• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4.3. Субсидирование в рыболовстве


Рыболовный промысел и переработка улова, объединяемые в систему рыбохозяйственных отраслей, являются социально значимыми и важными элементами экономического механизма большинства стран мира. При разной степени развитости рыболовства в прибрежных государствах, практически все страны чувствительны к изменениям в данной сфере. Тематика рыбохозяйственной деятельности не является нейтральной также для стран, не имеющих выхода к морю, поскольку в любом случае все они вовлечены в отношения по поводу обмена рыбной продукцией и являются субъектами мирового рынка рыботоваров.

Такая ситуация объясняется не только экономической ролью рыболовства, но и значимостью рыбной продукции в пищевом рационе человека. В нынешнем десятилетии, по данным ФАО, в Мировом океане ежегодно вылавливается более 90 млн тонн рыбы, в хозяйствах аквакультуры – более 60 млн тонн. При этом в настоящее время среднестатистический житель планеты потребляет 19,2 кг рыбы в год по сравнению с 9,9 кг в шестидесятые годы двадцатого века.

Государственная поддержка рыбохозяйственного комплекса является реалией этой сферы человеческой деятельности на протяжении многих десятилетий. При этом всегда направления, объем, формы и методы такой поддержки вызывали споры, противоречия, доходящие порой до так называемых «рыбных войн». В основе этого лежит острая заинтересованность всех стран в существовании «правил игры», поскольку основной эксплуатируемый в отрасли ресурс относится к воспроизводимым, принадлежащим всему человечеству природным объектам.

Наиболее важными за всю историю человечества этапами выработки многосторонних подходов к регулированию изъятия, эксплуатации рыбных ресурсов и торговли рыботоварами можно считать подписание в 1982 году Конвенции ООН по международному морскому праву и в 1994 году в рамках работы Уругвайского раунда ГАТТ Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ). Необходимо отметить, что в сфере изъятия живых ресурсов Мирового океана в результате деятельности международных и региональных организаций сложилась богатая нормативно-правовая база, однако непосредственно вопрос субсидий в рыболовстве регулируется в рамках ВТО.

Субсидии в рыболовстве относятся к промышленным субсидиям, именно поэтому порядок, условия и механизм их предоставления не были включены в Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ. Это предопределило в дальнейшем определенный дуализм в подходах к формированию регуляторной среды в рыбном хозяйстве, поскольку, во-первых, на национальном уровне во многих странах структурно рыболовство относят к агропродовольственной сфере, а, во-вторых, тесная связь с решением на глобальном уровне проблем регулирования рыболовства с тематиками продовольственной безопасности, устойчивого развития, экологической стабильности вовлекает в обсуждение многих аспектов поддержки сектора организаций и слоев общества, не имеющих прямого отношения к производству и торговле рыботоварами. Таким образом, проблема субсидирования в рыболовстве в последнее десятилетие вышла далеко за рамки реализации промышленной и торговой политик и, соответственно, обсуждается не только в ВТО, но и в других международных и региональных организациях.

На момент подписания ССКМ и на протяжении последующих двадцати лет тема субсидирования в рыбной отрасли остается чрезвычайно спорной и конфликтной.

Неослабевающие на момент подписания ССКМ противоречия между группами стран с разным уровнем развития рыболовного промысла продолжались на протяжении всех последующих лет и не затихают в настоящее время. Весь период работы раунда Дохи ВТО характеризовался острыми дискуссиями по тематике рыболовных субсидий. Была надежда на выработку новых правил субсидирования, которые могли бы быть оформлены в новом соглашении, однако до настоящего времени такой документ подготовлен не был. Соответственно, отдельных положений по рыбным субсидиям в соглашениях ВТО нет.

Повышенная активность в этом направлении наблюдалась в 2007 - 2011 годах, причем не только в ВТО, но и в ФАО, преимущественно в Комитете по рыболовству, в других международных организациях. Предлагалось подготовить так называемое Приложение VIII к ССКМ ВТО, которое бы касалось только рыбных субсидий. Предполагалось, что в этом приложении будут учтены требования запретить субсидии, применение которых ведет к дополнительному наращиванию мощностей промыслового флота и, соответственно, к перелову биоресурсов Мирового океана. Однако, компромисс между рыболовными странами не был достигнут. В результате переговорный процесс продолжается и в настоящее время, как по ключевым вопросам, так и по широкому спектру связанных с ними проблем.

