• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимодействие бизнеса и власти: российский и зарубежный опыт

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения курса студенты изучат основные принципы, формы и технологии GR-деятельности, практики GR-коммуникации с целью освоения теоретических знаний, а также практических навыков GR-специалиста. Для закрепления данных знаний курс также предполагает ознакомление со следующими тематическими блоками: теоретические, правовые и практические аспекты системы государственного управления и форм общественного участия в управлении; международные стандарты ведения бизнеса и приемов эффективного менеджмента в сфере коммуникаций с государственными органами; особенности взаимодействия бизнеса и государства как формы коммуникационного менеджмента. В рамках семинарских занятий студенты приобретут навыки самостоятельного анализа и изучения законодательных и иных нормативных правовых актов по теме дисциплины, аналитических обзоров и специализированных изданий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о взаимодействии бизнеса и государства как форме коммуникационного менеджмента.
  • Знакомство с основными принципами, формами и технологиями GR-деятельности, практиками GR-коммуникации с целью освоения теоретических знаний, а также с практическими навыками GR-специалиста.
  • Обеспечение высокого качества обучения с учетом актуальных приоритетов взаимодействия государства и общества через привлечение ведущих практиков и экспертов в области взаимодействия бизнеса и власти.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает правовые и организационные механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Умеет осуществлять сбор и систематизацию информации из различных источников по актуальным проблемам взаимодействия бизнеса и власти.
  • Знает существующие модели взаимодействия бизнеса и власти.
  • Знает основные тенденции, направления и формы развития международного лоббизма. Имеет навыки контекстного и сравнительно-правового анализа.
  • Демонстрирует понимание GR как профессии. Имеет навыки сравнительного анализа.
  • Знает специфику, основные тенденции, направления и формы развития взаимоотношений между властью, компаниями и объединениями бизнеса в Российской Федерации. Имеет навыки работы с информацией и принятия эффективных решений на основе полученной информации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определения GR.
    Субъекты, объекты и методы GR: классификация, особенности Введение в предмет. Определения GR. Общее и различия в определениях и трактовках GR. Субъекты и объекты GR: классификация, особенности. Группы субъектов GR – российский и зарубежный бизнес, отраслевые ассоциации, компании государственного сектора, общественные организации и др. Ассоциации бизнеса как эффективные лоббисты. GR, PR и лоббизм: соотношение, противоречия. GR и лоббизм: тождественные понятия или разные виды деятельности? Различия в определениях GR и лоббизма – отражение реальной ситуации или спор теоретиков с практиками? Непопулярность термина «лоббизм» в России. GR в России в контексте интегрированных коммуникаций: отдельный вид деятельности или часть PR? Основные цели GR-работы. Стратегии и инструментарий взаимодействия бизнеса и государства. Существуют ли «технологии» GR или GR – это только записная книжка и отношения? Основные механизмы и технологии GR: социально-коммуникативные технологии; политический менеджмент и политический процесс; транспарентное управление системой отношений со стейкхолдерами; мобилизация коалиций в поддержку проекта; GR, право, регуляторные вопросы; место представителей интересов в процессе принятия решений; информационные технологий в коммуникационных стратегиях. Лоббистская кампания: этапы, средства, методы. Важность правильного определения цели, стратегии и тактики GR-кампании.
  • «Правила игры» в системе отношений GR Общее и различия в подходах к GR между российским и зарубежным бизнесом.
    Вопросы регулирования. Публичные правовые нормы, корпоративные этические кодексы; механизмы регулирования, саморегулирования сферы представления интересов. Вопросы обеспечения прозрачности/транспарентности. Сравнительный анализ GR в США, ЕС, Великобритании. Общее и особенное. Лоббизм в США в условиях жёсткого регуляторного подхода. Особенности рынка. лоббизма в США. Лоббизм в ЕС. Согласование интересов – императивное требование принятия любых решений в ЕС. «Лабиринт на батуте» и особенности работы в нём. SWOT – анализ GR-деятельности (на примере ЕС). Торжество лоббизма в Великобритании. Манёвры ухода лоббистов от обязательного национального регулирования.
  • Международный лоббизм как средство представления и продвижения интересов национальных деловых и иных интересов за рубежом.
    Международный GR и лоббизм в системе координат. Основные вызовы, тренды, понятия, инструменты и практики. Пути продвижения деловых и иных интересов России за рубежом. Проекты продвижения интересов структурообразующих российских компаний [Росатом, ОАО «Газпром», РЖД, др. в Европейском Союзе. Санкционные режимы и их влияние на деятельность GRспециалистов России за рубежом. Роль НКО, деловых, отраслевых, профессиональных ассоциаций в международном лоббизме. Внешняя правовая, политическая и социальноэкономическая среда международного GR и лоббизма.
  • GR как профессия.
    Представление и продвижение интересов организации в государственных и муниципальных органах (GR) как сфера профессиональной деятельности. Категории лиц, которые профессионально занимаются GR-работой. Современные формы организации работы GR-служб в коммерческих организациях: специфика GR-работы в крупных корпорациях и ТНК. Общее и особенное в подходах к проекту Профессионального стандарта «Специалист по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти, некоммерческими организациями, представлению и продвижению интересов организации». Мониторинг и анализ информационного фона, работы исполнительной и законодательной власти как механизм GR. Управления отношениями со стейкхолдерами и лицами, принимающими решения.
  • GR в Российской Федерации.
    Особенности регулирования деятельности представителей интересов, GR специалистов, лоббистов в Российской Федерации. Конституционное законодательство, антикоррупционное законодательство, законодательство о лоббизме GR и лоббизм в России как зеркало сложившейся модели политических и экономических отношений. Особенности GR-работы в органах исполнительной и законодательной власти РФ. Рынок лоббизма в РФ: краткий анализ, особенности, перспективы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за активность на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый экзамен проходит в письменном виде.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Оценка за активность на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Grosse, R. E. (2005). International Business and Government Relations in the 21st Century. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139778
  • Меньшенина Н. Н., Пантелеева М. В.-ЛОББИЗМ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-133-Университеты России-978-5-534-08447-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/lobbizm-438564
  • Под ред. Марковской Е.И.-GR. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-304-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-8762-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/gr-vzaimodeystvie-biznesa-i-organov-vlasti-433915

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kambrod, M. R. (2007). Lobbying For Defense : An Insider’s View. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653366