• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

Культура и коммуникации

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватели


Суверина Екатерина Викторовна

Программа дисциплины

Аннотация

Название Культура и коммуникация исходило из концепции рассмотрения культуры как коммуникативного процесса - Culture as communication (E. Hall, 1954), и рассмотрения коммуникативных процессов через призму культуры. Дисциплина состоит из 3 модулей. В первом модуле студенты изучают культуру и влияние на нее процессов глобализации и постглобализации, понимание религия, мораль, ценности в разных культурах. Взаимодействию культуры и власти, формированию культурной памяти. во 2 модуле студенты изучают социокультурыне институты, рассматривают виды искусства как коммуникацию. Готовят проекты, связанные с культурными институциями г. Москвы. В 3 модуле студенты изучают культурное проектирование - от глобальных проектов к средовым практикам и личным проектам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств массовой̆ информации и массовой̆ культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать и распознавать основные концепты коммуникации в социокультурном процессе
  • Применять методы культурных исследований
  • Дифференцировать основные проблемы работы социокультурный институтов
  • Оценивать проблемы коммуникации в культурных индустриях
  • Выделять отличительные особенности теории межкультурных коммуникаций, адаптации, культурных изменений, теории искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Становление межкультурных коммуникаций как области знаний.
  • Виды и уровни межкультурной коммуникации.
  • Научные парадигмы в исследованиях межкультурных коммуникаций.
  • Межкультурные коммуникации и аккультурация.
  • Незападные теории межкультурной коммуникации.
  • Теоретико - методологические подходы к изучению субкультур.
  • Глобализация и культура
  • Религия, мораль, ценности
  • Культура и власть
  • Культурная память
  • Виды и формы искусства
  • Социокультурные институты
  • Культурное проектирование как особая практика. Кто и для чего им занимается.
  • Музей как форма коммуникации.
  • Уровни культурного проектирования. Масштабирование проектов, ресурсы и ограничения
  • Театр как форма коммуникации
  • Телевидение как форма коммуникации
  • Кино как форма коммуникации
  • Живопись как форма коммуникации
  • Личные стратегии в рамках культурного проектирования, персонализация и персонификация, сетевые взаимодействия
  • Архитектура как форма коммуникации
  • Скульптура как форма коммуникации
  • Культурное проектирование вне институций - низовые и средовые практики
  • Современное искусство и фотография
  • Культура и идентичность. Культурные коды.
  • Музыка как форма коммуникации
  • Внутри- и межинституциональное проектирование
  • Виртуализация искусства
  • Глобальное проектирование и мега-проекты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинаре
    средняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях.
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий работа на семинаре
    средняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях
  • неблокирующий Эссе
    Средняя арифметическая оценка за эссе (8 эссе)
  • неблокирующий Практическое задание
    Средняя арифметическая оценка за индивидуальные проекты (3 проекта)
  • неблокирующий Групповой проект
    Задание: Разделитесь по группам по 4 человека. Проанализируйте постоянную выставку Еврейского музея, используя методы динамичных и статичных исследований посетителей в зале, метод «тайный посетитель» для исследования поведения сотрудников, а также интервью с посетителями, завершившими просмотр. Перед походом в музей у вас на руках будут –– 1)карта экспозиции в нескольких экземплярах, 2) бланки с необходимой информацией для аналитики от музея. Необходимо провести аналитику с включением следующих элементов: - Тепловая карта экспозиции. Отметить самые популярные и наименее популярные экспонаты –– каково медианное время, проведенное зрителем перед такими экспонатами? Как зрители с ними взаимодействуют? Определите основные маршруты, точки остановок и ускорения. - Эргономика выставки и навигация в здании. Насколько посетителям удобно пользоваться пространством экспозиции? Какие залы/экспонаты посещаются, а какие не заметны? Удобно ли зрителям читать экспликации? Запускать интерактивные объекты? Находятся ли сразу важные элементы в здании? - Зрительский опыт. Определите основные типы «опытов», переживаемых зрителями во время визита: визуальный, коммуникационный, аудиальный и т.д. Что зрители делают во время просмотра –– говорят ли между собой? Взаимодействуют ли со смотрителями? Фотографируют ли? (При проведении интервью) Каковы были их ожидания перед просмотром? - Штат музея. Проанализируйте, как выполняют свою работу те или иные сотрудники музея, согласно информации в бланке. (при проведении метода «Тайный покупатель»). Аналитику необходимо презентовать в виде презентации ppt на экзамене, а также включить свои рекомендации по результатам исследования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * работа на семинаре + 0.3 * Групповой проект + 0.3 * Эссе + 0.2 * Практическое задание
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.5 * работа на семинаре + 0.5 * домашнее задание + 0 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gray, A. (2003). Research Practice for Cultural Studies : Ethnographic Methods and Lived Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251407
  • Warren, T. L. (2017). Cross-cultural Communication : Perspectives in Theory and Practice. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480963
  • Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].
  • Садохин, А.П. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01847-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028487
  • Таратухина, Ю. В.  Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 199 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08259-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424712 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тлостанова, М. (2013). Постконтинентальная Философия: Пост- И Неометафизический Поворот.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Duncombe, S. (2007). (From) Cultural resistance to community development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.186335B1
  • Hooper-Greenhill, E. (1994). Museums and Their Visitors. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=83154
  • Ingold, T. (2010). Ways of mind-walking: reading, writing, painting. Visual Studies, 25(1), 15–23. https://doi.org/10.1080/14725861003606712
  • Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
  • Rana, J. (Jasmijn), Willemsen, M. (M. ., & Dibbits, H. C. (H. C. . (2017). Moved by the tears of others: emotion networking in the heritage sphere. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49CA2DC4
  • Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
  • St. Amant, K., & Sapienza, F. (2017). Culture, Communication and Cyberspace : Rethinking Technical Communication for International Online Environments (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1551865
  • Бураченко, А. И.  История театра и кино : практическое пособие для вузов / А. И. Бураченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 47 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11592-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0477-9 (КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445689 (дата обращения: 28.08.2023).
  • КИМЛИКА У. (2013). Взлет И Падение Мультикультурализма?
  • Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
  • Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А., Ткаленко Д.Э. - Межкультурная коммуникация в информационном обществе - 978-5-7598-1783-3 - Москва: ВШЭ - 2019 - 362093 - https://ibooks.ru/bookshelf/362093/reading - iBOOKS
  • Телевидение: Теория, история, практика: 1958–2017 : библиографический указатель / составители С. И. Сычев, при участии Е. С. Полиевской [и др.] , ответственный редактор В. Т. Третьяков. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 224 с. — ISBN 978–5–7567–1000–7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122997 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тлостанова, М. (2011). Деколониальность Знания И Преодоление Дисциплинарного Декаданса.