На общественном форуме ВТО осенью 2015 года в очередной раз обсуждался вопрос о целесообразности сохранения субсидий в рыболовстве, по крайней мере, в их нынешнем состоянии. При этом отмечалось, что мировая торговля рыботоваров испытывает все большее дестабилизирующее воздействие со стороны сферы регулирования.

Отмечалось, что комплекс существующих в мировом рыболовстве проблем делает необходимым выделение из всего их многообразия тех, по которым возможно достижение компромисса в настоящее время. Основной темой 2015 года в этой связи является устойчивое развитие. В Целях устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года устойчивость Мирового океана выделена в отдельную цель – ЦУР-14 «Сохранять и рационально использовать океаны, моря и морские ресурсы в интересах устойчивого развития», а субсидии в рыболовстве – в задачу 14.6, которая гласит, что человечеству необходимо «запретить определенные виды субсидирования рыболовства, которые приводят к созданию избыточных мощностей и перелову, ликвидировать субсидирование, которое способствует незаконному, несообщаемому и нерегулируемому рыбному промыслу, и воздерживаться от применения таких новых субсидий, признавая при этом, что соответствующие и эффективные специальные и дифференцированные режимы для развивающихся и наименее развитых стран должны являться неотъемлемой частью проводимых по линии Всемирной торговой организации переговоров о субсидировании рыбного промысла».

Одновременно другие задачи из этой цели косвенно предполагают необходимость поддержки целого спектра видов деятельности в области рыболовства, направленных на обеспечение положительных эффектов в контексте устойчивости. К ним относится решение следующих задач:

· предотвращать и значительно сократить масштабы загрязнения морской среды из любых источников, в частности в результате осуществляемой на суше деятельности, в том числе морским мусором и питательными веществами;

· обеспечить рациональное использование и охрану морских и прибрежных экосистем во избежание серьезных неблагоприятных последствий, в том числе путем укрепления их сопротивляемости, и принять меры для их восстановления в целях обеспечения здоровья и продуктивности Мирового океана;

· сводить к минимуму и устранять последствия окисления океана, в том числе посредством расширения научного сотрудничества на всех уровнях;

· обеспечить эффективное регулирование промысла и прекращение практики перелова, незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла и использования пагубных промысловых методов и осуществлять научно обоснованные планы управления для восстановления рыбных запасов в кратчайшие возможные сроки, по крайней мере до уровней, позволяющих осуществлять максимальную устойчивую добычу, определяемую их биологическими характеристиками;

· обеспечить сохранение, по меньшей мере, 10 процентов прибрежных и морских районов, сообразуясь с национальным и международным правом и на основе наиболее достоверной имеющейся научной информации;

· увеличить экономические выгоды от устойчивого использования морских ресурсов для малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран, в том числе за счет рационального управления рыбными запасами, аквакультурой и туризмом;

· расширять научные знания, развивать научно-исследовательский потенциал и обеспечивать передачу морских технологий с учетом Критериев и руководящих принципов Межправительственной океанографической комиссии в отношении передачи морской технологии, с тем, чтобы улучшить здоровье Мирового океана и повысить вклад морского биоразнообразия в развитие развивающихся стран, в частности малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран;

· обеспечивать доступ мелких рыбопромысловых артелей к морским ресурсам и рынкам;

· обеспечивать всемерное соблюдение норм международного права, отраженных в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, ее государствами-участниками, включая, когда это применимо, действующих региональных и международных режимов сохранения и устойчивого использования океанов и их ресурсов участниками этих режимов.

Поскольку выработка этих целей и задач осуществлялась в ООН при активном участии и широком обсуждении международных организаций, экспертов стран мира, неправительственных структур, гражданского общества, можно предположить, что в ближайшие годы именно эти подходы будут определять развитие процессов по тематике субсидирования в рыболовстве. Необходимо учитывать, что ВТО была одним из активных разработчиков этого документа развития человечества до 2030 года.

Субсидирование в рыболовстве.pptx


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.