• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности электорального поведения

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Институт волеизъявления граждан путем выборов, референдумов и плебисцитов - важнейший институт современной политической системы любой развитой и суверенной страны. Именно в ходе избирательных кампаний и разного рода голосований различных уровней осуществляется участие граждан в принятии политических решений и управлении делами государства (региона, муниципалитета и т.п.) - и от того, насколько подготовлены люди к выбору тех или иных решений, насколько они замотивированы на участие в предвыборных активностях и непосредственно в голосовании «за» и ли «против», а также в контактах с кандидатами и последующей совместной работе с избранными в органы власти представителями, зависит и уровень политической демократии в стране и регионе, и степень квалификации соответствующих управленческих процессов. Для органов власти и специалистов в области управления важно понимать настроения и запросы избирателей, поскольку, например, выборы - это всегда двустороннее движение: избиратель формулирует и продвигает в ходе кампании свою позицию в отношении власти; баллотирующийся в орган власти кандидат, в свою очередь, заинтересован в прямой и конструктивной связи с электоратом, для чего ему необходимо понимать содержание сущностных процессов в социуме, а также различные нюансы электорального поведения граждан. Дисциплина «Особенности электорального поведения граждан» призвана представить студентам основы теории и методологии исследования и анализа электорального поведения населения (на примере граждан Российской Федерации и некоторых иных стран), в том числе, - философские, социологические и социально-психологические подходы к изучению данного феномена. В ходе лекций, а также семинарских занятий и выполнения практических заданий (разбор эксклюзивных кейсов и актуальных ситуаций) студенты узнают, какими конкретно факторами обусловлены мировоззренческие и морально-политические предпочтения и электоральный выбор людей; от чего зависит степень и тип их гражданской активности, и чем идеологические установки индивида отличаются от его настроений и поведенческих стереотипов. В ходе курса будет подробно рассмотрен такой феномен, как «идентичность» граждан Российской Федерации, в контексте изучения которого студентам будут представлены «цивилизационный», «ценностный» и некоторые иные подходы к анализу особенностей электорального поведения граждан России и других постсоветских стран. В рамках курса предусмотрены как традиционные (лекции и семинары), так и инновационные формы проведения занятий: анализ эксклюзивных кейсов, решение ситуационных задач, проведение социологических исследований (экспертных опросов, фокус-группы) и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является изучение и анализ различных аспектов электорального поведения граждан, которое представляет собой совокупность действий, связанных с их участием в местных или общенациональных выборах, в референдумах, плебисцитах и иных формах политического волеизъявления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть современными методами сбора, обработки, обобщения и анализа информации, связанной с электоральными процессами и электоральным поведением представителей различных социальных групп; знать приемы выявления и кластеризации участников избирательного процесса, уметь анализировать и оценивать ресурсную базу кандидатов; уметь применять корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ, использовать методы кейс-стади и контент-анализа СМИ и социальных сетей.
  • Знать историю становления и развития теоретико-методологических исследований электорального поведения населения, знать основы социально-психологической диагностики, прогнозирования и моделирования электорального поведения граждан, владеть основами знаний в области регионалистики, прогностики и конфликтологии.
  • Иметь представление об инструментах влияния на электоральное поведение граждан; различать информационные, коммуникационные, агитационно-пропагандистские, имиджевые, рекламные и иные способы и приемы воздействия на аудиторию. Понимать, что такое стратегия, тактика и план избирательной кампании или референдума, как они формируются и каковы их основные элементы и принципы.
  • Обладать основами правовых знаний в области организации избирательных кампаний и референдумов и особенностей их законодательного регулирования в современной России.
  • Разбираться в особенностях российских теоретических и методологических подходов к изучению электорального поведения; иметь представление о возможностях применения зарубежных электоральных теорий и методик в российских условиях; владеть навыком анализа социокультурных, региональных и иных факторов голосований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Особенности электорального поведения.
  • Тема 2. Доверие как базовая ценностная категория.
  • Тема 3. Современный электоральный процесс в мире.
  • Тема 4. Электоральный цикл в России.
  • Тема 5. Поле «чёрных лебедей» и его влияние на электоральное пространство.
  • Тема 6. Интернет-технологии vs традиционные технологии.
  • Тема 7. Легитимность – второй ключ к победе в современном мире.
  • Тема 8. Электоральное поведение молодёжи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание.
    В итоговую формулу включается среднее арифметическое за все практические задания, выполняемые в рамках семинаров.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится офлайн согласно расписанию. Содержание вопросов и заданий совпадает с содержанием разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Устный экзамен + 0.5 * Практическое задание.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология общественного мнения : учебник / Е.В. Тихонова, Е.Г. Бунов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 274 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24742. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924697

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кынев Александр Владимирович. (n.d.). Электоральный популизм на российских выборах. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2felektoralnyy-populizm-na-rossiyskih-vyborah