• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

Взаимодействие бизнеса и власти: российский и зарубежный опыт

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель


Румянцев Олег Германович

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения курса студенты изучат основные понятия, принципы, форматы и технологии GR-деятельности, практики GR-коммуникации с целью освоения теоретических знаний, а также практических навыков GR-специалиста (специалиста по представлению интересов организаций в органах государственной власти). Для закрепления данных знаний курс предполагает ознакомление со следующими тематическими блоками: теоретические, правовые и практические аспекты системы государственного управления и форм общественного участия в управлении делами государства и общества; международные стандарты отношений бизнеса и государственных органов, приемов эффективного менеджмента в сфере внешних корпоративных коммуникаций с государственными органами; особенности взаимодействия бизнеса и государства как формы коммуникационного менеджмента. В рамках семинарских занятий студенты приобретут навыки самостоятельного анализа и изучения законодательных и иных нормативных правовых актов по теме дисциплины, аналитических и прикладных обзоров и специализированных изданий, овладеют навыками экспертной, аналитической и практической подготовки обеспечения представления и продвижения интересов организаций в органах государственной власти.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о взаимодействии бизнеса и государства как форме коммуникационного менеджмента.
  • Знакомство с основными принципами, формами и технологиями GR-деятельности, практиками GR-коммуникации с целью освоения теоретических знаний, а также с практическими навыками GR-специалиста.
  • Обеспечение высокого качества обучения с учетом актуальных приоритетов взаимодействия государства и общества через привлечение ведущих практиков и экспертов в области взаимодействия бизнеса и власти.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает правовые и организационные механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Умеет осуществлять сбор и систематизацию информации из различных источников по актуальным проблемам взаимодействия бизнеса и власти. Понимает основы регуляторной деятельности органов государственной власти и способов влияния групп интересов на её наполнение и динамику.
  • Знает существующие модели взаимодействия бизнеса и власти, особенности управления ими.
  • Знает основные тенденции, направления и формы развития международного лоббизма, отличительных особенностей GR в США, Великобритании, ЕС. Имеет навыки контекстного и сравнительно-правового анализа.
  • Демонстрирует понимание GR как профессии. Разбирается в функциональной карте трудовых функций GR-специалиста. Имеет навыки сравнительного анализа.
  • Знает специфику, основные тенденции, направления и формы развития взаимоотношений между властью, компаниями и объединениями бизнеса в Российской Федерации. Имеет навыки работы с информацией и принятия эффективных решений на основе полученной информации.
  • Знает основные этапы и технологии создания GR-проектов, дорожных карт и карт стейкхолдеров.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определения и ключевые понятия в GR.
    Определения GR. Общее и различия в определениях и трактовках GR. GR, PR и лоббизм: соотношение, противоречия. GR и лоббизм: тождественные понятия или разные виды деятельности? Различия в определениях GR и лоббизма – отражение реальной ситуации или спор теоретиков с практиками? Непопулярность термина «лоббизм» в России. GR в России в контексте интегрированных коммуникаций: отдельный вид деятельности или часть PR? Конституционализм, экономическая политология и треугольник отношений “человек – гражданское общество – органы власти и управления”. Право на обращение в органы публичной власти. Позиционирование бизнес-сообщества в современной общественно-политической системе: от участников рынка к общественному участию в управлении делами государства. GR, право, регуляторные вопросы; место представителей интересов в процессе принятия решений и коммуникационных отношениях. Субъекты и объекты GR: лоббирующие и лоббируемые. Органы публичной власти, уполномоченные институты, стейкхолдеры и лица, принимающие решение – вступающие со стороны власти в отношения с предпринимателями. Сферы лоббистской деятельности в системе государственной власти. Группы субъектов GR – российский и зарубежный бизнес, отраслевые ассоциации, компании государственного сектора, общественные и некоммерческие организации. Ассоциации бизнеса как эффективные лоббисты. Объединения предпринимателей – союзы, ассоциации, палаты и т.д. ТПП РФ, РСПП, Деловая Россия, Опора России, отраслевые союзы и ассоциации, региональные союзы и ассоциации. Их многопрофильный характер и способность консолидировать частные интересы. Экспертная деятельность предпринимателей.
  • GR–проект и лоббистская кампания: этапы, средства, методы.
