• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский (свободно)
французский (свободно)
арабский (говорю, читаю рукописи, надписи)
аварский (говорю, читаю рукописи, со словарем)
немецкий (говорю, читаю, со словарем)
греческий (говорю свободно)
латинский (читаю со словарем)
грузинский (говорю, читаю со словарем)
нидерландский (говорю, читаю со словарем)
испанский (говорю, читаю со словарем)
Контакты
Телефон:
61417
Адрес: г. Санкт-Петербург, Промышленная ул., д. 17, лит. А, каб. 101
Время консультаций: Время консультаций: четверг 12:00 – 14:00 формат: zoom получить номер конференции можно по электронной почте
Расписание
SPIN РИНЦ: 8050-0314
ORCID: 0000-0002-1444-7722
ResearcherID: P-2891-2016
Scopus AuthorID: 15925168100
Google Scholar
Блоги и соц. сети
ResearchGate
Academia.edu
Руководитель
Селин А. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Бобровников Владимир Олегович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.

Образование, учёные степени

  • 1993
    Кандидат исторических наук: Институт востоковедения РАН, специальность 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время
  • 1987

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Исторический факультет, специальность «История», квалификация «Историк. Преподаватель со знанием иностранного языка»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

аспирантура: Институт востоковедения Российской наук, окончание 1990.

стажировки: Французский институт анатолийских исследований (IFEA, Стамбул, 1996), Центр по изучению проблем ислама и современности Берлинской научной коллегии (WKB, 2001), Центр турецких, османских, балканских и центральноазиатских исследований при Высшей школе общественных наук (EHESS, Париж, 2006, 2013, 2014), Нидерландский институт высших исследований в области гуманитарных и общественных наук (NIAS - KNAW, 2017–2018).

Достижения и поощрения

Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2020-2021, 2019-2020)

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы

CAUCASUS IN THE MODERN WORLD:

The vision of Caucasus like the other ex-socialist Eastern borderlands of Russia by most scholars and politicians is still very confused at the moment. It is often thought of as either the realm of an unchanging primitive custom or the berth of Islamist globalization and terrorism opposing all non-Muslim societies. Both images are quite divorced with reality. There are also other numerous myths and fears associated with the post-socialist Caucasus. The proposed interdisciplinary special course aims to dissolve these wrong images of the region and introduce students into Caucasian studies. It includes basic information on regional geography, political organization and economics. The course concentrates on key societal issues of the region including mental, political and economic mapping the North Caucasus and Transcaucasia, invention of local tradition and legacy of the Russian and especially socialist rule, local responses to challenges of post-socialist globalization, the growth of Islamic radicalism and terrorism, issues of common security, etc. Addressing post-graduate students specializing in the field of political science, economics and sociology this short-term special course consists of 6 main thematic units. It is conducted in a lecture/discussion format. The first part of each class will be held as the discussion of the readings. The discussions will also be the place for further inquiry into questions raised in the lectures. The course requires neither academic background in Islamic studies nor knowledge of Russian and Oriental languages. The list of assigned and recommended readings will be delivered to students before the first class in the very beginning of October. Given rapid changes in contemporary Central Asia, some recent new readings on the Islamic globalization of the region might be included into the course.

Unit 1. Mapping the Post-Socialist Caucasus

Topics: i. Caucasus as a Region: its Unity and Diversity

            ii. Aproaches to Frontier Societies and Economics

            iii. From the Empire to Nation-State Building?

            iv. Russia and Newly Independent States in the 'Big Game'

Unit 2. Caucasian Profits and Costs

Topics: i. Projects of Economic and Military Cooperation for the Caucasus

            ii. Rivalry Around the Caspian Oil. Where Do Pipelines Go?

            iii. Land reforms Go On. What to Do with Post-Soviet Collective Farms?

            iv. Russian and American Military Bases

            v. How Much Will the Caucasus Exploitation Cost?

Unit 3. Fears of the Caucasus

Topics: i. Post-Socialist Disintegration and Civil Wars. Comparing Cases of Karabakh, Abkhazia and Chechnia

            ii. Guerilla Warfare in the Mountains

            iii. Violence, Order and Common Security

            iv. Mountaineers in International Terrorist Networks: Myths and Realities

Unit 4. Old and New Myths about the Caucasus

Topics: i. Making Wildness in (Post-)Colonial Ethnography and Politics

            ii. On the Use and Abuse of Local Custom

            iii. Imagined Communities in the Nation-State Building

            iv. Post-Socialist Cases of Hybrid Societies

Unit 5. Islamic Realities at the Age of Post-Socialist Globalization

Topics: i. Rethinking Post-Socialist Islamic Boom of the 1990s

            ii. Colonial Roots of Local Islamic Networks. Official and Parallel Islam.

            iii. Collective Farm as a Keeper of Local Muslim Traditions

            iv. Post-Socialist Forms of Islam: Caycasian Wahhabis

Unit 6. Crossing the Borders Following the 'Cold War' Period

Topics: i. The 'Cold War' Legacy in the Modern Caucasus

            ii. Russian Exile in Mountaineers' Cultural Memory

            iii. Population Movements in the 19th and the 20th Centuries

            iv. Caucasian Diaspora in Russia and Abroad

Участие в редколлегиях научных журналов

  • Член редколлегий журналов: «Восток», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Исламоведение», «История, археология, этнография Кавказа», «Этнографическое обозрение», «Islamology»

  • С 2021 г.: член редколлегии журнала «Исламоведение».

  • С 2017 г.: член редсовета журнала «Islamology».

  • С 2017 г.: член редколлегии журнала «История, археология и этнография Кавказа».

  • С 2016 г.: член редколлегии журнала «Восток. Афро-азиатские общества: история и современность».

  • С 2012 г.: член редколлегии журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом».

  • С 2006 г.: член редколлегии журнала «Этнографическое обозрение».

  • С 2008 по 2014 гг.: член редсовета журнала «Pax Islamica».

  • С 2011 по 2013 гг.: член редколлегии журнала «Tartaria Magna».

Гранты

2022-2023, РНФ, Рождение национальной мусульманской историографии на пограничье империй: арабо-тюркские нарративы "истории народов" первой половины ХХ в., проект № 22-28-01869, руководитель проекта.

2017–2018, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (NIAS - KNAW), индивидуальный грант (стажировка) по проекту: Deconstructing Shari‘a Justice in the Russian North Caucasus, 1860s-1920s: Practices, Networks, Actors from the Post-Colonial Prospective,

2013–2016, Volkswagen Foundation, коллективный исследовательский грант по проекту: Transformations of Sacred Spaces, Pilgrimages and Conceptions of Hybridity in the Post-Soviet Caucasus, член исследовательской группы, руководители проф. К. Тьют, др. Ф. Мюльфрид (Йенский университет),

2009–2012, Volkswagen Foundation, коллективный грант по проекту: The Politicisation of Islam in the Rural Communities of the Former USSR: An Interregional Comparative Study, 1950s2000s, член исследовательской группы, руководители проф. С.А. Дюдуаньон (EHESS, Париж) и др. К. Ноак (Университет Дублина),

2007–2009, Central European University, коллективный грант по проекту: ReSET Seminar on Methodology of History, член группы, руководитель проф. А.И. Миллер (Будапешт, Москва),

2002–2004, Volkswagen Stiftung, коллективный исследовательский грант по проекту: Islamic Education in the Soviet Union and the Commonwealth of Independent States, член исследовательской группы, руководитель проф. Р. Мотика (Гамбургский университет),

1996–1998, Open Society Institute (Budapest), коллективный исследовательский грант по проекту: Customary law Transformation in Collective Farms of the Caucasus, руководитель группы в составе: к.и.н. И.Л. Бабич, к.и.н. Л.К. Гостиева, др. П. Гарб,

1994–1996, Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, индивидуальный исследовательский грант: Muslim Land Tenure and Social Transformation in a Dagestani Collective Farm.

Конференции

  • 2019
    Кавказ в прошлом и настоящем: общество и политика, экономика и культура (Москва). Доклад: Этнографическое фото и эротика в Русском Туркестане и на Кавказе (1860-е — 1910-е гг.)
  • Кавказ в прошлом и настоящем: общество и политика, экономика и культура (Москва). Доклад: Бобровников В.О., Мелентьев Д.В. Этнографическое фото и эротика в Русском Туркестане и на Кавказе (1860-е — 1910-е гг.)

