• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антикризисные коммуникации

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются формирование целостного представления о современных технологиях, применяемых в российской и международной практике Public Relations в кризисных ситуациях, изучение тенденций развития рынка и технологий кризисного PR, освоение эффективного PR-инструментария для продвижения интересов политических, корпоративных и потребительских брендов в условиях коммуникационного кризиса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе «Антикризисные коммуникации» на уровне подготовки бакалавра рассматриваются лучшие отраслевые практики и анализируются актуальные бизнес-кейсы с целью формирования у студентов целостного представления о современных технологиях, стратегиях и алгоритмах управления репутацией, применяемых в российской и мировой практике Crisis Communications.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Делает анализ кризисной ситуации по методу SWOT.
  • Разрабатывает концепцию коммуникационной кампании.
  • Пишет эссе по теме по выбору в предметной области.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кризисные коммуникации: теоретический аспект.
    Тема 1. «Черный Лебедь» - влияние кризиса на репутацию Кризис репутации: определения, причины, последствия. Типология кризисов. Понятия кризиса и причины его возникновения. Восстановление репутации и доверия после кризиса. Компоненты репутации и обзор областей, пострадавших в кризисе. Социальные кризисы и их определения. Предотвращение социальных кризисов методами PR. Примеры из российской и мировой практики. Тема 2. Цветовая шкала кризиса и 5 «дверей» выхода из кризиса Анализ кризисной ситуации: внешние и внутренние признаки. Мониторинг средств массовой информации. Анализ внутренних и внешних источников информации. Методы диагностики в кризисном PR. Цветовая шкала кризиса. Актуальные кейсы из российской и мировой практики. Анализ по методу SWOT. Понятие «антихрупкость». Анализ коммуникационных каналов. Кризисный мониторинг. Тема 3. Crisis Manual – универсальные инструкции по работе в кризисе Кризисный PR: понятия, содержание, принципы антикризисного реагирования. Основные функции, задачи. Руководство по кризисным ситуациям (Crisis Manual), структура, ключевые понятия, правила формирования пакета антикризисной документации. Пресс-релиз, стейтмент, пресс-контакты. Лидеры мнений, инфлюенсеры и поддержка «третьей силы». Распределение ролей в кризисе. Факторы и условия, влияющие на эффективность кризисного PR. Тема 4. «Черный» PR – защита и нападение «Черный» PR: основные формы, методы и инструменты. Влияние «черного» PR на репутацию. Методы противодействия информационным атакам и «черным» PR-технологиям, в том числе с использованием новых медиа. Принципы работы в ситуации кризиса, спровоцированного атаками конкурентов и методы защиты. Провокация и способы противодействия информационным провокациям.
  • Кризисный PR: практический аспект.
    Тема 5. «Правило Тайленола» - универсальная формула реагирования на кризис Технологии и инструменты кризисного PR: зарубежная и российская практика. Удачи и провалы крупнейших транснациональных и отечественных компаний по преодолению кризисов. Сравнение принципов работы в России и за рубежом. Специфика взаимодействия со СМИ и работы в социальных медиа. Классические инструменты и digital-технологии. Тема 6. Стратегия и 36 антикризисных стратагем Практика кризисного PR: планирование, реализация, оценка. Разработка антикризисной стратегии: структура, цели и задачи, основные компоненты, этапы. Ключевые целевые аудитории и каналы коммуникации в кризисе. Роль топ-менеджмента и PR-консультанта в системе управления кризисными ситуациями. Принципы работы с персоналом и внутренние коммуникации в кризисе. Тема 7. Открытая и закрытая модели реагирования на кризис Media Relations в кризисе: сущность, принципы, практические рекомендации. Контроль каналов коммуникации. Принципы оперативности и открытости при реагировании. Основные пресс-материалы для работы в кризисной ситуации: пресс-релиз, заявление, Q&A и др. Наиболее эффективные инструменты Media Relations. Сравнение зарубежной и российской практики работы со СМИ. Тема 8. Грассрут, лидеры мнений и «третья сила» Работа с New Media и Social Media в кризисе: сущность, принципы, практические рекомендации. Роль информации в диагностике и управлении кризисами. Сравнение принципов работы с журналистами и блогерами, определение наиболее релевантных и эффективных инструментов. Лидеры общественного мнения и выстраивание системы взаимодействия с ними.
  • Кризисные коммуникации: разбор кейсов.
    Тема 9. Корпоративный кризис – действия в ситуации «турбулентности» Кризисный PR в управлении корпоративной репутацией. Факторы, симптомы и причины кризисов в организации. Особенности антикризисного PR в бизнесе (корпоративная идентичность, идеология, философия компании). Формирование кризисной команды. Оценка и прогнозирование развития кризиса. Распространенные ошибки, которые делает компания в кризисной ситуации. Методы защиты репутации. Тема 10. Бренд-коммуникации в кризисе Технологии кризисного менеджмента в брендинге: зарубежная и российская практика. Специфика работы с потребительскими брендами и особенности кризисов в сфере consumer relations. Подходы к выявлению причин кризисов. Управление слухами. Обратная связь с потребителем. Принципы PR-работы с потребителями. Ребрендинг как метод антикризисного реагирования Тема 11. Пропаганда и страновой PR. Государственный (страновой) PR и кризисы: практические кейсы. Роль имиджа государства в системе межгосударственных отношений. Построение странового бренда и развитие имиджа государства. Публичная дипломатия. Работа с экспертными центрами и think tanks. Лучшие кампании и самые громкие провалы в области построения государственного имиджа. Роль антикризисных коммуникаций в управлении имиджем страны. Отличия антикризисного PR в государственных и бизнес- структурах. Теория «Окно Овертона». Тема 12. Персональный бренд и методы защиты Персональный имидж и PR-работа в кризисных ситуациях: эффективные инструменты и лучшие кейсы. Особенности кризисных ситуации в политике, бизнесе, культурной и общественной сфере. Методы коррекции имиджа. Противодействие акциям «черного» PR.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за текущий контроль
  • неблокирующий Оценка за аудиторную работу
  • неблокирующий Оценка за самостоятельную работу
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен устный, онлайн. Экзамен проводится в устной форме (раздаются вопросы и дается 30 минут на подготовку ответов по материалам курса). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/ - ссылка на видеоконференцию будет высылаться накануне экзамена). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей видеокамеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, пользоваться интернетом с любых мобильных устройств. Во время экзамена разрешено: делать записи на бумажном носителе. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента в видео-конференции более одной минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене, если он уже получил билет с вопросом. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи и проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * Оценка за аудиторную работу + 0.12 * Оценка за самостоятельную работу + 0.24 * Оценка за текущий контроль + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антикризисное управление: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. Э.М. Короткова. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-002459-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/131231
  • Антикризисное управление: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. Э.М. Короткова. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 620 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-002459-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/213554

Рекомендуемая дополнительная литература

  • PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила: Учебное пособие / Умаров М.Ю. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 230 с.: ISBN 978-5-9614-5746-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911712
  • Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами Учебник / Деминг У.Э., Адлер Ю.П., Шпер В.Л., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 417 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5264-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912671