• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в политические коммуникации

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 2-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

«Введение в политические коммуникации» является обязательной дисциплиной в рамках специализации «Политические коммуникации». В целом курс направлен на изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между государством, элитой и обществом на всех уровнях их взаимодействия. Он рассчитан на четыре модуля (один год). Каждый модуль посвящен определённой тематике. Занятия ведут преподаватели-практики. В рамках курса студенты узнают, какова роль и особенности коммуникации в политической сфере, какие существуют источники, каналы, способы и средства передачи информации, как использовать различные виды организации политического дискурса, что представляет собой внутриэлитная борьба за контроль над СМИ, как работают GR-специалисты и политконсультанты, от чего зависит успех политических кампаний. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с изучением возможностей интернет-пространства для политиков и политически активных граждан. В рамках курса студенты получат как глубокие теоретические знания, так и практические навыки по управлению процессами коммуникации в политической сфере – благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов, необходимого для работы специалистов, чья деятельность концентрируется на управлении информацией в политической сфере. В рамках курса студенты узнают, как осуществляется управление информационно-коммуникационными процессами в сфере политики, какое место занимает маркетинг и консалтинг в публичном администрировании, какую роль в нем играют медиаконсультирование, социологическое консультирование, имидж-консультирование и спичрайтинг, как используются количественные и качественные методы исследования в политике, от чего зависит успех политических кампаний, какие существуют подходы и модели управления электоральным поведением.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития политической коммуникации в страновом аспекте, основные направления и подходы к её изучению.
  • Знает особенности политической системы в России, а также специфику избирательных технологий в российском политическом процессе.
  • Умеет применять концепцию «интегрированных коммуникаций» в политических кампаниях.
  • Знает особенности медиакоммуникации в политическом пространстве. Умеет использовать возможности СМИ в рамках выполнения различных политических задач, взаимодействовать с журналистами.
  • Знает специфику жанров политического дискурса. Владеет навыками подготовки политических текстов.
  • Умеет использовать «гибкие» методы социологического исследования в политических целях.
  • Умеет распознавать используемый в политической кампании инструментарий, а также отбирать необходимый арсенал средств для планируемой политической кампании.
  • Знает методы анализа и оценки политического имиджа. Умеет создавать политический имидж.
  • Знает особенности, а также методы и средства политического GR и информационного лоббизма.
  • Умеет применять соответствующие методики научного анализа при решении политических задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политический имиджмейкинг.
    Политик как товар. Имидж как результат искусственного конструирования v.s. реальный образ политика на политическом рынке. Как угадать модель поведения политика и попасть в точку: соответствие задуманному образу. Структура политического имиджа: набор ассоциаций, иерархия ценностей, показатели текущей конъюнктуры. Специфика работы политического технолога-консультанта и арсенал средств (техники фейс- и боди¬билдинга, механизм «достраивания» имиджа, создание псевдособытий и др.). Процесс создания имиджа и учет факторов, влияющих на восприятие политика. Когда компромат вредит имиджу. Политический брендинг.
  • Политическая коммуникация через призму стран и эпох.
    Преломление учения Н.Макиавелли в политике и коммуникациях: о неизбежном малом зле и возможной мести как дилеммы (большое и малое зло: как продать непопулярные меры); почему страх почти всегда лучше любви в политических коммуникациях (как правители пугают свои народы); народ и государь: как лучше понять природу коммуникации и природу власти; промедление как зло в политической коммуникации; представления о лучшем правителе как способе убрать действующего (политика перемен). Связи с общественностью и пропаганда как модели политической коммуникации (теория волшебной пули v.s. теории PR). Маркетинг, связи с общественностью и консалтинг в публичном администрировании: сходства и различия (Р.Лофер, Х.Шелди). Модель «повестка дня»: формирование месседжей и управление. Политический консалтинг на выборах как вид властной коммуникации (Л.Сабато, Д.Нимо). Зарождение и эволюция консалтинга: от первой компании к глобальной индустрии (Р.Фриденберк, Дж.Наполитан).
