• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Международная молодежная научная школа «Современные проблемы интеллектуальных систем поддержки принятия решений».

С 13 по 19 сентября проходила работа Международной молодежной научной школы «Современные проблемы интеллектуальных систем поддержки принятия решений» .

Школа была организована Высшей школой экономики в рамках реализации мероприятия программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы при поддержке Лаборатории анализа и выбора решений ГУ-ВШЭ (г. Москва) и Лаборатории ТAПРАДЕСС НФ ГУ-ВШЭ (г. Нижний Новгород). Все занятия школы транслировались в Пермский филиал ГУ-ВШЭ.

По программе Школы одновременно занимались три группы слушателей в трех городах России: группа в ГУ-ВШЭ (Москва), группа в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ, и группа в Пермском филиале ГУ-ВШЭ. С 14 по 16 сентября лекторы и ассистенты Школы проводили занятия в Нижнем Новгороде, которые транслировались по телемосту в Пермь и Москву, а с 17 по 19 сентября - в Москве, при этом занятия транслировались в Пермь и Нижний Новгород.

Принять участие в работе Школы могли аспиранты, магистры, студенты и сотрудники вузов и НИИ Российской Федерации возрастом до 35 лет. Общее количество слушателей Школы составило 94 человека.

 14 сентября в лекции профессора Ф.Т. Алескерова, открывающей школу, были рассмотрены задачи представления предпочтений, задаваемых классическими и контекстно-зависимыми бинарными отношениями, через функции полезности. На семинаре, следовавшем за лекцией, были рассмотрены приложения теории к задачам коллективного выбора, генетике, анализу деятельности банков, анализу голосований.


Лекция профессора М. Салля (Morice Salles) была посвящена основным понятиям теории коллективного выбора и их развитию на модели нечетких предпочтений. На семинаре им и К.Б.Погорельским были обсуждены модели транзитивности, возникающие при использовании нечетких предпочтений.


15 сентября в лекции профессора Э.А. Бабкина разбирались вопросы применения онтологий и формального вывода в принятии решений. Были рассмотрены практические случаи поддержки принятия решений в программной инженерии, средства представления знаний и актуальные проблемы в этой области. На семинаре, проведенном Потаповой Е.О., студентам был продемонстрирован пример работы с системами JESS и Protégé, также была проведена самостоятельная практическая работа.


На лекции профессора Д. Лича (Dennis Leech) были рассмотрены классические индексы влияния, очерчен круг проблем, возникающих при подсчете индексов влияния в больших выборных органах, представлены теоремы о предельном поведении индексов при неограниченном увеличении числа игроков. На семинаре им и К.Б.Погорельским был разобран метод порождающих функций подсчета индексов влияния, решен ряд примеров.


Лекция профессора Х. Абдульраба (Habib Abdulrab) была посвящена введению в алгоритмы декларативного программирования. На семинаре студентам предлагалось решить ряд примеров на закрепление материала.


16 сентября в лекции профессора Б. Гольденгорина обсуждались задачи по исследованию операций, возникающие в практической деятельности компаний, занимающихся рассылкой контекстной рекламы по обычной почте. Были представлены соответствующие алгоритмы. На семинаре были разобраны современные методы кластерного анализа.


Фокусом лекции профессора Н. Маазер (Nicola Maaser) было рассмотрение связи индексов влияния (в частности, индекса Шепли-Шубика) с кооперативной теорией игр, а также решение обратной задачи в теории влияния участников голосования. На семинаре были разобраны примеры вычисления индексов влияния и введение в модель двухуровневой системы голосования.


17 сентября 2009 вторая лекция профессора М. Салля (Morice Salles) продолжала тематику первой лекции, делая акцент на аксиомах для функций коллективного выбора и возникающем при этом парадоксе Сена, а также возможных ослаблениях вышеуказанных аксиом путем введения условия "ограниченного" права на свободу. На семинаре М. Салль и А.Н. Субочев обсудили ряд вопросов из лекций М. Салля и содержание домашнего задания.


В лекции профессора Я. Дитца (Jean Dietz) было представлено введение в инжиниринг предприятия, методологию DEMO, и ее практические приложения. На семинаре были разобраны примеры декомпозиции бизнес-процессов и бизнес-правил.


Семинар профессора Д. Лича (Dennis Leech) был совмещен с общемосковским научным семинаром "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике", проводящимся кафедрой высшей математики на факультете экономики ГУ-ВШЭ совместно с Институтом фундаментальных междисциплинарных исследований ГУ-ВШЭ. На семинаре было представлен анализ реформ квот и голосов МВФ с точки зрения теории влияния участников голосования, и показано, что проводимые реформы не удовлетворяют критериям простоты, прозрачности и демократической репрезентативности.


18 сентября 2009 лекция профессора С.О.Кузнецова была посвящена анализу данных со сложной структурой с помощью решеток замкнутых множеств. Были рассмотрены примеры практических задач и методология анализа формальных понятий.


В этот день во второй лекции профессора Б. Гольденгорина была рассмотрена задача p-медианного кластер-анализа и методы ее решения на основе сведения к задачам математического программирования.


На лекции профессора Б.Г.Миркина было рассмотрено использование методов кластерного анализа в задачах принятия решений.


Во второй лекции профессора Н. Маазер была представлена задача о справедливом представительстве в двухуровневых системах голосования, проведено сравнение двух правил назначения голосов по округам - правила квадратного корня Пенроуза и линейного правила Шепли-Шубика.


День 19 сентября был посвящен проведению итогового тестирования слушателей Школы.

Участникам Школы была предоставлена возможность лично задавать вопросы ведущим отечественным и зарубежным специалистам в области теории принятия решений, продемонстрировать им свои работы, получить их оценку и, таким образом, установить с ними научные контакты.

В качестве рабочих языков при проведении Школы использовались русский и английский языки.

Все материалы Школы размещены на ее сайте и доступны бесплатно после регистрации.

Подробнее о школе можно прочитать в статье