• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Новосельцев, проректор НИУ ВШЭ об административном кадровом резерве

Университет – это особый тип организации, выполняющей, прежде всего, общественную миссию. В его работе заинтересованы группы «клиентов» с принципиально разными ожиданиями: правительство, работодатели, студенты и их родители, партнеры по научной кооперации, региональные власти. Организационная модель университета основана на довольно сложном сочетании различных видов деятельности – научных исследований, экспертной работы, производства образовательных и других услуг, крупных некоммерческих проектов, социальной активности, инвестиционных проектов. И все они, так или иначе, выполняются сотрудниками университета – профессорами и исследователями (faculty members), составляющими ядро коллектива.

Как Вы видите роль администратора в университете?

Университет – это особый тип организации, выполняющей, прежде всего, общественную миссию. В его работе заинтересованы группы «клиентов» с принципиально разными ожиданиями: правительство, работодатели, студенты и их родители, партнеры по научной кооперации, региональные власти.

Организационная модель университета основана на довольно сложном сочетании различных видов деятельности – научных исследований, экспертной работы, производства образовательных и других услуг, крупных некоммерческих проектов, социальной активности, инвестиционных проектов. И все они, так или иначе, выполняются сотрудниками университета – профессорами и исследователями (faculty members), составляющими ядро коллектива.

Задача администрации университета состоит, с одной стороны, в создании максимально комфортных условий для продуктивной творческой работы профессоров и исследователей, а с другой – в организации «интерфейса» университета с его «клиентами» и в его продвижении на целевых рынках. Такая двоякая роль требует от университетских администраторов значительно большей гибкости, чем, например, в коммерческих структурах.

Какими качествами должен обладать университетский администратор?

Кроме традиционно востребованных качеств административных работников, таких как исполнительская дисциплина, хорошее знание предметной области, ориентация на результат и стрессоустойчивость, для работы в университете особое значение имеют отличные коммуникационные навыки, инициативность и открытость для межфункциональной кооперации. Очень часто в конкретной ситуации выбор хорошего решения зависит не столько от знания сотрудником правил и регламентов, сколько от его готовности задействовать горизонтальные связи, разобраться в контексте запроса, объяснить коллегам смысл собственных требований или найти почву для компромисса.

Стоит отметить, что в современных условиях (глобализация, усиление конкуренции и т.д.), когда эффективность систем управления становится одним из конкурентных преимуществ, роль профессиональных менеджеров в сфере образования и науки объективно возрастает. На мой взгляд, это повышает привлекательность административной карьеры в университетах. И мы, кстати, наблюдаем рост интереса к этой сфере со стороны менеджеров с опытом работы в корпоративном секторе.

Для чего в Вышке создается административный кадровый резерв?

В конечном итоге административный кадровый резерв нужен для обеспечения преемственности в системе управления университета, продолжения его традиций и сохранения его ценностей новым поколением менеджеров.

Но пока эта программа только начинается, и на данном этапе ее важная цель – создание в административной среде Вышки сообщества сотрудников, объединенных интересом к улучшению административных процессов, повышению качества сервисов в интересах университета и в сотрудничестве с коллегами из других функциональных блоков.

В Вышке сейчас порядка 100 руководящих позиций уровня начальника управления и выше. А в целом в административном и вспомогательном штате трудятся около 1200 человек, представителей более 20 профессий. Надеюсь, когда программа наберет обороты, ее постоянными участниками будут 5-7% этих сотрудников. Тогда это сообщество может стать реальным проводником изменений, иметь заметное влияние на выработку множества текущих решений. А сами участники программы получат новые возможности для построения собственной карьеры в университете.