  • 2018

    What's NEW? (Amsterdam). Доклад: Godless Imagination of Islam in the Soviet Interwar Posters, 1918-1940

  • Islamic Studies in Russia (Доха). Доклад: Islamic Studies in Russia: New Sources and Approaches
  • European languages as Islamic lingua francas (Амстердам). Доклад: Hybrid Languages of Islamic Mission and their (Post)Colonial Orientalist Background: A Russian (Dagestani) Case, 1980s–2000s
  • 2017

    The Russian Empire 1790–1830: In Search for Narratives for the Alexandrine Age (Майнц). Доклад: Orientalism and Empire at the Alexandrine Age: the Making of Highlander-Aliens in the Caucasus Frontier Line

  • II Congres international Groupement d'intérêt scientifique (GIS) «Moyen-Orient & monde musulman» (Paris). Доклад: Pèlerinages et processus hagiographique dans les campagnes du Daghestan postsoviétique

  • Europe-Asia Study Table (EAST) (Amsterdam). Доклад: Russia's Caucasus in Historical Narratives and History Politics

Публикации33

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
  • 1

    Ганич, Анастасия Алексеевна. Черкесская диаспора в Иордании: генезис и современное состояние. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). — М., 2003. 244 с. — Научный руководитель Бобровников В.О. Защищена в совете Д 501.002.04 при МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки.

    Билалова, Асият Мустафаевна. Духовная жизнь мусульман Северо-Восточного Кавказа: X - XV вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). — М., 2005. 238 с. — Научный руководитель Бобровников В.О. Защищена в совете Д 501.002.04 при МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки.

    Якушев, Михаил Михайлович. Эволюция османо-российских отношений и русское православное паломничество на Ближний Восток (1774-1847). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). — М., 2016. 296 с. Приложения: 70 с., илл. — Научный руководитель Бобровников В.О. Защищена в совете Д 501.002.04 при МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки.

    Satzinger, Maria. Spread of Islamic Radicalism in Dagestan. Federal and Regional Policy Applications. MA Thesis. Master Program International Relations in Euroatlantic and Eurasian Societies. University of Kent, National Research University Higher School of Economics. — Moscow, 2011, 51 pp. — Supervisor Dr. Vladimir Bobrovnikov. Defended at Faculty of World Economy and International Affairs in May 2011.

    Rybakov, Konstantin. Islamophobia in Russia. The Case of Orthodox Young People in Moscow. MA Thesis. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. — Moscow, 2012, 57 pp. — Supervisor Dr. Vladimir Bobrovnikov. Defended in School of Social and Economic Sciences in June 2012.

    Frear, Thomas. The Foreign Policy Options of a Small Unrecognised State: The Abkhazian Precedent. MA Dissertation. International Relations. University of Kent, National Research University Higher School of Economics. — Moscow, 2013, 64 pp. — Supervisor Dr. Vladimir Bobrovnikov. Defended at Faculty of World Economy and International Affairs in May, 2013.

  • 2
    Мелентьев Д. В. Женотделы Средней Азии в 1920-е гг.: методы и результаты кампании раскрепощения мусульманок, 2099
  • 3
    Коблева Т. Р. Черкесия в колониальных дискурсах конца XVIII – середины XIX вв. (aспирантура: 2-й год обучения)

Опыт работы

Подготовил 3 кандидатов наук, нескольких бакалавров и магистров в ИСАА МГУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ. В настоящее время руководит еще 3 диссертациями на соискание степени кандидата исторических наук. Преподает (и преподавал в прошлом) общие и спецкурсы по истории, социальной антропологии и политологии мусульманских сообществ, восточному источниковедению, историографии постколониализма в ряде санкт-петербургских, московских и международных вузов, включая ИСАА, ФИПП РГГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, Стэнфордский университет (overseas department).

Curriculum vitae

Владимир Олегович БОБРОВНИКОВ

к.и.н., профессор Департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в Санкт-Петербурге с 2018 г.; ведущий научный сотрудник, заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии в Москве с 2020 г.; научный сотрудник Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета (рук. проф. А.Д. Кныш)

контактная информация:

телефоны: +7(909)1532811 (мобильный, WhatsApp, Telegram)

e-mail: vladimir_bobrovn@mail.ru

образование и аффилиации:

1982–1987, Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

1988–1990, аспирантура Института востоковедения РАН

с 1998, старший научный сотрудник Института востоковедения, Москва

с 2009, заведующий сектором Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья

2017–2018, fellow, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (NIAS - KNAW), Амстердам, Нидерланды

1994, март, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время» (Всеобщая история: 07.00.03, Институт востоковедения) (переработана в монографию и издана в 1998 г.).

стажировки:

Французский институт анатолийских исследований (IFEA, Стамбул, 1996), Центр по изучению ислама и современности Берлинской научной коллегии (Moderne und Islam, WKB, 2001), Центр турецких, османских, балканских и центральноазиатских исследований при Высшей школе общественных наук (EHESS, Париж, 2006, 2013, 2014), Нидерландский институт высших исследований в области гуманитарных и общественных наук (NIAS - KNAW, 2017–2018).

владение языками: французский и английский (свободно); арабский, аварский, немецкий, новогреческий (говорю и читаю, в т.ч. рукописи); латинский, грузинский, испанский, нидерландский (читаю со словарем, могу объясняться)

научные интересы и тематика исследований: Как востоковед занимался изначально проблематикой крестьяноведения (peasant studies) на материалах берберской деревни (пост)олониального французского Магриба, в основном в Алжире, постколониальными исследованиями. С осени 1992 г. исследую социальную историю и антропологию мусульманских сообществ бывшего имперского фронтира России и кавказоведение, по-прежнему в рамках крестьяноведения. Занимаюсь арабоязычной и арабографичной эпиграфикой и палеографией. Область научных интересов включает новую имперскую историю, социальную и правовую антропологию горских мусульманских сообществ в период колониальных и социалистических реформ, гибридные религиозные и правовые практики, историю (пост)колониального российского и зарубежного исламоведения, ориентализм как международный колониальный дискурс и его национальные версии, сравнительное изучение колониальной политики и этнографии мусульман на российско-советском (Северный Кавказ) и зарубежном Востоке (французский Магриб, голландская Ост-Индия). В последнее время все большее внимание уделяю исторической компаративистике и междисциплинарным исследованиям на стыке истории, социальной антропологии и права. Имеется опыт многолетних ежегодных полевых и архивных, палеографических и эпиграфических исследований на Кавказе.

основные проекты:

1994–1996, индивидуальный проект “Muslim Land Tenure and Social Transformation in a Dagestani Collective Farm”, Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research

1996–1998, коллективный международный проект “Customary law Transformation in Collective Farms of the Caucasus”, Open Society Institute in Budapest, руководитель

1998–2018, автор, с 1999 г. научный консультант энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи» под ред. С.М. Прозорова

2002–2004, коллективный международный проект “Islamic Education in the Soviet Union and the Commonwealth of Independent States”, Volkswagen Stiftung, руководитель Prof. Dr. Raoul Motika (University of Hamburg), член рабочей группы по Дагестану

2007–2009, коллективный международный проект “ReSET Seminar on Methodology of History” (Kiev), Central European University, руководитель А.И. Миллер, член рабочей группы

2009–2012, коллективный международный проект “The Politicisation of Islam in the Rural Communities of the Former USSR: An Interregional Comparative Study, 1950s–2000s”, Volkswagen Stiftung, руководители Dr. S.A. Dudoignon (EHESS, Paris), Dr. C. Noack (NUI Maynooth, Dublin), член рабочей группы по Дагестану

2013–2016, коллективный международный проект “Transformations of Sacred Spaces, Pilgrimages and Conceptions of Hybridity in the Post-Soviet Caucasus”, Volkswagen Stiftung, руководители Prof. Dr. Kevin Tuite, Dr. Florian Mühlfried, глава группы по Дагестану

2017–2018, индивидуальный проект “Deconstructing Shari‘a Justice in the Russian North Caucasus, 1860s-1920s: Practices, Networks, Actors from the Post-Colonial Prospective”, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (Amsterdam)

с 2020 г., коллективный международный проект “A Red Golden Legend? Muslim Hagiographic Experiences in Post-Communist Nation States”, EHESS, руководители Prof. Dr. S.A. Dudoignon, Prof. Dr. M.-P. Hille (EHESS), координатор российской группы

2022–2023, коллективный проект «Рождение национальной мусульманской историографии на пограничье империй: арабо-тюркские нарративы “истории народов” первой половины ХХ в.», РНФ, проект № 22-28-01869, руководитель проекта

Член Европейской ассоциации ближневосточных исследований (EURAMES, Лондон, с 2000), CASCADE Caucasus network (с 2016), Общества востоковедов (Москва, с 2004), Вольного исторического общества (с 2014 г.), NIAS Fellows Association (с 2018 г.).

