• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Май

«Можно просто рассказать о продукте, а можно сделать это так, чтобы людей зацепило и они хотели этим поделиться»

Александра Бостан, выпускница программы «Реклама и связи с общественностью», работает креативным продюсером ВКонтакте. В рубрике «РИСО в лицах» Александра рассказала об особенностях работы в креативе, поделилась секретом поиска себя и порекомендовала свои любимые СМИ в сфере коммуникаций.

«Можно просто рассказать о продукте, а можно сделать это так, чтобы людей зацепило и они хотели этим поделиться»

ВКонтакте — одна из самых популярных социальных сетей в России. Александра Бостан, выпускница программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ, занимает должность креативного продюсера в VK и работает с такими продуктами как Музыка ВКонтакте, ВКонтакте с авторами, ВКонтакте для бизнеса, VK Fest, VK Live и многими другими. В разговоре с Сашей мы выяснили, в чем заключается ее работа, поговорили о том, романтизирована ли деятельность креативщиков и, конечно, вспомнили студенческие годы в Вышке.

Вспомни себя абитуриентом. Почему ты выбрала Вышку и РиСО?

Вплоть до 11-го класса я не знала, чем хочу заниматься. Я думала, куда поступать и что я вообще умею, и в итоге сходила на день открытых дверей, поискала на сайте Вышки информацию про разные направления  и решила, что реклама может быть мне интересна. В итоге так и получилось. Реклама — это сочетание того, что мне интересно и что у меня получается. Насчет выбора вуза у меня не было других вариантов — мне всегда хотелось в Вышку, вопрос был только в направлении, потому что я знала, что здесь я точно получу качественное образование.

 Креатив — это не хаос и вдохновение, а алгоритм и процесс. Существуют инструменты и техники, которые позволяют любому человеку придумать достойную идею, главное — их знать. 

Александра Бостан
креативный продюсер ВКонтакте, 
выпускница программы "Реклама и связи с общественностью" НИУ ВШЭ

Сейчас ты работаешь креативным продюсером ВКонтакте. Расскажи, пожалуйста, что скрывается за этой должностью?

Креативный продюсер — это человек, который должен придумать идею и, как правило, воплотить ее в реальность. Например, тебе нужно придумать не только идею ролика, но и написать сценарий, организовать съемки, подобрать подрядчика, забрифовать моушн-дизайнера или художника, подумать над дистрибуцией контента. То есть ты делаешь весь цикл — от идеи до воплощения. Бывает, что просто нужно придумать идею, но обычно ты отвечаешь за все, включая качество контента, который потом выходит.

Наша креативная команда находится внутри команды маркетинга. Я — креативщик, и отчасти проджект менеджер, маркетолог, то есть все сильно пересекается.

Как складывается твой обычный рабочий день?

Мне кажется, что работа креативщиков немного романтизирована и все думают, что ты развлекаешься на работе: вечно в разъездах, вечно на съемках. Но на самом деле я так же как и все прихожу в офис, у меня есть таск-трекер, куда падают задачки от разных проектов, продуктов, и конечно же есть дедлайны. Да, бывают съемки и командировки, но не так часто как кажется — раз в пару недель или раз в месяц. Могу сходить на встречу, собрать брейншторм или сидеть писать текст на какую-нибудь тему. 80% моей работы — это копирайтинг. Мне нужно написать сценарии, слоганы, нейминги, описать концепцию и так далее. В таких больших компаниях как ВКонтакте не важно, сколько ты сидишь в офисе, главное, чтобы все задачи были выполнены. 

В твоем инстаграме есть смешная фотография с подписью: «Саш, а чем ты на работе занимаешься? Я:» А чем ты тогда на самом деле занималась?

Мы снимали один из выпусков проекта «Мой профиль» (проект ВКонтакте, в котором рассказывается о сотрудниках компании, — прим. редактора).
Он состоит из интервью, которое я провожу, и подсъемов. В тот момент у нас не было лишнего человека, поэтому меня попросили подержать еще и свет. В общем, на фото я беру интервью и держу свет для того, чтобы мы сделали ролик. И это прекрасно! (смеется).

Многие считают, что «быть креативным» это какая-то сверхспособность. А ты как думаешь?

