• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Впечатления Ломоносова Тимофея о стажировках в Норвегии и Германии

Стажер-исследователь МЛАВР НИУ ВШЭ Ломоносов Тимофей поделился впечатлениями о своей стажировке в Университет Бергена (Новергия), а также в университетах г. Зиген и Вюрцбург (Германия).

Я, Ломоносов Тимофей Александрович, в настоящее время обучаюсь в аспирантской школе по компьютерным наукам под руководством профессора Злотника  Александра Анатольевича по программе «Академическая аспирантура» и являюсь стажёром-исследователем Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений. Согласно учебному плану данной программы я был обязан пройти зарубежную стажировку. После долгих поисков совместно с руководителем мы нашли университет так, чтобы долговременная стажировка не ударила по темпам подготовки диссертации и была тесно связана с самой диссертацией.

В итоге с 28 августа по 20 ноября 2018 года состоялась стажировка. Основной целью поездки был Университет Бергена в Норвегии, но при этом две недели с 23 сентября по 5 октября были отданы курсам в Германии: практический и теоретический курс в рамках програмных комплексов, исследуемых в диссертации.

По прибытии в аэропорт Флесланд я отметил удобную инфраструктуру: от аэропорта до меса проживания я добрался за час: в Норвегии билеты на общественный транспорт работают как «90 минут», которые были популярны одно время. Основой городского транспорта являются трамваи Bergen Bybanen и автобусы.

Цена одной поездки ощутимо дорога: примерно 300 рублей в переводе на российскую валюту. Расстояние от корпуса университета до общежития составляет около трёх километров, поэтому, несмотря на то, что от общежития ходил регулярный автобус до университета,  я ходил пешком. Учитывая то, что общежитие находилось на склоне горы Ульрикен, обратный путь был более тернистым.

Утренний рассветный воздух делал своё дело и очищал мои мысли, что позволяло эффективно работать. Рабочий день в Норвегии начинается в 8 утра, а заканчивается в 4 часа дня. С продовольственными магазинами ситуация та же, что и в Германии: они не работают по воскресеньям.

 Я был шокирован Норвегией в хорошем смысле: на каждом углу детские сады и школы (только на протяжении моего ежедневного маршрута я насчитал пять детских садов). Бензин в Норвегии – один из самых дорогих в мире. Сказывается хорошая инвестиционная политика нефтяных доходов у потомков викингов: образование всех уровней (начальное, среднее и высшее) и медицина для граждан бесплатны. Даже те курсы, которые я посещал в Университете, были бесплатны и для меня несмотря на иное гражданство. Стоит отдельно отметить и нордический характер викингов: среди норвежцев не принято кичиться разными статусами и они всегда будут обращаться уважительно. Однако, по их логике,- уступить место старшему –это оскорбление. Тем самым, человек кичится своей молодостью.

Из достопримечательностей я бы хотел отметить дом-музей Эдварда Грига- норвежского композитора, - и художественную галерею КОДЕ, в которой выставлены полотна Эдварда Мунка.

В Германии я был в двух городах: Зигене и Вюрцбурге. Что интересно, я ошибался, когда думал, что название города исконно немецкое от глагола siegen – побеждать. Название города имеет кельтское происхождение. Однако этот город может похвастаться тем, что в нём родился знаменитый художник Рубенс (да,да, это не шутка)

Второй город – типичный средневековый баварский городок со старинными замками и протестантскими церквями. https://www.mathematik.uni-wuerzburg.de/fallschool2018/Welcome.htm

Приведу коротко общие впечатления об учёбе. В Норвегии я заметил применение современных технологий для чтения математических лекций. С помощью планшета, специального приложения и стилуса лектор может писать лекцию на своём планшете. То, что он пишет, выводится на проектор с нужным увеличением: соответственно, студенты не просят «можно писать покрупнее?» - простые технологии сделают это за преподавателя. Более того, уже написанную лекцию можно сохранить в любой формат и отослать студентам. Это решает проблемы  с вопросами от студентов вида «Есть ли лекция в электронном виде?». В России такое тоже можно провернуть. Я занялся техническими подсчётами стоимости такого апгрейда для преподавателя. Помимо техники с iOS 10.0 (для этих целей вполне сойдёт какой-то старый и вышедший из моды планшет), все дополнительные покупки составят примерно 7300 рублей: 2000 — стилус, 4500 — адаптер с планшета на проектор и 750 рублей — сама программа. Однако это будут единоразовые затраты, которые потенциально сумеют улучшить взаимопонимание.

Одним из плюсов этого подхода я отмечаю то, что на семинарах можно не листать учебник, а скопировать нужные страницы в приложение и отмечать их прямо на листе планшета (при этом, лист можно отображать и как тетрадный лист в клеточку.

Учебный год в Норвегии для студентов начинается в середине августа, а заканчивается в конце ноября — когда я уезжал, до сессии оставалось две недели.

 

В целом я остался доволен поездкой: по результатам поездки готовится научная статья, и, более того, на её основе готовятся новые результаты.