Член редколлегий журналов: «Восток», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Исламоведение», «История, археология, этнография Кавказа», «Этнографическое обозрение» (из списка ВАКа), «Islamology»

преподавание: подготовил 3 кандидатов наук, нескольких бакалавров и магистров в ИСАА МГУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ. В настоящее время руковожу еще 4 диссертациями на соискание степени кандидата исторических наук. Преподаю (и преподавал) общие и спецкурсы по истории, социальной антропологии и политологии мусульманских сообществ, восточному источниковедению, историографии постколониализма в ряде санкт-петербургских, московских и международных вузов, включая ИСАА, ФИПП РГГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, Стэнфордский университет (overseas department). В настоящее время читаются:

- Actual issues of Islamic Studies (НИУ-ВШЭ, Департамент истории, СПб., бакалавриат), https://www.hse.ru/edu/courses/511462777

- Muslims, society and authority in the Russian Empire and the USSR: The Caucasus (НИУ-ВШЭ, ИКВИА, магистратура), https://www.hse.ru/edu/courses/470905895

- (совм. с О.Ю. Бессмертной и др.) Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР (НИУ-ВШЭ, ИКВИА, магистратура), https://www.hse.ru/edu/courses/501930838

- Мусульманское право, его развитие в России и адат (НИУ-ВШЭ, ИКВИА, магистратура), https://www.hse.ru/edu/courses/501926818

- (совм. С М.А. Алонцевым) Суфизм и культ святых в исламе: история, общество, политика (НИУ-ВШЭ, ИКВИА, магистратура), https://www.hse.ru/edu/courses/402861058

- (совм. с Т.Ю. Борисовой и др.) Теории и методы современного исторического познания (НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербургская гуманитарных наук и искусств, аспирантура);

- Как писать историю Востока? (Методика и источниковедение исторической ориенталистики) (Институт востоковедения РАН, аспирантура)

основные публикации: всего более 500 научных работ.

Монографии, сборники статей, каталоги, издания источников:

Дагестан: село Хуштада / Отв. ред. и сост. Т.Ф. Сидорцева, М.Ю. Рощин, В.О. Бобровников. Сер. «Портрет восточного села». М.: Институт востоковедения РАН, 1995, 238 стр. (разделы на с. 47–62, 115–131 (в соавт.), 132–144 (в соавт.).

Современный мир глазами феллаха (Северная Африка XIX–XX вв.). М.: Институт востоковедения РАН, 1998. 158 с.

Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (очерки по истории и эт- нографии права Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература, 2002, 368 с. Рец.: Ab imperio (Казань), 2002, № 4, с. 461–464, Die Welt des Islams, 2003, Bd. 43, No. 3, pp. 394–396; Kritika, 2003, № 1, Cahiers du Monde russe, 2004, vol. 45, nos. 3–4, pp. 747–749; Kritika. 2006, vol. 7, no. 1, pp. 111–122.

Подвижники ислама (культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе) / Отв. ред. и сост. С.Н. Абашин и В.О. Бобровников. Сб. статей. М.: Восточная литература, 2003, 236 с.

Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала XX в. / Сост. и отв. ред. В.О. Бобровников. Хрестоматия. Т. I. До присоединения к России. Т. II. В царской и ранней советской России. М.: Издательский дом Марджани, 2009, 239 с.; 262 с.

Татарский шамаиль: слово и образ / Отв. ред. И.Л. Алексеев, В.О. Бобровников. Каталог. М.: Марджани, 2009, 112 с.; 2-е изд. М.: Марджани, 2013, 224 с.; 3-е изд. М.: Марджани, 2015, 208 с.

Дагестан и мусульманский Восток / Сост. и отв. ред. А.К. Аликберов и В.О. Бобровников. Сб. статей. М.: Издательский дом Марджани, 2010, 430 с.

Voyage au pays des Avars (Daghestan, Russie, début du XXIe siècle). Paris: Cartouche, 2011, 189 p.

Кавказский словарь: земля и люди. Каталог выставки / Науч. ред. Ю.Ю. Карпов, В.О. Бобровников, О.А. Соснина. М.: ГМЗ Царицыно, 2012, 352 с.

Плакат советского Востока, 1918–1940 / Сост. М. Филатова при участии В. Бобровникова. Отв. ред. С. Архангелов, И. Алексеев. Каталог. М.: Марджани, 2013, 318 с.

Из истории российско-грузинских отношений: К 230-летию заключения Георгиев- ского трактата / Отв.  ред. А.Н.  Артизов.  Член научного коллектива. Боровск-Москва: Древлехранилище, 2014. 768 с., [72 c.] ил. + карта.

Полвека в Туркестане. В.П. Наливкин: биография, документы, труды / Ред.-сост.: С.Н. Абашин, Д.Ю. Арапов, В.О. Бобровников, Т.В. Котюкова, Е.И. Ларина, Н.С. Терлецкий. Науч. ред. В.О. Бобровников. М.: Марджани, 2015. 688 с.: ил.

Ориентализм vs. ориенталистика: сб. статей / Сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири. М.: «Садра», 2016, 440 с.

Сынтаслар. Намогильные стелы Ногайской степи / Сост. и ред. В.А. Кореняко и В.О. Бобровников. Фотографии Е.И. Желтова. М.: Изд. дом Марджани, 2016. 672 с., ил.

Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов / Институт востоковедения РАН, Фонд исследований исламской культуры. М.: «Сад- ра», 2017. 424 с.

(соавт. А.К. Аликберов, А.К. Бустанов, М.Кемпер) Российский ислам: Очерки истории и культуры / Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир». М.: ИВ РАН, 2018. 456 с. 2-е изд. 2019.

Учебные пособия, курсы и иные учебно-методические публикации:

История и этнография мусульман Восточного Кавказа (становление региональных форм ислама в Дагестане, Чечне и Азербайджане): программа спецкурса. М.: ИСАА МГУ, Центр Кавказа и Центральной Азии, 2003, 23 с.

Северный Кавказ в составе Российской империи / Отв. ред. В.О. Бобровников, И.Л. Бабич. Учебник. М.: НЛО, 2007, 460 с. гл. 1–9, 11, 13–14, приложения 4–5, библиография на с. 11–228, 250–268, 284–326, 374–407, 413–434.

Частная методика преподавания учебной дисциплины культурная антропология (этнология). ОПД.Ф.08 131401 – Культурология / Сост. Бабич И.Л., Бобровников В.О. М.: МГЛУ, 2007. 40 с.

Ислам в России: история и современность: программа дисциплины для направле- ния 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «Исламское право». М.: НИУ-ВШЭ, 2013, 19 с.

Исламское право, шариат и адат в России: история и современность: программа дисциплины для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «Исламское право». М.: НИУ-ВШЭ, 2014 [Электронный ресурс].

Исламское право. Учебно-методический комплекс для слушателей первого и вто- рого курсов магистерской программы / Сост. Сюкияйнен Л.Р., Назмутдинов Б.В., Алексеев И.Л., Бобровников В.О., Грачёва Ю.В., Калимуллина М.Э., Четвернин В.А., др. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 407 с.