У меня другая позиция.  Я считаю, что креатив — это не хаос и вдохновение, а алгоритм и процесс. Существуют инструменты и техники, которые позволяют любому человеку придумать достойную идею, главное — их знать. Поэтому, если кто-то хочет в креатив, надо изучить эти инструменты, нужно тренироваться, тогда есть все шансы работать в креативе.

Работа в креативе, как спорт: чем больше тренируешься, чем больше придумываешь, тем легче тебе потом. Так что здесь важно придумывать постоянно. 

Расскажи, пожалуйста, о своих проектах и своих обязанностях в них.

У меня не проекты, а скорее продукты, с которыми я работаю. Это такие направления как «Музыка ВКонтакте», «ВКонтакте с авторами», «VK pay», направления контента (истории, звонки), «ВКонтакте для бизнеса», VK Fest, VK Live и многие другие. Я отвечаю за подготовку креативных идей, концепций для запуска и продвижения этих продуктов, еще пишу сценарии и продюсирую аудиорекламу и видеоролики. Ко мне могут прийти за сценарием чат-бота или за концепцией стикерпака, за неймингом для продукта, за слоганами в рамках запуска. Бывает ситуативный маркетинг. Есть постоянные проекты. Первый — «Мой профиль», где мы рассказываем о сотрудниках ВКонтакте и показываем тех, кто стоит за работой этой огромной машины. Честно, я очень горжусь этим проектом, потому что качество роликов очень крутое, они здорово отражают характер всех героев и там правда проделана колоссальная работа. С этими роликами мы вошли в SHORTLIST рекламной премии Серебряный Меркурий — хороший результат. 

Вторая история — «Таланты ВКонтакте», она включает паблик и направление работы «ВКонтакте с авторами». Мы рассказываем про совершенно разных людей, которые выросли из ВКонтакте. Есть целый пул музыкантов, которые появились в VK и потом стали популярны уже везде.

Также «Музыка ВКонтакте» довольно часто делает разные эксклюзивные истории для подписчиков сервиса BOOM. Конечно, хочется, чтобы поклонникам эта история запомнилась, поэтому мы придумываем какой-нибудь необычный конкурс и такой же необычный приз. Например, была очень смешная история с группой «Хлеб»: мы им предложили не просто встретиться с поклонниками, а позаниматься с ними йогой. Ребята отнеслись со всей серьезностью и даже перепели свои песни в стиле лаундж, под них и прошло занятие

Мне нравится VK Live, который мы провели с Кодзимой (Хидэо Кодзима, прим. редактора), когда он приезжал осенью на Игромир. Было волнительно, потому что в России у него очень большая фанбаза, важно было не облажаться со сценарием интервью. В итоге все прошло отлично, а отдельные части интервью даже завирусились. А ещё наш коллега предложил подарить ему брендированную толстовку с надписью «Гений» на спине, и теперь Кодзима её не снимает.
У меня даже фотография с ним осталась.

Еще под каждое обновление у нас, как правило, делается моушн-ролик, так что это задача довольно регулярно попадает ко мне. Мой любимый анимационный ролик — про беседы сообществ. Я подумала, что сообщество — это такое комьюнити людей, которые часто используют лексику, не понятную другим, или увлекаются чем-то неочевидным. Потом вспомнила, у каких сообществ потенциально «свой язык», и в итоге мы сделали про это безумно смешной ролик. Он еще заканчивается отличным слоганом, как мне кажется: «Беседы сообществ — здесь говорят на вашем языке». 



 У меня есть список компаний, в которых я хотела бы работать, которые мне симпатичны. В них был и Яндекс, и VK. Я, скажем так, не иду и не ищу что попадется, а иду в конкретную компанию и говорю: «Я хочу у вас работать». 

Александра Бостан
креативный продюсер ВКонтакте, 
выпускница программы "Реклама и связи с общественностью" НИУ ВШЭ

Расскажи, пожалуйста, про свой карьерный путь. 

Я работала, кажется, со второго курса.  Это никак не мешало учебе, так как формат был part-time job. Два года я помогала организовывать московский фестиваль Bosco Fresh Fest. На фестивале я встретила ребят из Яндекса, у которых было на нем размещение. Они были в поисках стажера, меня пригласили на собеседование и я начала там работать. Проработав два с половиной года, я выросла со стажера до менеджера по маркетинговым коммуникациям. В Яндексе я занималась интеграцией сервиса в фестивали, проектами с музыкантами, исследованиями немного. Я многому там научилась — например, грамотно брифовать подрядчиков на лендинги или оффлайн-активности. 

