• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Май

Речевой этикет: вежливость и коммуникативные стратегии

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Мы не всегда отдаем должное речевому этикету, воспринимая речь исключительно как инструмент коммуникации. А насколько правильно мы используем данный инструмент при общении с коллегами на работе, в институте или дома в кругу семьи? Вы удивитесь тому, насколько сильно зависит наше повседневное общение от ряда простых, но не самых очевидных даже для носителей языка, правил речевого этикета. Курс позволит не только изучить особенности речевого этикета, но и применить некоторые навыки на практике. Каждый речевой этикет уникален. Именно поэтому так интересно сравнение речевых этикетов и выявление их особенностей. Вы узнаете, чем отличаются наши языковые стратегии от стратегий поведения народов, населяющих страны Европы и Азии, где общение устроено совершенно иным образом. Безусловно это полезное знание, и оно станет хорошим дополнением для ваших заграничных поездок, где вы сможете гораздо быстрее освоиться в местных правилах этикета. Под конец вы узнаете о том, как устроено невежливое языковое общение, каким образом выстраивается агрессивное поведение людей и как можно подобающе отреагировать на вызывающее поведение вашего собеседника. К каким последствиям может привести осознанное нарушение речевой нормы? И что произойдет, если люди откажутся от вежливости и соблюдения речевого этикета?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить теоретические представления о речевом этикете и вежливости как части языка и культуры
  • Получить представления о многообразии конкретных речевых этикетов разных обществ в разных странах и в разные эпохи
  • Узнать о том, какими языковыми единицами могут быть этикетные средства языка, к каким уровням языка они могут принадлежать
  • Узнать о понятии “антивежливость” – важной части любого речевого этикета – и об оптимальной реакции на речевую агрессию
  • Овладеть понятием “коммуникативная стратегия”
  • Овладеть детальной информацией о русском речевом этикете и его языковых средствах, а также об отличиях русских языковых стратегий от стратегий народов, населяющих страны Европы и Азии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют детальной информацией о русском речевом этикете и его языковых средствах, а также об отличиях русских языковых стратегий от стратегий народов, населяющих страны Европы и Азии
  • Студенты знают, какие разноуровневые языковые единицы могут играть этикетную роль
  • Студенты имеют понятие об “антивежливости” как важной части любого речевого этикета и о том, какая реакция на речевую агрессию является оптимальной
  • Студенты имеют представление о многообразии конкретных речевых этикетов разных обществ в разных странах и в разные эпохи
  • Студенты имеют теоретические представления о речевом этикете и вежливости как части языка и культуры
  • Студенты овладели понятием “коммуникативная стратегия”
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Речевой этикет и вежливость. Коммуникативные стратегии
  • Речевой этикет и этикетные ситуации
  • Имена и обращения. Личные местоимения в речевом этикете: ты или вы
  • Конфликтная коммуникация. Разбор конфликтных кейсов в публичной сфере
  • Профессиональная коммуникация, принципы успешной коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
    Тесты в системе SmartLMS: https://edu.hse.ru/course/view.php?id=133098 Тест "Речевой этикет и вежливость" (неделя 2), тест "Приветствие и прощание!" (неделя 4), тест "Машенька и слесарь" (неделя 6) Тест "Ты и вы" (неделя 7) Тест "Семейный этикет" (неделя 8)
  • неблокирующий Участие в семинарах
    Участие в семинарах (два ответа в течение пары)
  • неблокирующий Защита проекта
    Проект представляет собой работу в команде из 2-3 человек. И предполагает следующие формы описания материала: а) Описание этикета отельного сообщества б) Описание конфликта в медиа-коммуникации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Тестирование + 0.3 * Участие в семинарах + 0.4 * Защита проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Historical (Im) politeness, , 2010
  • Impoliteness : using language to cause offence, Culpeper, J., 2011
  • Leech, G. N. (2014). The Pragmatics of Politeness. Oxford University Press: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779509
  • The handbook of sociocultural antropology, , 2013
  • The pragmatics of politeness, Leech, G., 2014
  • Этикет русской речи, Акишина, А. А., 1989

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hickey, L., & Stewart, M. (2005). Politeness in Europe. Clevedon: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116992