(соавт. О.Ю. Бессмертная) История исламской цивилизации. Рабочая программа дисциплины для образовательной программы «История» направления подготовки 46.03.01 «История» для 4-го курса бакалавриата. М.: НИУ ВШЭ, 2016 [Электронный ресурс].

Мусульманское право и обычай в российском Дагестане: источники и исследова- ния. Хрестоматия / Сост. Бобровников В.О., Шехмагомедов М.Г., Шихалиев Ш.Ш. СПб.: Санкт-Петурбургский государственный университет, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, 2017. 319 с.

Актуальные вопросы изучения истории ислама. Рабочая программа дисциплины для образовательной программы «История» направления подготовки 46.03.01 «История» для 4-го курса бакалавриата. СПб.: НИУ ВШЭ, 2018 [Электронный ресурс].

Статьи и главы коллективных монографий:

Алжирский феллах и политическая культура (1830–1962) // Народы Азии и Африки. 1990, № 5, с. 38–48.

Стратегия социалистической индустриализации и судьба деревни в Алжире и Египте // Крестьянство и индустриальная цивилизация / Под ред. Ю.Г.Александрова и С.А.Панарина. М.: Наука, 1993, с. 248–273.

Традиции в жизни современных горцев: земля и люди // Азия и Африка сегодня. 1993, № 4, с. 39–41.

(соавт. М.Ю.Рощин) Человек, природа и общество в горном дагестанском ауле (арабский документ из села Хуштада, 1904 г.) // Восток. 1994, № 3, с. 33–44.

Ethnic Migration and Common Security in Post-Soviet Daghestan // CSF Newsletter. 1996, p. 4, 14.

The Islamic Revival and the National Question in Post-Soviet Daghestan // Religion, State and Society. 1996, vol. 24, no 2/3, p. 233–238.

Реконструкция этнической истории багулал по данным микротопонимики // Дагестанский лингвистический сборник. Вып. 3. 1996, c. 6–14.

Колхоз как хранитель исламского уклада // Ваш выбор. 1996, № 3, с. 18–23.

Колхозная метаморфоза адата у дагестанских горцев (на примере багулал) // Homo juridicus / Под ред. Н.И. Новиковой, А.Г. Осипова. М., 1997, с. 193–200.

Ислам и советское наследие в колхозах Северо-Западного Дагестана // Этнографическое обозрение. 1997, № 5, c. 132–142.

Этнические миграции и проблемы безопасности в республике Дагестан // Кавказские региональные исследования. Вып. I. Тб., 1997, т. 2, с. 52–64.

Суд по адату в дореволюционном Дагестане (1860–1917) // Этнографическое обозрение. 1999, № 2, с. 31–45.

Государство и адат в советском Дагестане // Человек и право / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999, с. 165–172.

Islamic studies in post-Soviet Russia: in search of new approaches // ISIM Newsletter. December 1999, No. 4, p. 32.

The Berbers, 19th – early 20th centuries AD // Civilizational Models of Politogenesis / Ed. by D.M. Bondarenko and A.V. Korotaev. Moscow, 2000, pp. 175–190. Рец. на работу: E. Kavalski, Ab imperio. 2004, no. 3, p. 614.

Muslim Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: Daghestan // Central Asia and the Caucasus. 2000, no. 1, pp. 93-104. Рец.: L.L. Adams, Research Trends in Modern Central Eurasian Studies (18th-20th Centuries) / Ed. by S.A. Dudoignon, H. Komatsu. Tokyo, 2003, pt. 1, pp. 95, 96.

Абреки и государство: культура насилия на Кавказе // Вестник Евразии. 2000, № 1(8), c. 19–46.

Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX–XX вв. // Юридическая антропология: закон и жизнь / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2000, с. 128–140. Рец.: A. Kovler, Droit et culture. 2005, vol. 50, no. 2, pp. 13-28.

Mythologizing Sharia Courts in the post-Soviet North Caucasus // ISIM Newsletter. 2000, no. 5, p. 25.

Советские национальные реформы и смена идентичности народов Северо-Западного Дагестана // Расы и народы. Вып. 26. М.: Наука, 2001, с. 68–95.

Иерархия и власть в горной дагестанской общине // Расы и народы. Вып. 26, М., 2001, с. 96–107.

Post-Socialist Forms of Islam: North Caucasian Wahhabis // ISIM Newsletter. 2001, no. 7, p. 29.

Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А.В.Малашенко и М.Б.Олкотт. М.: Московский центр Карнеги, 2001, с. 72–99.

Шариатские суды и правовой плюрализм в советском Дагестане // Этнографическое обозрение. 2001, № 3, с. 77–91.

Al-Azhar and Shari‘a Courts in Twentieth-Century Caucasus // Middle Eastern Studies. 2001, vol. 37, no. 4, p. 1–24. Рец.: S.A. Dudoignon, Central Eurasian Reader. B., 2008, vol.1, pp. 372–374.

Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия / Сост. Г.Г. Лисицына, Я.А. Гордин. СПб.: Звезда, 2001, с. 91–107.

Исламофобия и религиозное законодательство в постсоветском Дагестане // Этнический национализм и государственное строительство / Под ред. Ю.Г.Александрова. М., ИВ РАН – Наталис, 2001, с. 232–266. Рец.: D. Budrite, Ab imperio. 2003, № 3, pp. 451, 453, 454.

Ittifaq Agreements in Daghestan in the Eighteenth – Nineteenth Centuries // Manuscripta orientalia. 2002, vol. 8, no. 4, pp. 21–27.

Современное дагестанское село // Народы Дагестана / Отв. ред. С.А.Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева. Сер. «Народы и культуры». М.: Наука, 2002, с. 90–105.

Записка «Об устройстве судебного быта мусульман» (1863–1864 гг.) / Публ. В.О.Бобровникова // Сборник Русского исторического общества. Т. 7. М., 2003. с. 108–140.

Вакф в Дагестане: из вчерашнего дня в завтрашний? // Ислам и право в России / Отв. ред. И.Л.Бабич. Вып. 2. М., 2004, с. 150–165.

Rural Muslim’s Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: the Case of Daghestan // The Caspian Region. Vol. II. The Caucasus / Ed. by M. Gammer. L., N.Y.: Routledge, 2004, p. 179– 197.

Археология строительства исламских традиций в дагестанском колхозе // Ab imperio. 2004, № 3, с. 563–593.

Аварские нисбы Северного Дагестана XVIII–XX вв. как историко-лингвистический источник // Кавказоведение. 2004, № 4, с. 151–170.

Северный Кавказ и Закавказье в конце XVIII – начале XIX в. Северный Кавказ и Закавказье в 1840–1870-х годах. Культурно-политическое развитие Северного Кавказа и Закавказья. Революция 1905–1907 гг. // История Востока. Т. 4. Восток в новое время (ко- нец XVIII – начало XX в.). Кн. 1. М.: Восточная литература, 2004, ч. I, гл. 6, ч. II, гл. 5, с. 140–149, 412–422. Кн. 2. М., 2005, ч. IV, гл. 5, с. 361–366.

The Beslan Massacre // ISIM Review. 2005, no. 15, p. 13.

Каталог рукописей и старопечатных книг на арабском, персидском и тюркских языках из Кабардино-Балкарии // Письменные памятники Востока. М., 2005, вып. 1(2), c. 239–303.

Verbrechen und Brauchtum zwishen islamischem und imperialem Recht: Zum Entzauberung des işkîl im Daghestan des 17. bis 19. Jahrhunderts // Rechtspluralismus in der Islamischen Welt / Hrsg. von M.Kemper, M.Reinkowski. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2005, S. 297–315. Рец.: A. Papas, Abstracta iranica. 2005, vol. 28; I. Schneider, Der Islam. 2009, vol. 85, issue 1, S. 250, 254, 255.

Ориентализм в литературе и политике на российском Кавказе XIX в. // Азиатская Россия: люди и структуры империи. К 50-летию профессора А.В. Ремнева. Омск, 2005, с. 23–42. Рец.: S. Bailey, Ab imperio. 2007, no. 2, p. 455.

Этноцентризм социального законодательства в постсоветском Дагестане // Страны СНГ: социальная политика государства и ее результаты / Отв. ред. А.Р. Вяткин. М.: Ната лис, 2005, с. 86–117.