После этого я устроилась в VK. У меня не было никаких знакомых, связей, я просто пришла работать по вакансии. Какое-то время я занималась в основном перфоманс-маркетингом. То есть это, казалось бы, очень далеко от того, чем я занимаюсь сейчас. Я занималась продвижением в соцсетях, составлением медиапланов и так далее. Но я быстро поняла, что мне это не совсем мое. К счастью, в VK есть возможность ротироваться, выбрать что тебе нравится. В свободное время от основных проектов я просила задачки на креатив. Когда мы сделали проект по тому, что я придумала, меня пригласили перейти. 

У меня есть список компаний, в которых я хотела бы работать, которые мне симпатичны. В них был и Яндекс, и VK. Я, скажем так, не иду и не ищу что попадется, а иду в конкретную компанию и говорю: «Я хочу у вас работать». 

Какие знания, полученные в Вышке, вспоминаешь с благодарностью?

Есть люди, которые говорят, что в рекламе нужен опыт, учиться там нечему и что ты приходишь на работу, и тебе ничего не пригодится там учебы. Это все неправда. Я на самом деле часто говорю, что много всего, что я получила в Вышке, мне в итоге пригодилось. Я благодарна очень и этому направлению, и преподавателям за то, что было мало воды и много по делу. Аудиовизуальные технологии в рекламе — этот предмет, который вел Александр Алексеев, мне очень пригодился, потому что там показывали как реклама работает: какие приемы есть в видео, в аудио. С особой благодарностью еще вспоминаю Олега Владеса и управление проектами. Также мне очень пригодились исследования, которые вела Любовь Борусяк. Это основные направления, но в целом было очень много всего, что мне приходит в голову и чем я пользуюсь, когда работаю.

А еще Вышка научила успевать все качественно делать в дедлайн и коммуницировать. Мне с этим всегда было сложно как интроверту, но в университете всегда приходилось работать в командах (тоже очень полезный навык) и выстраивать общение. Кстати, я в этом сильно сейчас продвинулась, потому что раньше я не смогла бы дать интервью 100% (смеется). 

Стала ли Вышка для тебя коммьюнити?

Да, сто процентов. У нас есть чатик с ребятами, где все очень помогают друг другу с вакансиями, работой. Этот чат не замолкает уже 4 года, и я этому очень рада. Сами организовывались и встречались с ребятами. Это коммьюнити людей, которые всегда готовы помочь тебе в любом вопросе. И, конечно, в университете я встретила близких друзей, с которыми общаюсь до сих пор.

Цитата/мысль, которая тебя вдохновляет или поддерживает?

Бывает, что все горит, надо придумать что-то прям сейчас, а ты придумал, и вроде все хорошо, но знаешь, что можно еще лучше. Тогда вспоминаю — «вовремя нельзя идеально». В этой цитате в зависимости от расстановки запятых меняется смысл. И вот иногда есть ситуации, когда просто надо выбрать, где поставить запятую.

Твой совет сегодняшним студентам РиСО?

Не забивать на учебу, но и не пренебрегать практикой. Если есть возможность что-то сделать для проекта, который тебе симпатичен даже за бесплатно, иди и делай. Потому что учеба много всего дает, но без практики ты просто не можешь закончить четыре курса и спокойно искать работу. Если у тебя не было нигде опыта, нет никакого портфолио, будет тяжело. Поэтому желательно хотя бы летом, когда загруженность не такая высокая, стараться участвовать в проектах. И на будущее:  все равно знания нужно освежать, есть много классных курсов. Советую все полученные знания поддерживать и не переставать развиваться. 

Какие СМИ ты могла бы порекомендовать,чтобы всегда оставаться в курсе происходящего в нашей профессиональной сфере?

Я предпочитаю выбирать СМИ, которые дают относительно безоценочное освещение событий. Про Sostav и прочие VC все и без меня знают, попробую поделиться неочевидными ресурсами: https://www.adweek.comhttps://www.adsoftheworld.comhttps://hot-digital.ru


Интервью: Ольга Егорова, студентка 3 курса образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ.