Касаткина Александра Константиновна
- Доцент:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств / Департамент истории
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
Образование, учёные степени
- 2020Кандидат исторических наук: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук
- 2008
Магистратура: Европейский университет в Санкт-Петербурге, специальность «Магистр», квалификация «Этнология»
- 2008
Магистратура: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Востоковедение, африканистика», квалификация «Магистр востоковедения, африканистики»
- 2006
Бакалавриат: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Востоковедение и африканистика»
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Anthropology of bureaucracy (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; направление "46.04.01. История", направление "46.04.01. История"; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- The Anthropology of Economy and Ethics (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1, 2 модуль)Анг
- The Anthropology of Economy and Ethics (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Введение в социальную антропологию (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Linguistic Anthropology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 5-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Research Seminar "Research Methodology and Design" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; направление "46.04.01. История", направление "46.04.01. История"; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Writing Power (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3, 4 модуль)Анг
- Социальная антропология Востока (Бакалавриат; где читается: Институт востоковедения и африканистики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Anthropology of bureaucracy (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; направление "46.04.01. История", направление "46.04.01. История"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Anthropology of bureaucracy (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Anthropology of belief and knowledge (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3, 4 модуль)Анг
- Anthropology of Kinship and Gender (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1, 2 модуль)Анг
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Введение в социальную антропологию (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Социальная антропология Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Введение в социальную антропологию (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Economical and Political Anthropology (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1, 2 модуль)Анг
- Applied Anthropology (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Введение в социальную антропологию (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Research Seminar "Digital Anthropology" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar "Digital Anthropology" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Economical and Political Anthropology (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1, 2 модуль)Анг
- Applied Anthropology (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3, 4 модуль)Анг
- Social and Economic Anthropology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 4 модуль)Анг
- Digital Anthropology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Введение в социальную антропологию (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Research Seminar "Digital Anthropology and Organizations" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
Публикации12
- Статья Хонинева Е. А., Касаткина А. К. Лингвистическая антропология в русском переводе (послесловие к дискуссии) // Антропологический форум. 2023. № 58. С. 190-206. doi
- Статья Касаткина А. К. Рец. на кн.: Hannah Turner. Cataloguing Culture: Legacies of Colonialism in Museum Documentation. Vancouver: University of British Columbia Press, 2020. XIII+243 p. // Антропологический форум. 2023. № 57. С. 189-201. doi
- Статья Адоньева С. Б., Алтухова А. Н., Белов М. Д., Головко Е. В., Гренобль Л., Давыдов А. В., Дугушина А. С., Касаткина А. К., Кронгауз М. А., Петров Р. С., Фуфаева И. В. Форум: Лингвистическая антропология // Антропологический форум. 2023. № 58. С. 12-189. doi
- Статья Александра Касаткина К поэтике и практике модерного урбанизма: «город-сад» как технология социальной интеграции в обнинске 1960-х годов // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2022. Т. 14. № 1. С. 30-59. doi
- Статья Баранов Д. А., Колядов Д. М., Куприянов П. С., Соколова А. Д., Листова Т. А., Разумова И. А., Касаткина А. К. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ИНТЕРВЬЮ: КОММЕНТАРИИ // Этнографическое обозрение. 2022. № 3. С. 88-123. doi
- Статья Касаткина А. К. ЭТНОГРАФИЧНО ЛИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ? // Этнографическое обозрение. 2022. № 3. С. 71-87. doi
- Глава книги Васильева З. С., Касаткина А. К., Хандожко Р. И. Сотрудничество как прием: Этнография авторизации транскриптов // В кн.: Новое время, новое поле: меняющийся мир качественных исследований и новые технологии. СПб. : Алетейя, 2021. Гл. 11. С. 402-433.