Обычай как юридическая фикция: «традиционный ислам» в современном дагестанском законодательстве // Исторические записки. Вып. 8. М.: Наука, 2005, с. 238–252.

К чему пришла Россия в Дагестане? // Аналитические записки. Вып. 15, 2005, с. 15–24.

Les lieux saints des clans routouls: pratiques religieuses hybrides chez les musulmans daghestanais // Revue d’études comparatives Est-Ouest. 2005, vol. 36, no. 4, p. 157–183. Рец. : Cahiers du monde russe. 2006, vol. 46, nos. 3, p. 665.

Родовые святилища рутульцев: гибридная религиозность у мусульман Дагестана // Религиозные практики в современной России. Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. Сер. «Новые материалы и исследования по истории русской культуры». М.: Новое издательство, 2006, с. 236–253.

«Горское хищничество» в теории и практике российского ориентализма на Северном Кавказе XIX в. // Меняющаяся Европа: проблемы этнокультурного взаимодействия / Отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2006, с. 367–383.

Программа государственных экзаменов для «мусульманского духовенства» Закавказья (1873 г.) / Публ. В.О.Бобровникова, Д.Ю.Арапова // Кавказский сборник / Под ред. В.В. Дегоева. Т. 3. М., 2006, с. 186–202.

Этнография ислама на Кавказе // Этнографическое обозрение. 2006, № 2, с. 3–9.

Islam in the Russian Empire // The Cambridge History of Russia. Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917 / Ed. by D. Lieven. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, p. 202–223. Рец.: Annales. Histoire, sciences sociales. 2009, no. 3, p. 86; A.A. Federov, The Slavonic and East European Review. 2009, vol. 87, no 2, pp. 359–362.

Religion und Kultur in Dagestan: von der sozialistischen zur islamischen Revolution? // Kultura. Rußland-Kulturanalysen. 2006, no. 9, S. 14–20.

Die Wahhabiten im Nordkaukasus: Ängste und Realitäten // Kultura. Rußland- Kulturanalysen. Bremen. no. 9, S. 21–23.

Ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв.: обычай или преступление на южных границах Российской империи? // Восток, 2006, № 2, с. 5–17.

«С того, кто взял ишкиль...» Документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН о кавказском адате: ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв. // Отечественные архивы. 2006, № 5, с. 85–99.

Abu Muslim in Islamic History and Mythology of the Northern Caucasus // Daghestan and the World of Islam / Ed. by M.Gammer and D.J.Wasserstein. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2006, p. 23–44. Рец.: M. Atkin, Central Asian Survey. 2008, vol. 27, no. 1, pp. 95-109.

‘Traditionalist’ Versus ‘Islamist’ Identities in a Daghestani Collective Farm // Central Asian Survey. 2006, vol. 25, no. 3, p. 287–302.

Преступность и власть в этнополитическом контексте российского фронтира (Да- гестан) // Этнокультурное взаимодействие в Евразии / Под ред. А.П.Деревянко, В.И.Молодина, В.А.Тишкова. Кн. 2. М.: Наука, 2006, c. 238–245.

(соавт. В.А. Дмитриев, Ю.Ю. Карпов) Деревянная утварь аваро-андо-цезских народов Дагестана: поставцы, сосуды, мерки // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник МАЭ. Т. LII. СПБ.: Наука, 2006, с. 5–51.

«Малый Дагестан» под Стамбулом: дагестанские суфии и святые места в Турции // Turcica et ottomanica. Сборник статей к 70-летию професора М.С.Мейера. М.: Восточная литература, 2006, с. 150–163.

The “Islamic Revival” in Daghestan Twenty Years Later // Central Asia and the Caucasus. 2007, No. 2 (44), p. 142–152.

The Islamic Revival in a Daghestani Kolkhoz: between Local Traditions and External Influences // Religion et politique dans le Caucase post-soviétique. Sous la direction de Bayram Balci et Raoul Motika. Paris: Maisonneuve & Larose, 2007. pp. 163–182. Рец. Central Eurasian Studies Review. 2007, vol. 6, no. 1/2, p. 32; F. Longuet-Marx, Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée. 2008, nos. 121–122, pp. 270–272.

Bandits and the State: Designing a “Traditional” Culture of Violence in the Russian Cau- casus // Russian Empire: Space, People, Power, 1700–1930 / Ed. by Jane Burbank, Mark von Hagen, and Anatolyi Remnev. Bloomington, Indiana University Press, 2007, p. 239–267. Рец.: The Russian Review. 2008, vol. 67, pp. 159, 706; J. Staples, Itinerario. 2009, vol. 32, issue 2, pp. 153–154; J. Sahadeo, Kritika. 2010, vol. 11, no. 2, pp. 381–409.

Soveticum vs. islamicum? некоторые итоги и перспективы изучения ислама в современной России // Вестник Евразии. 2007, № 3, с.8–21.

Арабская эпиграфика XVI–XX вв. об исламизации горцев Северного Дагестана // Вопросы эпиграфики. Вып. II, 2008, с. 44–67.

Российские мусульмане после архивной революции: взгляд с Кавказа и из Болгарии // Ab imperio. 2008, № 4, с. 313–333.

«Исламское возрождение» в Дагестане пятнадцать лет спустя // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 1. Махачкала, 2008, с. 49–60.

Muslim Custom versus Socialist Law: Discourse on Shari‘a Courts in Postrevolutionary Daghestan: // Islam and Sufism in Daghestan / Ed. by Moshe Gammer. Helsinki: Finnish Acad emy of Science and Letters, 2009, p. 101–129.

(соавт. Amir Navruzov and Shamil Shikhaliev) Islamic Education in Soviet and post- Soviet Daghestan // Islamic Education in the Soviet Union and its Successor States / Ed. by Michael Kemper, Raoul Motika and Stefan Reichmuth. L., N.Y.: Routledge, 2010, p. 107–167.

Мухаджирство в «демографических войнах» России и Турции // Восток. 2010, № 2, с. 67–78.

Русский Кавказ и французский Алжир: случайное сходство или обмен опытом колониального строительства? // Imperium inter pares. Роль трансферов и истории Российской империи (1700–1917) / Под ред. Мартин Ауст, Рикарда Вульпиус, Алексей Миллер. М.: Новое литературное обозрение, 2010, с. 182–209.

(соавт. И.В. Зайцев) Потомки Пророка и воители за веру в политической истории Дагестана XVIII – первой трети XIX века // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: преемственность и  разрывы в социокультурных  практиках:  сборник статей к 100-летию со дня рождения Леонида Ивановича Лаврова / Сост. и отв. ред. Ю.Ю. Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010, с. 76–90.

(соавт. И.В. Зайцев) Письмо чеченцев Льву Толстому (1905 г.) Четки. 2010, № 3, с. 103–110.

Catalogue of Manuscripts and Old Printed Books in Arabic, Persian and Turkic Languages from Kabardino-Balkaria // Manuscripta orientalia. 2010, vol. 16, no. 1, pp. 13–64.

Waqf Endowments in Daghestani Village Communities From the 1917 Revolution to the Collectivization. // Die Welt des Islams. 2010, vol. 50, nos. 3–4. p. 477–502.

The Contribution of Oriental Scholarship to the Soviet Anti-Islamic Discourse: From the Militant Godless to the Knowledge Society // The Heritage of Soviet Oriental Studies / Ed. by Michael Kemper and Stephan Conermann. London, New York: Routledge: Central Asian Series, 2011, p. 66–85.

Насилие и власть в исторической памяти мусульманского пограничья (к новой ин- терпретации «Песни о Хочбаре» // Империя в зеркале исторической памяти / Ред.-сост. И. Герасимов, М. Могильнер, А. Семенов. М.: Новое издательство, 2011, с. 297–327.

“Ordinary Wahhabism” vs. “Ordinary Sufism”? Filming Islam for Post-Soviet Muslim Young People // Religion, State and Society, 2011, Vol. 39, Nos. 2/3, p. 281–301.

Исламский призыв (да‘ва) на Кавказе XXI в. средствами кино: попытка дискурсив- ного анализа // Восток, 2011, № 4, с. 46–64.

