• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Май

История

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с историей европейского изобразительного искусства и архитектуры с древности до наших дней. В результате освоения курса студенты приобретают знания о роли изобразительного искусства в истории человечества, знакомятся с принципами периодизации, овладевают методами описания и анализа произведения искусства, осваивают специальную терминологию. В ходе подготовки в семинарским занятиям посещают музейные собрания и выставки, непосредственно взаимодействуя с произведениями искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование у студентов общих представлений об основных процессах развития мирового искусства, его месте в истории человечества; - знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами; - формирование знаний об основных методах описания и анализа произведения искусства; - формирование умения выявлять художественные особенности произведения искусства; - знакомство студентов с основными направлениями осмысления и изучения искусства; - освоение студентом основной терминологии; - знакомство с основными базами данных по искусству и музейными собраниями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает периодизацию искусства Древнего мира, способен соотносить ее с исторической периодизацией, знает региональные особенности искусства различных цивилизаций Древнего мира, знает и способен узнавать и датировать основные произведения искусства Древнего мира, владеет ключевой терминологией, используемой для их описания.
  • Знает периодизацию искусства Средних веков, способен выявлять связи и взаимоотношения с историческими событиями и обстоятельствами, знает региональные особенности восточно-христианского и западно-христианского искусства средних века, способен узнавать и датировать основные произведения искусства средних веков, анализировать их стиль и иконографию, владеет ключевой терминологией, используемой для их описания.
  • Знает периодизацию искусства Возрождения и Нового времени, способен выявлять связи и взаимоотношения с историческими событиями и обстоятельствами, знает национальные школы и их художественные особенности , способен выявить стилистические отличия искусства Возрождения, барокко, рококо, классицизма, знаком с творчеством ведущих художников, способен узнавать и датировать основные произведения данного периода, владеет ключевой терминологией, используемой для их описания.
  • Знает периодизацию искусства XIX-XXI веков, способен выявлять связи и взаимоотношения с историческими событиями и обстоятельствами, знает основные художественные течения и их художественные особенности, понимает основные тенденции в развитии искусства данного периода, знаком с творчеством ведущих художников, способен узнавать и датировать основные произведения данного периода, владеет ключевой терминологией, используемой для их описания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Европы и Америки XIX – XXI вв.
    Искусство европейского неоклассицизма, становление «исторического» мышления. Русский классицизм и проблема терминологии. Романтизм и искусство. Распространение исторических стилей. Региональные школы. Технологическая революция в архитектуре. Феномен Всемирных выставок: распространение культурной и художественной информации. Проблема распада стилевых категорий и основные направления в искусстве XIX века: академизм, реализм, импрессионизм. Рождение импрессионизма. Импрессионизм как финальная точка реалистических исканий французской живописи. Постимпрессионизм как качественно новый этап в европейской живописи. Символизм в европейском искусстве. Новое европейское искусство в поисках утраченного синтеза. Архитектура эпохи модерна: ар-нуво и национально- романтические поиски. Периодизация и проблематика искусства ХХ века. Ускорение художественного развития, поиски новых выразительных возможностей, множественность направлений в искусстве начала ХХ века. Живопись и скульптура первой половины XX века. Содержание терминов «авангард» и «модернизм». Стилевые направления авангардного искусства: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. Абстрактное искусство. Реминисценции классики в искусстве межвоенной эпохи. Искусство русского авангарда. Дадаизм. Сюрреализм. Рождение «феномена современного искусства». Послевоенный мир: абстракционизм, минимализм, концептуальное искусство. Отказ художников от традиционных форм воплощения замысла и выразительных средств классического искусства. Новые виды и формы художественного творчества. Новые формы искусства: хэппиниг, инсталляция, перформанс, инвайромент. Судьбы фигуративного искусства в современном мире. Западная Европа и Америка 1960–80-х гг. Художественная жизнь в СССР: официальное и неофициальное искусство. Пост-модернизм и его художественные особенности. Поиск национального своеобразия в условиях глобального мира. Актуальное искусство. Художественная критика. Музеи и выставки. Проблема сохранения национального художественного наследия и дискуссии по поводу реституции ценностей искусства. Уничтожение памятников искусства в религиозных войнах.
  • Искусство Древнего мира
