям является концепция специфичности субсидий, которая лежит в основе применения наиболее жестких правил по ограничению субсидирования и является обязательным критерием для применения компенсационных мер.

Главный критерий специфичности - ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут его получить. Субсидия является специфичной, если нет универсальных формальных критериев, которые являются основанием для получения субсидии - например, число занятых, объем выпуска и т.п.

В соответствии со статьей 2 соглашения специфичными для тех или иных предприятий или отраслей являются следующие категории субсидий. 

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства, могут быть получены только некоторыми предприятиями. При этом субсидия не является специфичной, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Под объективными критериями в частности могут пониматься показатели, экономические по своему характеру (например, численность занятых), и пригодные для “горизонтального” применения, т.е. во всех отраслях и секторах экономики. В тех случаях, когда применение указанных правил не дает четкого ответа, статья 2 соглашения допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом, за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, т.е. возможность применения различных механизмов субсидирования является особенностью налоговой и финансовой системы страны. Последняя оговорка введена для учета обычной практики стран с федеративным устройством, когда субъекты федерации в соответствии с законодательством применяют различные налоговые инструменты в рамках своей компетенции (так называемая “канадская оговорка”).

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от достигнутых компанией показателей экспорта (при этом субсидия признается специфичной даже, если это только один из критериев). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от  использования продукции местного (отечественного) производства вместо импортной продукции (при этом в данном случае субсидия признается специфичной даже, если нет других признаков). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые не попадают в перечисленные категории не считаются специфичными.

Цель Соглашения заключается не в том, чтобы незаконно ограничивать права правительства на выдачу субсидий, а в том, чтобы запретить или ограничить использование субсидий, которые могут иметь неблагоприятное воздействие на торговлю других стран. С этой целью субсидии делятся на запрещенные и разрешенные.

Запрещенные субсидии (красные субсидии)

экспортные субсидии, т. е. субсидии, которые зависят от показателя экспортной деятельности

субсидии, направленные на преимущественное использование местных товаров над импортируемыми.

В прошлом правило, запрещающее использование экспортных субсидий на промышленную продукцию, применялось только к развитым странам. Соглашение распространяет использование этого правила и на развивающиеся страны. Эти страны (за некоторым исключением) постепенно прекращали использование таких субсидий в течение восьмилетнего переходного периода, истекщего 1 января 2003 г. Они также имели пятилетний переходный период для того, чтобы устранить субсидии, которые связаны с предпочтительным использованием местной продукции над импортируемой. Этот период истек  1 января 2000 г.

ССКМ также  разделяет незапрещенные субсидии на 2 группы, дающие основания для применения мер и не дающие.

Разрешаемые, но наказуемые субсидии (желтые субсидии)

В широком смысле Соглашение использует концепцию специфичности для разделения субсидий на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она ограничена:

-   предприятием или группой предприятий;

-   промышленным сектором или группой секторов;

-   определенным географическим регионом.

Все специфические субсидии, являются наказуемыми, если они оказывают «неблагоприятное воздействие на интересы членов». Такими неблагоприятными воздействиями могут быть:

-   серьезное ущемление интересов других стран;

-   ущерб промышленности в стране-импортере;

-   потеря преимуществ, полученных в результате согласованных тарифных уступок.

Серьезное ущемление интересов других стран возникает, когда субсидированный товар начинает вытеснять с внутреннего рынка субсидирующей страны, а при поставках на экспорт — и с рынков третьих стран аналогичные товары.

Субсидии ведут к устранению или уменьшению преимуществ, достигнутых в результате тарифных уступок, тогда, когда экспортирующая страна обнаруживает, что ее тарифные преимущества, согласованные в результате тарифных переговоров, стали меньше или исчезли в результате того, что доля поставляемого ею товара на рынке страны-импортера сократилась как следствие субсидирования последней собственного производства такого товара

Таким образом, в случае установления наличия неблагоприятных последствий от специфической субсидии Орган по разрешению споров ВТО может потребовать устранения или модификации соответствующей программы поддержки.

Материальный ущерб является основанием для взимания импортирующей страной компенсационных пошлин на субсидированный импорт, наносящий ущерб местной промышленности.

