Заседание общемосковского научного семинара «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике»
18 декабря (среда) 2024 года в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» состоялось очередное заседание общемосковского научного семинара «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике».
д.т.н., проф. Подиновский Владислав Владимирович,
д.т.н., проф. Миркин Борис Григорьевич.
Докладчики: Сергей Бондарьков, Дмитрий Скугаревский (Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге)
Название доклада: Нефинансовая информация улучшает предсказание банкротств: применение закона Бенфорда и данных о литигации
Аннотация:
Модели предсказания банкротства традиционно опираются на бухгалтерские отчеты компаний. Однако известно, что фирмы могут манипулировать отчетами — и одним из стимулов к этому может быть как раз плохое состояние дел. Мы относимся к этой проблеме, добавляя в модель новые предикторы: соответствие первых цифр значений в бухгалтерских отчетах закону Бенфорда и число не связанных с банкротством судебных разбирательств, в которые вовлечена фирма. Отклонения от закона Бенфорда могут указывать на манипуляции с данными, в то время как участие в судах может сигнализировать, что компания испытывает сложности с выполнением обязательств. Наше моделирование на панели из 2 миллионов российских компаний в 2012–2018 годах показывает, что судебные переменные имеют предсказательную способность, сопоставимую с традиционными финансовыми коэффициентами как для крупных компаний, так и для малых и средних предприятий (МСП). Меры соответствия закону Бенфорда, против ожиданий, не добавляют почти ничего к качеству модели. Чтобы приблизить практическую ценность предлагаемых улучшений, мы оцениваем ожидаемую максимальную прибыль (ОМП) кредиторов от использования модели, в которой к традиционным финансовым коэффициентам добавлены судебные переменные. В случае с кредитованием компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу (МСП), ОМП в 2018 году составила бы 845 миллионов долларов. В случае с МСП — лишь 14 миллионов, что ставит под сомнение целесообразность инвестиций в улучшение моделей банкротства для этого сегмента.