Крымская война на русском Кавказе: идеология фронтира и дискурс мусульман- ского сопротивления // The Crimean War, 1853–1856. Colonial Skirmish or Rehearsal for World War? Empires, Nations, and Individuals / Ed. by J. W. Borejsza. Warsaw: Wydawnictwo Neriton, Instytut Historii PAN, 2011, p. 299–332.

Создание мусульманского духовенства в России (кавказско-поволжские параллели) // Pax islamica. 2011, № 2, с. 108–125.

Шариат и адат в российском нормативном пространстве // Государственная служба. 2011, № 5. С. 90–94.

From Collective Farm to Islamic Museum? Deconstructing the Narrative of Highlander Traditions in Dagestan // Exploring the Edge of Empire. Socialist Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia / Ed. by Florian Mühlfried and Sergei Sokolovsky. Berlin, Münster, Wien, Zürich. London: LIT. Halle Studies in the Anthropology of Eurasia. Vol. 25. Ch. 6, 2012, p. 99–117.

Что вышло из проектов создания в России инородцев? (Ответ Джону Слокуму из мусульманских окраин России) // «Понятия о России». К исторической семантике имперского периода / Отв. ред. Д. Сдвижков, И. Ширле. Т. II. М.: НЛО, 2012, с. 259–291.

Ислам, власть и общество в бывшем колхозе: дагестанский случай // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа / Под ред. Ю.Ю. Карпова. СПб.: МАЭ РАН, Петербургское востоковедение, 2012, с. 9–31.

Islamische Rechtspraxis in Dagestan im 20. Jahrhundert // Repression, Anpassung, Neu- orientierung: Studien zum Islam in der Sowjetunion und dem postsowjetischen Raum / Hrsg. von Raoul Motika, Michael Kemper, Anke von Kügelgen. Wiesbaden: Reichert, 2013. S. 103–139.

(соавт. А.А. Ярлыкапов) Реституция шариата на российском Кавказе: проблемы и перспективы // Pax islamica. 2013. № 2, с. 61–92.

На путях к федеративным Георгиевским договорам 1783 и 1802 гг.: мусульманские общества и владения Дагестана в арабоязычной дипломатической переписке и соглашениях с Картли-Кахети и Российской империей XVIII в. (Из частных и государственных архивных собраний. Введ., публ., комм. В.О. Бобровникова при участии И.А. Каяева. Пер. В.О. Бобровникова, К.Г. Халикова, Ф. Бадерхана) // Pax islamica. 2013. № 2, с. 175–208.

Withering Heights. The Re-Islamization of a Kolkhoz Village in Dagestan: a Micro-History // Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation, and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s–2000s) / Ed. by Stéphane A. Dudoignon, Christian Noack. (Islamkundliche Untersuchungen. Bd. 314). Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2014, р. 367–397.

We Have Done Away with the Tsars of this World, Now Let Us Attack the Heavenly Ones”: Religious Intolerance in the Soviet Scholarship of Islam // Wiek nienawiści: Księga dedykowana Prof. Jerzemu W. Borejszy [A Century of Hate. Collected papers in Honor of Profes- sor Jerzy W. Borejsza] / red. Edmund Dmitrów, Jerzy Eisler, Mirosław Filipowicz, Mariusz Wołos, Grzegorz P. Bąbiak. Warsaw: Instytut Historii Polskiej Akademii Nauk, Instytut Pamięci Narodowej, Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu, Warszawa, 2014, р. 35– 52.

Мусульманские традиции, право и общество на российском Кавказе // Вестник российской нации. 2014. № 4, с. 66–79.

Гибридная религиозность в культе святых у мусульман Южного Дагестана: рутульский случай // Востоковедческие исследования на постсоветском пространстве. Сборник научных статей памяти профессора Сергея Петровича Полякова / Отв. ред.-сост. Е.И. Ларина. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 67. Сер. 2. исторические исследования. Т. 28). М.: Издательство Московского университета, 2014, с. 122–135.

Кавказский адат // ПостНаука, 13.02.2015, http://postnauka.ru/faq/40740

Арабская эпиграфика об ополчениях гази из Северного Дагестана в Кавказской войне // Кавказский сборник. Т. 9 (41) / Под ред. В.В. Дегоева. М., 2015, с. 28–38.

К эпистемологии восточной археографии в Дагестане: от мусульманского краеведения к источниковедению // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие, перспективы изучения (К 80-летию профессора М.А. Усманова) / Сост.  и  науч.  ред. Д.М. Усманова, Д.М. Мустафина, М. Кемпер: сб. статей. Казань: Изд-во Казанского уни- верситета, 2015, с. 101–113.

Юг России в проектах имперской интеграции: военно-народное управление на Кавказе (1860–1917) // Историко-культурное наследие Юга России. (Научно-практическая конференция. Г. Ставрополь, 9 февраля 2015 г.). М.: Книжный мир, 2015, с. 114–139.

Crime or Custom between Islamic and Imperial Laws: Demystifying ishkil in 17th -19th Centuries Dagestan // Ars Islamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова / Под ред. М.Б. Пиотровского и А.К. Аликберова. М.: Восточная литература, 2016, с. 620–645.

Историческая память горского «хищничества» в аварской «Песне о Хочбаре» // Историческая экспертиза. 2016. № 1, с. 3–33.

К истории (меж)имперских трансферов XIX–ХХ вв.: инородцы/туземцы Кавказа и Алжира // Азиатская Россия: люди и структуры  империи. Сборник нацучных трудов. Омск: Полиграфический центр КАН, 2016, с. 43–54.

Власть и насилие в песне о Хочбаре // Мавраевъ. 2016. № 3–4 (8–9). С. 43–56. Shari‘a vs. ‘Adat in Post-Imperial Lawmaking: Political Discourse on Shari‘a Courts in Dagestan, 1917-1927 // Annals of Japan Association for Middle Eastern Studies (AJAMES). 2016. Vol. 32. No. 2, р. 33–67.

The Islamic Discourse of Visual Propaganda in the Soviet East Between the Two World Wars (19181940) // Russian Perspectives on Islam,  http://chnmdev.gmu.edu/rpi/exhibits/show/one/introduction, 10.09.2016

Женщина в шариате и горских адатах // Женщина и ислам / Сб. ст. под ред. А.К. Бустанова. М.: Дизарт Тим, 2017, с. 10–18.

Колхоз как основа исламского подъема // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 2, с. 106–121.

Микроистория реисламизации в бывшем колхозе // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 3, с. 139–158.

Форум: антропология религии // Антропологический форум. 2017. № 34, с. 34–43.

«Исламское возрождение» в Дагестане: 25 лет спустя // Islamology. 2017. Т. 7. № 1, с. 106–121.

Islamic Discourse of Visual Propaganda in the Interwar Soviet Orient, 1918–1940 // Islamology. 2017. Т. 7. № 2, с. 53–73.

Историк джихада Хаджжи-‘Али ал-Чухи (Чохский) // Кавказский сборник. Т. 10 / Под ред. В.В. Дегоева. М., 2017, с. 185–198.

Парадоксы изучения современного ислама в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 1, с. 310–322.

Воображаемая география мусульман колониального Востока: понятия, подходы, проблемы // Новое прошлое. 2018. № 1, с. 223–235.

Из истории восточной археографии в Дагестане // История, археология, этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 2, с. 119–127.

Дагестан в транснациональных суфийских сетях. Шейхи из Кикуни и их зиярат в Турции // Восток. 2018. № 5, с. 21–36.

Applied Oriental Studies of Russiaʾs Own Islam: From Orthodox Missionaries to Militant Godless and Wahhabis // Insight Turkey. 2018. Vol. 20. No. 4, р. 249–270.

Абу Муслим в культурной памяти мусульман Дагестана // Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 3, с. 81–110.

Культурная память исламизации у мусульман Дагестана // Центральная Евразия. 2019. № 1, с. 43–79.

Опыт историко-топонимического словаря аварских нисб из горного Дагестана XVII–XX вв. // Инновации и традиции в арабистике и исламоведении: сб. статей в честь профессора Олега Ивановича Редькина / Под ред. О.А. Берниковой, А.Д. Кныша. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019, с. 113–133.