    Основные цели GR-работы. Стратегии и инструментарий взаимодействия бизнеса и государства. Существуют ли «технологии» GR или GR – это только записная книжка и отношения? Методы GR: классификация, особенности, совокупность способов реализации GR-кампании. Важность правильного определения цели, стратегии и тактики GR-кампании. Подготовка GR-проектов, дорожных карт и карт стейкхолдеров. Полевая работа: прямые и опосредованные контакты, работа в консультационных советах при государственных органах. Особенности управления GR-кампанией. Основные механизмы и технологии GR: социально-коммуникативные технологии; политический менеджмент и политический процесс; транспарентное управление системой отношений со стейкхолдерами; информационные технологии в коммуникационных стратегиях. Изучение кейсов и лучших практик GR-кампаний в различных отраслях. Составляющие победной стратегии: формирование убедительных мессаджей и уточнённой повестки дня; создание и мобилизация коалиций в поддержку проекта; привлечение лидеров общественного мнения и влиятельных стейкхолдеров; изменение баланса сил; определение и постоянная корректировка пошаговых планов действий. Эффективное представление и продвижение интересов в сфере публичной власти.
  • «Правила игры» в системе отношений GR.
    Взаимосвязь между экономической и политической конкуренциями и качеством развития отношений бизнеса и власти. Органы публичной власти как регуляторы политических, социальных и экономических общественных отношений и как «менеджеры» общественных процессов. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в экономической и социальной сферах. Установление правил, нормативов, стандартов предпринимательской деятельности. Регистрация, сертификация, лицензирование, выдача разрешений, и иные регуляционные и контрольные полномочия органов публичной власти. Регуляторная гильотина в РФ. Создание благоприятного политического, экономического и социального климата для деятельности бизнес-структур. Экономико-правовые механизмы, посредством которых органы власти регулируют отношения с предпринимателями и формируют деловой климат. Соглашения между органами власти и предпринимателями и их организациями. Вовлечение бизнес-структур в общественно-полезную деятельность: наделение полномочиями и сохранение контроля органов публичной власти. Оказание публичных услуг, информационное и организационно-методическое взаимодействие государства и бизнеса. Формы и практика частно-государственного партнерства. Социальная ответственность бизнеса. Международные стандарты в области социальной ответственности бизнеса, на которые должны ориентироваться российские организации. Политико-правовые традиции отношений предпринимателей и власти в РФ. Публичные правовые нормы, корпоративные этические кодексы; механизмы регулирования, саморегулирования сферы представления интересов. Вопросы обеспечения прозрачности/транспарентности. Саморегулирование как составная часть экономической демократии. Практика оценки регулирующего воздействия. Открытое правительство. Разрешение споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти. Деятельность системы уполномоченных по правам предпринимателей. Теневые формы лоббистской деятельности. Проблема коррупции. Законы о лоббизме в мире. Законопроекты о лоббизме, обсуждаемые в РФ. Общее и особенности.
  • Международный лоббизм как средство представления и продвижения интересов национальных деловых и иных интересов за рубежом.
    Международный GR и лоббизм в системе координат. Понятие международного лоббизма, общее и отличия от национального лоббизма. Особенности геополитики и геоэкономики в условиях глобальной конкуренции в XXI веке. Глобализация, регионализация, национальные государства и протекционизм. Представление и продвижение экономических интересов государства за рубежом: основные вызовы, тренды, понятия, инструменты и практики. Пути продвижения деловых и иных интересов России за рубежом. Проекты продвижения интересов структурообразующих российских компаний [Росатом, ОАО «Газпром», РЖД, др.] в Европейском Союзе. Санкционные режимы и их влияние на деятельность GR специалистов России за рубежом. Роль НКО, деловых, отраслевых, профессиональных ассоциаций в международном лоббизме. Внешняя правовая, политическая и социально-экономическая среда международного GR и лоббизма. Политические и регуляторные риски деятельности иностранных компаний в Российской Федерации, возможности и способы управления ими. Сравнительный анализ GR в США, ЕС, Великобритании. Общее и особенное. Лоббизм в США в условиях жёсткого регуляторного подхода. Особенности рынка лоббизма в США. Лоббизм в ЕС. Согласование интересов – императивное требование принятия любых решений в ЕС. «Лабиринт на батуте» и особенности работы в нём. SWOT – анализ GR-деятельности (на примере ЕС). Торжество лоббизма в Великобритании. Манёвры ухода лоббистов от обязательного национального регулирования.
  • GR как профессия.