    Проблематика возникновения искусства, его роль в первобытном обществе. Типология, техники и образный строй искусства палеолита и неолита. Искусство древних цивилизаций. Искусство Древнего Египта как наиболее сохранное и «образцовое» для изучения. Основные типы культовых и погребальных сооружений: от мастаб до храмовых комплексов Нового царства. Основные типы египетской скульптуры. Художественно-образная программа египетского рельефа. Месопотамия — сходство и различия с Египтом. Основные этапы развития искусства на территории Месопотамии. Искусство шумеров, аккадцев, Вавилона и Ассирии. Искусство «имперского стиля». «Синтетическое» искусство персидской державы Ахеменидов. Искусство Эгейской цивилизации. Крит и Микены. Периодизация искусства Древней Греци. Геометрический стиль и зарождение древне-греческого искусства. Искусство греческой архаики. Сложение ордерной системы. Особенности художественно-образной программы искусства в эпоху классики. Греческая скульптура: основные типы, темы и основные пути эволюции. Понятие архитектурного ансамбля на примере ансамбля Афинского акрополя. Эллинизм и «всемирное» распространение греческого искусства. Древне-греческая вазопись. Искусство Древнего Рима. Художественные культуры древних италиков и этрусков. Технические инновации архитектуры республиканского и императорского Рима. Основные типы архитектурных сооружений Древнего Рима. Феномен римского скульптурного портрета. Римский исторический рельеф – основные темы и этапы эволюции.
  • Искусство Средних веков
    Выход из кризиса Поздней античности как рождение современной цивилизации. Античные истоки европейского средневекового искусства. Рождение будущих национальных традиций. Византийское искусство и его позднеантичные корни. Основные типы раннехристианской архитектуры. Структура и убранство раннехристианской базилики. Сложение крестово-купольного храма и системы его декорации. Мозаика и монументальная живопись: особенности технико-технологических приёмов, сложение иконографии и канонического письма. Искусство западноевропейского средневековья. Общая характеристика и периодизация искусства западноевропейского Средневековья. Дороманское искусство. Неклассические («варварские») компоненты средневекового искусства. Островное или Кельтское искусство: ирландские рукописи. Искусство Каролингов: попытки реконструкции искусства императорского Рима. Романское искусство. Романское искусство и содержание термина «романский». Романский собор: конструкция и система декора. Тип паломнической базилики. Романская скульптура: иконографические принципы и особенности художественно-образного решения. Искусство готики. Происхождение и содержание термина «готика». Периодизация готического искусства. Рождение готической архитектуры во Франции, ее конструктивные особенности и эволюция. Великие соборы Франции. Готический собор как визуальная система. Готическая скульптура: особенности художественно- образного решения. Типология готической живописи и книжной миниатюры. Живопись эпохи готики и проблема Проторенессанса.
  • Европейское искусство XV-XVIII веков
    Историко-культурные особенности развития Западной Европы в XV-XVI вв. Проблема определения понятия «Ренессанс» и системы периодизации искусства. Возрождение в итальянской культуре, его причины и предпосылки. Итальянское Возрождение и античность. Искусство и гуманизм. Искусство Раннего Ренессанса в Италии. Понятие «Проторенессанс». Живопись, скульптура и архитектура Флоренции XV в. Основные проблемы раннеренессансной архитектуры. Мастера, произведения, характер новаций. Основные жанры раннеренессансной скульптуры (конный монумент, надгробие, портрет). Основные проблемы и развитие раннеренессансной живописи, ее основные школы и представители. Высокое Возрождение как кульминационный этап развития ренессансной культуры. Новое понимание социального статуса и значения личности художника. Рим как новый ключевой центр ренессансной культуры. Значение флорентийско-римской школы и творчество ее основных представителей. Маньеризм — поздняя стадия Ренессанса? Характер рецепции Ренессанса и маньеризма за пределами Италии, их взаимоотношение и взаимодействие с поздней готикой. Искусство XV-XVI вв. вне Италии. Термин «Северное Возрождение» и специфика Ренессанса в странах к северу от Альп. Разнообразие художественных задач и решений в основных региональных школах (Нидерланды, Франция, Германия). «Долгий» XVII в.: искусство Нового времени. Несовпадение исторической и искусствоведческой периодизации. Барокко: история и значение термина. Корни барочного мировоззрения, ключевые формально-стилистические особенности искусства барокко и другие художественные методы в европейском искусстве XVII в. Возможность сосуществования барокко, классицизма и внестилевых направлений. Парижская Королевская академия искусств и формирование новой художественной проблематики. Ключевые черты французской культуры Нового времени. Французское искусство как отражение рационалистической философии и политической системы зрелого абсолютизма. Искусство рококо и позднего барокко в странах Западной и Центральной Европы. Общая характеристика искусства Просвещения и неоклассицизма. Проблематика искусства барокко в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий форма контроля, предуссмотренная онлайн курсом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0,5Оoк + 0,5Ос = Оитог. Оок - оценка за онлайн курс, Ос - оценка за работу на семинарах, Оитог - итоговая оценка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гнедич П.П. - История искусства с древнейших времен - Издательство "Лань" - 2013 - 500с. - ISBN: 978-5-507-31032-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32036
  • Паниотова Т.С. под ред., Драч Г.В. под ред. и др. - История искусств (для бакалавров) - КноРус - 2013 - 676с. - ISBN: 978-5-406-02639-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/914318

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Винкельман И.И. - История искусства древности - Издательство "Лань" - 2014 - 788с. - ISBN: 978-5-507-37931-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46382
  • Гнедич П.П. - История искусств.Зодчество, живопись, ваяние. В 3 томах. Том 2. Эпоха Возрождения - Издательство "Лань" - 2013 - 691с. - ISBN: 978-5-507-31031-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32035
  • Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636