(соавт. А.А. Ярлыкапов) Ногайские эпитафии Северного Дагестана // Вопросы эпиграфики. 2019. Вып. 10, с. 85–138.

Бобровников В.О. Имперская интеграция или колониальная сегрегация в управлении восточными инородцами? (военно-народное управление на Кавказе и в Туркестане в 1860-х–1917 гг.) // Центральная Евразия: территория межкультурных коммуникаций: коллект. монография / Отв. ред. и сост. А.К. Аликберов. М.: ИВ РАН, 2020, с. 110–141.

Бобровников В.О. К источниковедению дагестанского адата // Кавказский сборник. М.: Аспект пресс, 2020. Т. 12(44), с. 232–237.

Inventing a New Legal Tradition: The Discourse of “Traditional Islam” in Post-Communist Dagestan // The Concept of Traditional Islam in Modern Islamic Discourse in Russia / Ed. by Renat Bekkin. Saraevo: University of Saraevo Press, 2020, р. 233–254.

Правовой словарь арабоязычных памятников дагестанского ‘адата XIV–XX вв. (некоторые итоги изучения исламских дискурсов) // История, археология и этнография Кавказа. 2020. Т. 16. № 2, с. 291–315.

(соавт. М.И. Каяев). ‘Али ал-Гумуки (Каяев) как историк мусульманских народов Кавказа // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 3, с. 119–143.

Лицензирование исламского образования для суннитов и ши‘итов Закавказья (публ. архивных материалов, введ. и комм. В.О. Бобровникова) // Центральная Евразия. 2020. № 1, с. 113–133.

(соавт. М. Кемпер, С.А. Рагозина, А.А. Ярлыкапов и др.). Быть мусульманином в России: контексты, теории и методы изучения мусульманской идентичности // Islamology. 2020. № 2, с. 142–179.

Становление восточной археографии в Дагестане: от мусульманского краеведения к академическому источниковедению // Ислам в России и Евразии XVI–XXI вв. Памяти Д.Ю. Арапова / Сост. и отв. Ред. Т.В. Котюкова. ИВИ РАН. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2021, с. 515–528.

(соавт. Кореняко В.А., Ярлыкапов А.А., Бальгишиев К.С.) Эпиграфика // Ногайцы. Сер. Народы и культуры. / Отв. Ред. В.В.Трепавлов. Сост. Керейтов Р.Х., Зинеева З.З. М.: Наука, 2021, с. 51–63.

(соавт. А. Калиновский) Fazliddin Muhammadiev’s Journey to the “Other World”: The history of a Cold War Ḥajjnāma // Die Welt des Islams. 2022. Vol. 62. Issue 1, р. 21–52.

(соавт. М.С.-Г. Албогачиева) История границ Ингушетии: 1770-е – 2010-е гг. // https://kavkaz-uzel.media/articles/371750/ (опубликовано 05.01.2022)

Материальный поворот и антропология ислама на Кавказе // Антропологический форум. 2022. Вып. 55 (в печати).

Энциклопедические и словарные статьи:

(соавт. А.В.Журавский) Ислам // Большая российская энциклопедия (далее: БРЭ). Т. Россия. М.: БРЭ, 2004, с. 233–237.

Абу Муслим // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 47 Ага-хан // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 179.

Адат // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 214.

Арабская Алхимия // БРЭ. Т. 1. М.: 2005, с. 542. Ахун(д) // БРЭ. Т. 2. М.: 2005, с. 580.

Брак в исламе // БРЭ. Т. 4. М.: 2006, с. 159. Вакф // БРЭ. Т. 4. М.: 2006, с. 522.

Абу Муслим // Ислам на территории бывшей Российской империи: энц. словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Т. I. М.: Восточная литература, 2006, с. 15–19.

Адат (на Кавказе) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 22–26.

(соавт. А.А. Ярлыкапов) Ваххабиты Северного Кавказа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 84–91.

Гази-Мухаммад // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 104–108.

Дагестан // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 120–125.

Каяев, Али // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 192–194.

Ал-Кикуни // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 194–197.

Махкама шар‘ийа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 263–265.

Уджагъабыр // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 394–396.

Хуштада // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 432–435.

(соавт. К.М. Ханбабаев) Дагестан: религия // Православная энциклопедия. Т. XIII. М.: ЦГЦ Православная энциклопедия, 2006, с. 615–630.

Мюридизм // Религиоведение: энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красильникова, Е.С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006, с. 668.

(соавт. Н.А. Михалёва, А.И.Османов, М.А. Петрушина и др.) Дагестан // БРЭ. Т. 8. М.: БРЭ, 2007, с. 227–237.

Джамаат // БРЭ. Т. 8. М., 2007, с. 631.

Джинн // БРЭ. Т. 8. М.: 2007, с. 662. Дият // БРЭ. Т. 9. М.: 2007, с. 117.

Abrek // Encyclopaedy of Islam / Ed. by G. Krämer, D. Matringe, J. Nawas and E. Rowson. Pt. 1. Leiden: Brill, 2008, p. 29–30.

Зиммии // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 486.

Иджма // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 699.

Иджтихад // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 700.

(соавт. И.Л. Алексеев, Д.Ю. Арапов, Т.К. Ибрагим, Т.Х. Стародуб) Ислам // БРЭ. Т. 11. М.: БРЭ, 2008, с. 741–754.

Кади // БРЭ. Т. 12. М.: 2008, с. 377.

(соавт. Ю.А. Шичалин, В.Г. Лысенко) Комментарий // БРЭ. Т. 14. М., 2009, с. 647. Кремер // БРЭ. Т. 15. Т. М., 2010, с. 681.

Крымский // БРЭ. Т. 16. М., 2010, с. 159. Кяфир // БРЭ. Т. 16. М., 2010, с. 534.

(соавт. Д.Ю. Арапов, А.К. Аликберов, Т.К. Ибрагим, А.Н. Смирнов, А.Н Старостин, др.) Ислам // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М.: Церковно-научный центр Православная энциклопедия, 2011, с. 328–373

Мавлид // БРЭ. Т. 18. М.: БРЭ, 2011, с. 301–302.

Малик // БРЭ. Т. 18. М., 2011, с. 654.

Махр и калым // БРЭ. Т. 19. М., 2012, с. 416.

(соавт. Т.Х. Стародуб) Медресе // БРЭ. Т. 19. М., 2012, с. 519–520.

Михна // БРЭ. Т. 20. М., 2012, с. 506.

(соавт. М.Н. Фархшатов) Мусульманское духовенство // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 515–516.

Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 531. Мюридизм // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 615.

(соавт. К.Ю. Бурмистров, О.С. Воскобойников) Нумерология // БРЭ. Т. 23. М., 2013, с. 387–389.

(соавт. Е. Шилов) Откровение // БРЭ. Т. 24. М., 2014, с. 652–653. Панарабизм // БРЭ. Т. 25 М., 2014, с. 220.

Петрушевский Илья Павлович // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 134.

Пир // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 237.

(соавт. М.А. Членов) Погребение // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 520–521.

(соавт. Е.А. Пилипенко) Покаяние // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 599–600.

Рамадан // БРЭ. Т. 28. М., 2015, с. 205.

Садака // БРЭ. Т. 29. М., 2015, с. 200–201.

Святых культ // БРЭ. Т. 29. М., 2015, с. 580.

(соавт. С.Н. Абашин, А.Дж. Франк) Ахунд // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Восточная литература, 2018, т. II, с. 63–66.

Гамзат-бек // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018, т. II, с. 129–132.

(соавт. Д.Ю. Арапов) ДДДИИ // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018, т. II, с. 138–140.

ДУМД // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018, т. II, с. 154–158.

(соавт. И.Х. Сулаев) ДУМСК // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018, т. II, с. 158–161.

Ишкиль // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018. Т. II. 192–194.

(соавт. М.Кемпер) Мюридизм // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018, т. II, с. 274–276.

Низам // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018, т. II, с. 284–287.

Хаджжи-‘Али // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2018, т. II, с. 489–492.

(соавт. М.Кемпер) Ал-Чиркави, Са‘ид-афанди // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018, т. II, с. 386–389.