  • Политическая коммуникация в России.
    Российская политическая палитра. Российская избирательная система и технологии. Виды избирательных систем: какие системы и почему были выгодны российским властям на разных исторических этапах. Выборные технологии: как завоевать и удержать власть за счет коммуникаций. Медийные, рекламные, правовые и «полевые» технологии политического консультанта. Виды агитационной работы: в поисках оптимальной модели. Социологическое консультирование, медиаконсультирование, прямая почтовая рассылка, диджитал или «от двери к двери». Политические кампании: основные этапы и процедуры.
  • Политический GR и информационный лоббизм.
    Лоббист и GR-специалист как профессии: специфика работы. Коммуникативные особенности информационного лоббизма и GR. Циклический характер коммуникации. Понятие точечной коммуникации и вопрос «подстройки» под политика. Публичные и непубличные технологии взаимодействия с органами власти, ресурсы. Мотивация и лингвистические особенности содержания сообщений.
  • Исследования в политических коммуникациях.
    Роль аналитика в политических и электоральных кампаниях. Качественные и количественные социологические, статистические и маркетинговые исследования в политике. Особенности политической аналитики: сбор и обработка эмпирических данных, анализ и обобщение полученной информации, прогнозирование и оценка рисков. Анализ целевой аудитории, в т.ч. различных групп интересов и заинтересованных лиц. Качественные методы исследований в политике: фокус-группы, глубинные интервью и экспертные опросы как фактор выработки эффективных политико-управленческих и электоральных решений.
  • Концепция «интегрированных коммуникаций» в политических и электоральных кампаниях.
    Технологический микс как соотношение рекламных, медийных, «полевых» и правовых способов завоевания власти. Эволюция технологий: от рекламы и фоновых проектов к агитационным и специализированным. Технологическое разнообразие в начале и в конце политической кампании: от узнаваемости к поддержке. Стратегия, креатив и бюджет кампании как способ определения технологического микса.
  • Медиакоммуникации в политике.
    Искусство создания информационных поводов: как перехватить или завоевать информационную инициативу. Формирование повестки дня: ключевые темы. Медийные и диджитал-инструменты политической кампании. Навязывание электорату собственного дискурса в СМИ и социальных сетях. Роль интриги в избирательной кампании. Блогосфера – как специфический вид коммуникации в политике. Позиционирование лидеров в СМИ и социальных сетях: основные образы и смыслы. Неформальные коммуникации как способ выстраивания отношений с владельцами, редакторами, ключевыми журналистами и блогерами: платить или не платить. Ненадежность PR-инструментов. Контрпропаганда в СМИ и в интернете: работа с оппонентами, критика их действий. «Грязные» технологии в СМИ и соцсетях.
  • Политический спичрайтинг.
    Наука быть убедительным. Политический лидер как главный источник для подготовки публичных речей (как попасть в то, что кандидат готов будет произнести). Фишки, мемы и яркие высказывания как способ обратить на себя внимание. Ключевые этапы в процессе подготовки публичных выступлений: 1) исследование аудитории (социология, демографические и социальные характеристики); 2) разработка идеи речи (главная тема послания); 3) создание системы аргументации и доказательства (подбор фактов, цифр, экспертных оценок, креативность и юмор); 4) рациональное структурирование текста (смысл и стилистика); 5) исполнение речи, многократное озвучивание и запоминание. Подготовка лидера к участию в пресс-конференции, публичных дебатах. Подготовка лидера к ответу на сложные вопросы от аудитории, агрессивные публичные дебаты с оппонентами: в поисках слабых сторон противников.
  • Роль социологии в политической коммуникации.
    Как войти в политическую кампанию: базовый социологический аудит. Виды социологических исследований: исходное (зондаж); дополнительное (опрос по трендам); регулярный панельный опрос (регулярный мониторинг в ходе политических кампаний: изменения и сдвиги в настроениях электората); фокус-группы (тестирование продуктов и идей, изучение мотивов электорального поведения); экспертный опрос (сокращение времени и затрат – способ получить предварительную обратную связь). Медиатизация опросов как способ манипуляции на выборах: как продать СМИ нужные данные. О важности и вредности опросов общественного мнения. Ловушка лидерства в политике с точки зрения опросов.