- Статья Kasatkina A. Hopkins, Julian. 2019. Monetising the dividual self. The emergence of the lifestyle blog and influencers in Malaysia. Anthropology of Media, vol. 8. New York: Berghahn Books. 221 pp. Hb.: US$135.00. ISBN: 9781789201185 // Social Anthropology. 2020. Vol. 28. No. 4. P. 989-991. doi
- Статья Касаткина А. К. ЦИФРОВОЕ "ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЯ" И МОБИЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ: РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЦИФРОВЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 34-50. doi
- Статья Appel M., Kasatkina A. A “MISSING LINK”? A SET OF GENITAL PIERCING INSTRUMENTS FROM BRITISH NORTH BORNEO IN THE COLLECTIONS OF ALBERT GRUBAUER IN ST. PETERSBURG AND MUNICH // Journal fünf Kontinente. 2019. No. 3. P. 194-219.
- Статья Касаткина А. К. МУЗЕЙНАЯ БИОГРАФИЯ НАБОРА ДЛЯ ГЕНИТАЛЬНОГО ПИРСИНГА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МАЭ № 2286. ТЕ(К)СТОВАЯ МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ПУБЛИКАЦИИ // Этнография. 2019. № 1. С. 139-160. doi
- Статья Орлова Г. А., Касаткина А. К. Wide open qualitative data: the Obninsk digital project as an ethical dispositive // Russian Journal of Communication. 2017. Т. 9. № 3. С. 328-335. doi
«Право на город при социализме»: в Питерской Вышке прошел круглый стол историков и антропологов
24 октября в Питерской Вышке в рамках историко-антропологической конференции прошел круглый стол «Право на город при социализме». Эксперты обсудили, как строились и существовали социалистические города, какими они представлялись советским гражданам, чем они были похожи и чем отличались. Поговорили с историком Екатериной Калеменевой и антропологом Александрой Касаткиной о самых интересных моментах круглого стола.
Участники проекта РНФ выступили с докладами на Осенней школе-конференции в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
23-28 октября 2023 г. в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург состоялась масштабная Осенняя школа-конференция «Свидетель, очевидец, информант, соучастник? Методы историков и антропологов в работе со свидетельством». В конференции приняли участие антропологи Николай Ссорин-Чайков, Лидия Рахманова, Александра Касаткина и Полина Яровая, представившие результаты своих текущих исследований.
Репортаж о проведении совместной Осенней школы-конференции НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ
23-28 октября 2023 г. в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург состоялась масштабная Осенняя школа-конференция «Свидетель, очевидец, информант, соучастник? Методы историков и антропологов в работе со свидетельством». Подробнее о мероприятии рассказываем в репортаже.
Кого готовит магистерская программа «Глобальная и региональная история»
На магистерской программе «Глобальная и региональная история» две образовательные траектории — историческая и антропологическая. Основной фокус программы — подготовить выпускников к продолжению академической карьеры. Однако студенты также смогут работать в более прикладных областях: в музеях, издательствах, выставочной практике, в маркетинге. Какие курсы ждут студентов и почему программа отказывается от традиционного деления на российскую и всеобщую историю — в интервью с академическим руководителем Николаем Ссориным-Чайковым.
Проект Центра исторических исследований вошёл в число победителей конкурса отдельных научных групп (80) РНФ
Российский научный фонд поддержал антропологический проект Центра исторических исследований «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов» под руководством Николая Ссорина-Чайкова. Проект рассчитан на 2023-2025 годы с последующим возможным продлением срока выполнения на один или два года.
Российские постдоки в НИУ ВШЭ
Опыт цифровой трансформации
Развиртуализация прошла успешно: первый обучающий воркшоп большого проекта «Социальная антропология институтов позднего СССР»
В воскресенье, 17 октября, в корпусе ВШЭ на Покровском бульваре прошел первый обучающий воркшоп для стажеров-исследователей большого проекта «Социальная антропология институтов позднего СССР». До этого участники проекта проводили встречи в ZOOM, но теперь пришло время развиртуализироваться. Концепцию и программу семинара разработала соруководитель проекта Галина Орлова и Ольга Сезнева (Университет Амстердама).
От Digital Humanities до нейрохирургии
Постдоки Вышки о своих научных проектах и ожиданиях от программы