Когда наносится материальный ущерб местной промышленности, страна-импортер может вместо возбуждения процедуры разрешения споров  применить компенсационные пошлины на импортированную субсидированную продукцию. Такие пошлины могут быть введены только после того, как специальный орган установит, что субсидированный импорт действительно причиняет ущерб местной промышленности.

ССКМ содержит подробные правила по процедурам проведения расследования и подсчету размера субсидии и компенсационных пошлин. Так как правила по взиманию компенсационных пошлин и антидемпинговым мерам одинаковы и во многих странах расследования проводятся одними и теми же органами, они приводятся в разделе, посвященном применению антидемпинговых мер.

Соответствующий Рабочий орган ВТО

ССКМ учреждает Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, состоящий из представителей от каждого члена. Комитет избирает своего председателя и проводит заседания не реже двух раз в год.

Соответствие права Союза нормам соглашения (понимается как соответствие положений Договора о ЕАЭС - принятие 29.05.14, опубликование 05.06.14, вступление в силу 01.01.15)

Протокол предлагает следующее определение субсидии:

финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны,

Данное определение сходно с определением, которое дано в статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО, которое выделяет три основных критерия отнесения меры к субсидии:

    - наличие финансового содействия;

    - преимущества для получателя;

    - оказываемое правительством или любым публичным органом.

В Протоколе дано более подробное определения субсидирующего органа, которое напрямую указывает, что к нему относятся и органы местного самоуправления экспортирующей третьей страны, а также действующее по поручению или уполномоченное государственным органом лица. При этом учтена практика толкования Соглашения ВТО и указано, что данное делегирование может быть как в соответствии с правовым актом, так и исходя из фактических обстоятельств.

Перечисленные в Протоколе формы финансового содействия аналогичны списку форм финансового содействия в Соглашении ВТО, однако специально  указывают, что к списанию налогов не относится освобождение экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо за исключением уменьшения или возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм.

Также уточняется понятие общей инфраструктуры, как инфраструктуры не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером;

Протокол устанавливает принципы отнесения субсидии экспортирующей третьей страны к специфической в соответствии с которыми к специфической относится субсидия доступ к которой есть только у определенных предприятий. Отдельно устанавливается подход к географической специфичности, который указывает, что субсидия так же должна быть отнесена к специфической, если к ее использованию допущены только предприятия, расположенные в определённом географическом регионе. Протокол, однако, в отличие от СССКМ не делает специального исключения для введения налогов на всех уровнях.

Протокол также устанавливает исключение из специфичности, и указывает, что субсидия не является специфической, если субсидирующий орган или законодательство экспортирующей страны устанавливает общие объективные критерии или условия, которые определяют безусловное право на получение субсидии и ее размер, и такие критерии или условия строго соблюдаются. Данные требования являются более общими и широкими по сравнению с правилами ВТО, в соответствии с которыми для того чтобы попасть под исключение требуется, чтобы подобные критерии были горизонтальными и экономическими по природе, четко оговорены в нормативном акте.

К специфическим субсидиям в соответствии с Протоколом, так же как и с Соглашением ВТО относятся экспортные субсидии и субсидии на импортозамещение. То есть, если субсидия в соответствии с законодательством экспортирующей стороны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с экспортом товара, либо (2) субсидия в соответствии с законодательством экспортирующей страны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с использованием товаров местного производства вместо импортных товаров, то такая субсидия признается специфической

Протокол также разделяет специфичность де-юре и де-факто, отмечает, что несмотря на видимость не специфичности, то ряд факторов может указывать на наличие фактической специфичности. Данный подход и набор факторов совпадают  с подходом статьи 2.1 (с) ССКМ, который, однако, в дополнение требует, чтобы помимо этих факторов следует учитывать степень диверсификации экономической деятельности в пределах юрисдикции субсидирующего органа, а также продолжительность времени, в течение которого действует данная программа субсидирования.

 


[1] Соглашение в первоначальном виде содержало описание третьей категории субсидий – субсидии, не подлежащие применению мер. Эта категория (наряду с положением, устанавливающим презумпцию наличия серьезного ущемления интересов в отношении определенных специфических видов субсидий, подлежащих применению мер) существовала в течение пятилетнего периода истекшего 31 декабря 1999 года, и в соответствии со Статьей 31 Соглашения этот срок мог бы быть продлен по единогласному решению Комитета по субсидиям и компенсационным мерам ВТО. Однако такого решения принято не было. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.