(соавт. M. Кемпер и др.). Customary law. 4. The Northeast Caucasus // Encyclopaedia of Islam. 3rd ed. by Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas and Everett Rowson. Leiden: Brill, 2022, р. 52–56.

Историография, рецензии, in memoriam:

Сельская традиционность на советском Востоке (по антрополог. исслед. К.Хэмфри и Т.Драгадзе) // Восток. 1992, № 3, с. 182–191.

Два исторических этюда о мусульманах империи (Рец. на: Allen J. Frank. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia: The Islamic World of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde, 1780–1910; Paul W. Werth. At the Margins of Orthodoxy. Mission, Governance and Confessional Politics in Russia’s Volga-Kama Region, 1827–1905.) // Вестник Евразии. 2003, № 1(20), c. 196–203.

А.Н. Генко как востоковед // Восток, 2004, № 4, с. 131–135.

Рец. на: Handschriften der Max Freiherr von Oppenheim Stiftung (Koeln) beschrieben von Beate Wiesmueller. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 430 C. + 15 Farbtab. (Verzeichnis der orientalischer Handschriften in Deutschland: Islamische Handschriften. Bd. XXXVII, Tl. 4.) // Восток, 2006, № 4, c. 199–202.

Два письма об абреках: письмо второе // Вестник Евразии, 2006, № 3. С. 185–189.

Рец. на: Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. Казань: 2005 // Восток, 2007, № 1, с. 207–211.

Кембриджская история России и борьба историографий империи (Рец. на: The Cambridge History of Russia.Cambridge, Cambridge University Press, 2006. Vol. I. From Early Rus to 1689. Ed. by Maureen Perrie; Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917; Vol. III. The Twenti- eth Century. Ed. by Ronald Grigor Suni.) // Вестник Евразии, 2007, № 1, c. 190–197.

Рец. на: Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве / Под ред. Р. Мухаметшина. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2005 // Восток, 2007, № 1, с. 207–21.

Рец. на: Detmering Christian, “Reassessing Chechen and Ingush (Vainakh) Clan Structures ibn the 19th Century”, Central Asian Survey 24/4 (2005): 469–489 // Central Eurasian Reader. A Biennial Journal of Critical Bibliography and Epistemology of Central Eurasian Studies. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2008, vol. 1, p. 197 (No. 231).

Что получилось из “Северного Кавказа в Российской империи”: послесловие редактора несколько лет спустя // Ab imperio, 2008, № 4, с. 501–519.

Почему мы маргиналы? Заметки на полях русского перевода «Ориентализма» Эдварда Саида // Ab imperio. 2008, № 2, с. 325–344.

О ремесле историка в стихах и прозе // Шумовский Т.А. Арабы и море: по страницам рукописей и книг / 2-е испр. изд. Отв. ред. В.О. Бобровников. М.: Издательский дом Марджани, 2010, 6–13.

Новая книга Веры Тольц: комментарий востоковеда // Ab imperio, 2011, № 3, с. 393–402.

Анатолий Ремнев как историк имперского Востока России // Ab imperio, 2012, № 1, с. 151–159.

Российский постсоветский ислам в востоковедении и этнографии: подходы и проблемы // Ислам в мультикультурном мире. 1-й Казанский международный научный форум. Казань: КПФУ, 2012, с. 156–168.

Предисловие // Тахнаева П.И. Аргвани: мир ушедших столетий (Исторический портрет сельской общины Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература, 2012, с. 3–9.

Этнографы пишут о российском Востоке. Ю.Ю.Карпов. Взгляд на горцев. Взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 656 с.; B. Grant. The Captive and the Gift: Cultural His- tories of Sovereignty in Russia and the Caucasus. Ithaca, London: Cornell University Press, 2009. XVIII, 188 p. // Восток, 2012, № 3, с. 175–180.

Что Вы хотели знать о Кавказе, но стеснялись спросить // Сокращенная версия публичной лекции на Полит.ру в Москве 15.11.2012, размещена 23.11.2012 на Openspace,  http://www.openspace.ru/article/633

Рец. на кн.: V. Tolz. Russia's Own Orient: The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Russia. Oxford: Oxford Univ. Press, 2011; В. Тольц «Собственный Восток России»: Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. М.: НЛО, 2013 // Pax islamica. 2013. № 2, с. 217–224.

(соавт. П.В. Башарин) In memoriam: Теодор Адамович Шумовский // Восток, 2013, № 4, с. 217–220.

(соавт. М. Вачагаев) In memoriam: Мария Беннигсен-Броксап // Восток, 2014, № 1, с. 205–207.

Из ориенталистики в кавказоведение (интервью) // Мавраевъ (Махачкала), 2014, № 1, с. 5–12.

Новая книга дагестанского краеведа // Мавраевъ, 2014, № 4, с. 61–64.

Кавказская война с обеих сторон велась с особой жестокостью (интервью к 150- летию Кавказской войны 1817–1864 гг.) // Кавказский узел, 21.05.2014, http://www.kavkaz-  uzel.ru/articles/242940/

(соавт. И.Л. Алексеев, А.К. Бустанов, М. Кемпер). Obituary. Dmitryi Yur’evich Arapov (1943–2015) // Caucasus Survey. 2016, vol. 4, no. 1, p. 112–113.

(соавт. С.А. Панарин, А.Ю. Скаков, А.А. Ярлыкапов). In memoriam: Владимир Александрович Кореняко // Этнографическое обозрение, 2016. № 4, c. 182–184.

(соавт. А.Д. Васильев, Т.В. Кютюкова, А.С. Орлов). In memoriam: Дмитрий Юрьевич Арапов // Восток, 2016, № 4, c. 222–224.

«Восток – дело тонкое». (Пост)имперские нарративы и практики в среднеазиатском кишлаке // Ab imperio. 2016. № 1, c. 389–407.

Muslims in Imperial Russia. Featured Review. Elena I. Campbell. The Muslim Question and Russian Imperial Governance. (Indiana-Michigan Series in Russian and East European Studies.) Bloomington: Indiana University Press, 2015. Pp. ix, 298. Cloth $60.00, e-book $59.99; Agnès Nilüfer Kefeli. Becoming Muslim in Imperial Russia: Conversion, Apostasy, and Literacy. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2014. Pp. x, 289. $52.50; Mustafa Tuna. Imperial Russia’s Muslims: Islam, Empire, and European Modernity, 1788–1914 (Critical Perspectives on Empire.) New York: Cambridge University Press, 2015. Pp. xiii, 276. $99.99. // American His- torical Review. 2017, vol. 122, no. 1, p. 127–131.

(соавт. М.А. Волхонский, В.М. Муханов, А.А. Ярлыкапов) Памяти Дмитрия Юрьевича Арапова (1943–2015) // Кавказский сборник. Т. 10 / Под ред. В.В. Дегоева. М., 2018, c. 382–391.

(соавт. М.С.-Г. Албогачиева) Памяти Юрия Юрьевича Карпова (1956–2015) // Кав- казский сборник. Т. 10 / Под ред. В.В. Дегоева. М., 2018, c. 392–408.

(соавт. M.Kemper, A.K. Alikberov, M.S. Gadzhiev, Sh.Sh. Shikhaliev) In memoriam. Amri Rzaevich Shikhsaidov (20 March 1928 – 21 September 2019) // Caucasus Survey. 2019, vol. 7, no. 3, p. 253–255.

Бобровников В.О., Аликберов А.К., Гаджиев М.С., Шихалиев Ш.Ш. Памяти Амри Рзаевича Шихсаидова (1928–2019) // Кавказский сборник. М., 2020. Т. 12(44), c. 378–392.

Издание трудов классика краеведения Крыма завершено: Собрание сочинений Усеина Боданинского в 3-х томах (2018–2020) // Крымское историческое обозрение. 2021. № 2, c. 280–288.

(соавт. Тахнаева П.И.) In memoriam. Михаил Юрьевич Рощин (1952–2021) // Восток. 2021. № 4, c. 264–267.

(соавт. Тахнаева П.И.) Памяти Михаила Юрьевича Рощина // Кавказский сборник. М., 2020. Т. 13(45), c. 372–380.


Основное место работы

Институт востоковедения Российской академии наук, Москва

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание