• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

Логика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватели


Горбатова Юлия Валерьевна


Максудова-Елисеева Гала Валерьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Логика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов (будущих специалистов в области рекламы) с формами и приемами рационального познания
  • создание у них общего представления о логических методах и подходах, используемых в области их профессиональной деятельности
  • формирование практических навыков рационального и эффективного мышления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает софизмы, паралогизмы и парадоксы. Умеет разоблачать и противостоять им.
  • Различает виды знаков. Понимает смысл логического следования и умеет использовать его в рассуждениях.
  • Различает виды понятий. Умеет соотнести их по объему. Способен создавать непротиворечивые корректные классификации.
  • Различает виды определений. Знает требования, предъявляемые к корректным определениям; с их помощью способен самостоятельно строить корректные определения.
  • Знает основные способы правильных умозаключений. Умеет проверять умозаключения на правильность и строить верные рассуждения самостоятельно.
  • Знает требования, предъявляемые к научной гипотезе. Умеет отличить научную гипотезу от ненаучной. Понимает, в чем заключается суть абдуктивных рассуждений, умеет строить корректные рассуждения данного типа.
  • Знает виды индукции, понимает принципы построения индуктивных рассуждений, знает область применения и ограничения, связанные с таким типом рассуждений. Умеет строить корректные рассуждения данного типа.
  • Знает и применяет максимы Грайса. Различает корректные и некорректные вопросы. Знает типы диалогов и умеет их различать.
  • Знает структуру аргумента и аргументации в целом. Умеет формализовать аргумент по схеме Тулмина. Умеет самостоятельно строить корректные аргументы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Логика как наука
    Возникновение логики. Логика как наука. Основные формы и приемы рационального познания. Софизмы, паралогизмы, парадоксы . Понятие логической формы. Логическое следование и логическая истинность. Логические законы. Логические теории.
  • 2. Логика и язык
    Логика и язык. Язык как знаковая система. Смысл и значение знака. Виды знаков. Естественные и искусственные языки. Специфика языка рекламы.
  • 3. Понятие как форма мысли
    Общая характеристика понятий. Виды понятий. Отношения между понятиями по объему. Обобщение и ограничение понятий. Деление и классификация. Правила деления.
  • 4. Определение
    Определение и приемы, сходные с ним. Явные и неявные определения. Контекстуальные и неконтекстуальные определения. Реальные и номинальные определения. Правила определения.
  • 5. Классическая логика высказываний (КЛВ)
    Язык и семантика КЛВ. Основные законы КЛВ. Логические отношения между формулами КЛВ. Основные способы умозаключений КЛВ, их использование в дискуссиях.
  • 6. Силлогистика
    Силлогистика. Состав и виды простых атрибутивных высказываний. Язык и семантика силлогистики. Логические отношения между атрибутивными высказываниями. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм Энтимемы и полисиллогизмы, их роль в политической аргументации.
  • 7. Гипотеза и абдукция
    Понятие гипотезы. Научная гипотеза. Гипотетико-дедуктивный метод. Особенность абдуктивных рассуждений.
  • 8. Индукция
    Понятие причины. Исключающая индукция: методы установления причинных связей. Обобщающая индукция, ее виды: полная и не полная, статистическая и нестатистическая. Аналогия.
  • 9. Прагматика
    Типы диалога по Уолтону-Краббе. Кооперативные и некооперативные диалоги. Максимы Грайса. Понятие импликатуры. Пресуппозиции. Вопросы: корректные и некорректные.
  • 10. Структура аргументации и уловки.
    Структура аргументации. Контраргументация. Построение аргумент-карты. Построение схемы Тулмина по представленному аргументу. Уловки и ошибки в аргументации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * контрольная работа + 0.2 * работа на занятиях + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Михайлов К. А., Горбатов В. В. - ЛОГИКА. ПРАКТИКУМ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 431с. - ISBN: 978-5-534-04536-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-praktikum-431994
  • Основы логики : учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 334 с. — (Классический университетский учебник). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002069
  • Основы логики: Учебник / Бочаров В.А., Маркин В.И. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 334 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0169-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/671367

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Грайс, Г., & Стросон, П. (2012). В защиту догмы. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15461000