  • Инструментарий политической коммуникации.
    Границы и возможности пропаганды. Упрощение и повторение как базовые принципы организации информационного воздействия и навязывания точки зрения. Пропаганда в СМИ и в интернете: эффективные форматы и технологии. Дегуманизация политических оппонентов: роль страха и ненависти. Как навязать избирателю черно-белую картину восприятия. Пиар-технологии как способ не смягчить, а усилить воздействие. Обратная связь как иллюзия или о полезности двусторонней коммуникации в политике. Grassroots как немедийный способ коммуникационного воздействия: работа в поле и слухмейкерство. Роль grassroots-технологий в антикризисных коммуникациях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание
    Практические задания представляют собой решение ситуационных задач (заданий, имитирующих реальные ситуации), предполагающих разработку целостных коммуникативных стратегий, а также деловые игры, имитирующие различные аспекты политической активности и социального взаимодействия.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Подготовка текста публичного выступления и выступление с речью
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
    Выполнение контрольной работы в конце 4 модуля 3 курса. Работа содержит вопросы как открытого, так и закрытого типа, а также ситуационные задачи. Содержание вопросов и заданий контрольной работы совпадает с содержанием разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Письменная контрольная работа + 0.1 * Подготовка текста публичного выступления и выступление с речью + 0.2 * Практическое задание + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.] ; под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02436-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/10AC5891-B232-41E7-BDC3-BFBA52817381.
  • Под ред. Евгеньевой Т.В.-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-228-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06016-4, 978-5-534-06018-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/politicheskaya-sociologiya-v-2-ch-chast-1-438909
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
  • Политология. Методы исследования, Мангейм Д. Б., Рич Р. К., 1999
  • Селентьева Д. О.-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-164-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-06386-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/politicheskaya-imidzhelogiya-434299
  • Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика / П.А. Цыганков. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 576 с. — (Библиотека факультета политологии МГУ). - ISBN 978-5-19-010879-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022594 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022594

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интернет - СМИ : теория и практика: учеб. пособие для вузов, Алексеева А. О., Вартанова Е. Л., 2011
  • Основы избирательных технологий, Малкин Е. Б., Сучков Е. Б., 2002
  • Под ред. Ачкасовой В.А., Минтусова И.Е., Филатовой О.Г.-GR И ЛОББИЗМ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-02436-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/gr-i-lobbizm-teoriya-i-tehnologii-433020
  • Политические технологии, Малкин Е. Б., Сучков Е. Б., 2012
  • Политические технологии: ПР и реклама : учеб. пособие для вузов, Гринберг Т. Э., 2005
  • Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат : монография / Е.А. Репина ; под ред. В.П. Белянина ; предисл. В.А. Шкуратова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 90 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016614
  • Политология : Политическая теория,политические технологии: Учебник для вузов, Соловьев А. И., 2000
  • Пономарева, М.А. Российский политический процесс ХХ-ХХI вв.: власть, партии, оппозиция : учебник / М.А. Пономарева, С.М. Смагина.- Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2018. - 796 с. - ISBN 978-5-9275-2589-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021587 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021587
  • Психология масс, Ольшанский Д. В., 2001
  • Психология современной российской политики : Хрестоматия по политической психологии, Ольшанский Д. В., 2001
  • Риторика : теория и практика речевой коммуникации, Зарецкая Е.Н., 2002
  • Российский политический консалтинг: консьюмеризация и технологии : монография / Л.В. Федорченко, С.Н. Федорченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 166 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/17992. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016706
  • Средства массовой информации России : учеб. пособие для вузов, Алексеева М. И., Болотова Л. Д., 2006
  • Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитарного профиля, Солганик Г. Я., 2005