• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальная визуальная культура

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с основными концептуальными парадигмами, стилями, ключевыми авторами и деятелями, сформировавшими основные характеристики глобальных визуальных коммуникаций ХХ-ХХI века. Визуальные коммуникации рассматриваются как синтез комплекса художественных, социо-культурных, коммуникативных и технологических феноменов, формирующих культурное и повседневное пространство современного общества, включая дизайн, искусство, медиа, кино и сериалы. Курс знакомит студентов с актуальными теориями, продуктами, а также инструментами создания и научного анализа сферы визуальных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств визуальной коммуникации и массовой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет семиотическим анализом репрезентации власти.
  • Знает историю и основные концепции научной фантастики в массовой культуре.
  • Знает ключевые образы и персонажи массовой культуры.
  • Знает ключевые образы мира постапокалипсиса в массовой культуре.
  • Знает основные модели представления о будущем и их репрезентации в кино; способен проводит их сравнительный анализ.
  • Знает основные особенности и тенденции современной визуальной культуры и коммуникаций.
  • Знает основные понятия психоанализа в массовой культуре.
  • Знает основные понятия, владеет методами визуального исследования
  • Знает основные теоретические положения и практические решения интернационального стиля в области визуальных коммуникаций. Владеет базовыми основами работы с модульной сеткой.
  • Знает основные теоретические положения и практические решения постмодернизма. Может выделять модернистский и постмодернистский подход к визуальной коммуникации; может анализировать стилевые и концептуальные отличия между модернисткой, постмодернистской, метамодернистской визуальной культурой, дизайном и архитектурой.
  • Знает особенности антимедиальных практик в искусстве, выделяет различия между авангардным и игровым кино.
  • Знает особенности феномена культового кино.
  • Знает приемы и проблемы репрезентации войны в кино, конфликтов и насилия в новых медиа.
  • Может анализировать значение и влияние поп культуры и поп дизайна в современной массовой культуре.
  • Может выявить основные особенности и концептуальные положения европейского и русского авангарда.
  • Умеет использовать инструменты системного киноанализа. Знает и умеет использовать Эффект Кулешова.
  • Умеет критически анализировать социальную реальность, ее репрезентацию и критику в кино и сериалах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
  • Революция авангарда: порядок и хаос
  • Модернизм: интернациональный стиль в дизайне и визуальных коммуникациях
  • Поп культура и визуальные коммуникации
  • Постмодернизм и метамодернизм (к. ХХ н. XXI вв.)
  • Современная визуальная культура и коммуникации
  • Антимедиальные практики в искусстве
  • Герменевтика массовой культуры: кино и сериалы
  • Образы будущего: Утопия и антиутопия в массовой культуре
  • Воображаемое: в одной далекой далекой галактике
  • Мир катастрофы и постапокалипсис
  • Супермен для масс
  • Кинополитики и киноидеологии
  • Социальная критика и глобализация
  • Феномен культового кино
  • Капитализм и шизофрения
  • Война и мир в глобальной деревне
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Дискуссия на семинаре
  • неблокирующий Групповые творческие работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Пересдача (1 и 2) проходит в форме устного ответа по темам курса, указанным в программе. Оценка за курс в случае пересдачи выставляется по формуле: Ои = (Онакоп*0,5) + (Опересдача*0,5), где: Ои - итоговая оценка за курс, Онакоп - накопленная оценка, Опересдача - оценка, полученная за ответ на пересдаче. Опересдача = (0,5*О1) + (0,5*О2), где О1 и О2 - оценки за устный ответ на Вопрос 1 и Вопрос 2, заданные по темам курса. При комиссии накопленная оценка не учитывается.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История дизайна, науки и техники. Кн.1: ., Рунге, В. Ф., 2006
  • История дизайна, науки и техники. Кн.2: ., Рунге, В. Ф., 2007
  • Кино как бизнес и политика : современная киноиндустрия США и России: учеб. пособие, Кокарев, И. Е., 2009
  • Массовая культура : учеб. пособие для вузов, Акопян, К. З., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ashby, C. (2017). Modernism in Scandinavia : Art, Architecture and Design. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1460060
  • Edward Willett. (2018). Andy Warhol: Fighting to Revolutionize Art. [N.p.]: Enslow Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1680484
  • Van den Akker, R., Gibbons, A., & Vermeulen, T. (2017). Metamodernism : Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism. London: Rowman & Littlefield International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1630594
  • Берукашвили, Л. Г., Всё о метамодернизме : монография / Л. Г. Берукашвили. — Москва : Русайнс, 2018. — 73 с. — ISBN 978-5-4365-2482-5. — URL: https://book.ru/book/929430 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Елисеев, О. П.  Культурно-историческая антропология : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Елисеев. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 469 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07163-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437491 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • Массовая культура: современные западные исследования, , 2005
  • Мировая художественная культура. XX век : изобразительное искусство и дизайн, Львова, Е. П., 2008
  • Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард: В преддверии запредельного [Электронный ресурс] / Ф. Серс, С.Б. Дубин. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 337 с. - ISBN 978-5-89826-527-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018109 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018109
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. В., 2003