    Представление и продвижение интересов организации в государственных и муниципальных органах (GR) как сфера профессиональной деятельности. Категории лиц, которые профессионально занимаются GR-работой. Современные формы организации работы GR-служб в коммерческих организациях: специфика GR-работы в крупных корпорациях и ТНК. Общее и особенное в подходах к проекту Профессионального стандарта «Специалист по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти, некоммерческими организациями, представлению и продвижению интересов организации». Общая структура и фазы цикла взаимодействия организации с государственными и муниципальными органами. Анализ, проектирование и имплементация в современных процессах GR-менеджмента. Планирование и осуществление GR-кампаний. Мониторинг и анализ информационного фона, особенностей работы исполнительной и законодательной власти как механизм обеспечения GR-проекта. Разработка и реализация GR-технологий воздействия на принятие регуляторных и иных решений государственными и муниципальными органами. Управления отношениями со стейкхолдерами и лицами, принимающими решения. Лучшие практики и case-studies.
  • GR в Российской Федерации. Общее и различия в подходах к GR между российским и зарубежным бизнесом.
    Формальные и неформальные механизмы принятия решений в системе органов законодательной и исполнительной власти РФ, их влияние на инвестиционный климат, экономическую, промышленную и регуляторную политику и практику. Особенности регулирования деятельности представителей интересов, GR специалистов, лоббистов в Российской Федерации. Конституционное законодательство, антикоррупционное законодательство, законодательство о лоббизме. GR и лоббизм в России как зеркало сложившейся модели политических и экономических отношений. Особенности GR-работы в органах исполнительной и законодательной власти РФ. Рынок GR-услуг и лоббизма в РФ: краткий анализ, особенности, перспективы. Особенности деятельности консалтинга в сфере управления бизнесом (GR-консалтинга). Особенности организации и проведения международных деловых и экономических форумов в РФ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Выставление оценки по текущим, без экзамена ("автомат") не предусмотрено. Экзамен составляет 30% итоговой оценки, активность на занятиях: 70%. Экзамен проводится в письменной форме на платформе Smart LMS (https://edu.hse.ru/), включает в себя открытый теоретический вопрос и решение кейса. Время экзамена: 60 минут. Доступ к системе осуществляется через Единый личный кабинет, для входа используется логин и пароль от персональной корпоративной электронной почты студента. За несколько дней до даты проведения экзамена необходимо перейти по ссылке https://edu.hse.ru/ и проверить доступ к системе Smart LMS и дисциплине «Взаимодействие бизнеса и власти: российский и зарубежный опыт». К экзамену необходимо подключиться согласно времени, указанному в расписании занятий. Для участия в экзамене студент обязан: зайти в личный кабинет в системе Smart LMS, перейти к экзамену в дисциплине «Взаимодействие бизнеса и власти: российский и зарубежный опыт» и приступить к выполнению заданий. Во время экзамена студентам запрещено привлекать помощь третьих лиц. Разрешено пользоваться научной литературой и аналитическими источниками данных, с соблюдением правил академического письма. В случае возникновения технических проблем, обуславливающих невозможность сдачи экзамена в онлайн формате, студентам необходимо заранее сообщить об этом администратору курса. Обязательное условие – наличие документального подтверждения уважительной причины (справка от Интернет-провайдера о сбое на линии в часы сдачи экзамена, справка от врача и т.п.). При возникновении технических проблем во время проведения экзамена необходимо обязательно сделать скриншот экрана и отправить в заявке об устранении проблемы в техподдержку Smart LMS lms@hse.ru с копией администратору курса Поздняковой Анастасии Сергеевне: apozdnyakova@hse.ru Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Оценка за активность на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander Leipold. (2018).  Lobbying in Europe: Public Affairs and the Lobbying Industry in 28 EU Countries, edited by A. Bitonti and P. Harris (Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2017, ISBN 9781137552556); xxix+368pp., US$129.00 hb. Journal of Common Market Studies, 1, 204. https://doi.org/10.1111/jcms.12699
  • GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.] ; под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02436-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/10AC5891-B232-41E7-BDC3-BFBA52817381.
  • Grosse, R. E. (2005). International Business and Government Relations in the 21st Century. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139778
  • Harris, P., & Fleisher, C. S. (2017). The SAGE Handbook of International Corporate and Public Affairs. SAGE Publications Ltd.
  • Michael Watkins, Mickey Edwards, & Usha Thakrar. (2001). Winning the Influence Game : What Every Business Leader Should Know About Government. Wiley.
  • Меньшенина Н. Н., Пантелеева М. В. - ЛОББИЗМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 133с. - ISBN: 978-5-534-08447-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lobbizm-438564
  • Под ред. Марковской Е.И. - GR. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-9916-8762-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gr-vzaimodeystvie-biznesa-i-organov-vlasti-433915

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kambrod, M. R. (2007). Lobbying For Defense : An Insider’s View. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653366