• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Май

Студенты РиСО о международной академической мобильности

Мы поговорили со студентами РиСО, которые поучились в иностранных вузах, и попросили их поделиться своим опытом и советами для тех, кто только задумывается об этой возможности.

Студенты РиСО о международной академической мобильности

Ежегодно несколько студентов программы РиСО стабильно уезжают по программе академической мобильности зарубеж. 

Международная мобильность – это возможность поучиться в иностранном вузе семестр или более. Как только у студента сданы четыре сессии, он имеет право подавать заявку на конкурс международной мобильности. Причины у каждого свои: попрактиковаться в языке, опробовать иностранную систему образования, посетить новые страны и многие другие. 

Полина Клементьева, 4 курс

Freie Universität Berlin (Германия)

 

Поучиться в другой среде, получить новые впечатления, увидеть разные страны и познакомиться с интересными людьми – кто же не хочет получить такой опыт? 

Не стоит заранее пугаться, что вот вы приедете в другую страну одни, зная только безликих отправителей писем на почту, адрес университета и общежития. На самом деле, как минимум у меня была очень легкая адаптация, во время которой я получила только положительные эмоции, которые однозначно стоили всех бюрократических кругов ада подачи документов на визу, жилье и так далее.

Проучившись в другой стране, могу сказать, что ничего не помогает в межкультурной коммуникации лучше, чем сама межкультурная коммуникация: практика, именно живая практика общения — вот главная причина, ради которой стоит участвовать в академической мобильности.

Полина Клементьева, 4 курс
Freie Universität Berlin (Германия)

Тут совет только один: готовьте все очень заранее, чтобы нервно не делать все в последний момент. Во-первых, по приезде вас встречает волонтер международной организации ESN, цель которых – помочь приезжим студентам быстро адаптироваться к новой культуре. Во-вторых, университет выделяет одну неделю из учебного года на «встречи новичков», то есть иностранные студенты  собираются с местными в неформальной обстановке, где могут поближе познакомиться, задать все интересующие вопросы. 

В курсе РиСО у нас был познавательный предмет «Межкультурные коммуникации», который я с большим интересом слушала. Проучившись в другой стране, могу сказать, что ничего не помогает в межкультурной коммуникации лучше, чем сама межкультурная коммуникация: практика, именно живая практика общения — вот главная причина, ради которой стоит участвовать в академической мобильности.

Надежда Горбова и Елизавета Кузякина, 4 курс

University of Agder (Норвегия)

 

Мы ездили по программе мобильности в норвежский вуз, который находится в южном городке Кристиансане. В этом вузе не было всех нужных дисциплин на факультете media and communication, поэтому курсы были из разных направлений, но схожи с теми,что мы проходили в российском вузе. 

Лиза: Я решила поехать, потому что это супер уникальная возможность, которая тебе предоставляется во время обучения – после обучения это может быть труднее, возможно, дороже, так что грех не воспользоваться. Помимо этого новая страна –  страна, с невероятной природой, люди, новая культура, совершенно другая система образования, ну и, конечно же, язык, который хочется практиковать. 

Надя: Помимо того, что сказала Лиза, меня привлекла сама возможность побыть гражданином другой страны хотя бы на один семестр. Многие из нас хотят уехать в другую страну на магистратуру или просто дальнейшую жизнь – я решила, что сначала это надо испробовать на себе. Это совсем другой мир, и не факт, что он тебе понравится. Хотела получить опыт самостоятельной жизни, да и ещё с подругой –  настоящий сериал «Друзья» :)

Самое важное, что мы получили – это повышение уровня английского языка, и совершенно другая точка зрения на сферу в целом. В Норвегии нет такой конкуренции в сфере рекламы и маркетинга, как в России. Поэтому интересно было проводить исследования там, изучать, что привлекает иностранцев и как с ними коммуницируют бренды.

Надежда Горбова и Елизавета Кузякина, 4 курс
University of Agder (Норвегия)

Для нас как для иностранных студентов в Норвегии были предоставлены супер удобные условия для проживания, к нам были прикреплены бадди – люди, которые помогали тебе адаптироваться, могли подсказать, организовывали групповые встречи, тусовки, проводили экскурсию по городу, да и присутствовали на всех дальнейших мероприятиях. Мероприятий было достаточно много, чтобы студенты смогли познакомиться: пикники, лекции о том, как устроен университет, лекции о скандинавских культуре и менталитете, музыкальный концерт рок-группы, караоке, просмотры фильмов, ужины и тд. А еще каждый вторник по вечерам в университетском баре проводились презентации, где ребята в стэндап формате рассказывали про свою страну.

Если говорить про образовательный процесс, то интересной особенностью для нас стало минимальное количество семинарских занятий, часто лекции проходили в формате обсуждения. После лекций нас делили на постоянные группы, с которыми мы готовили выступления, письменные работы, разрабатывали проекты. Все по сути зависит от ребят в команде, вы можете сделать работу раньше, или закончить дома, а можете задержаться, чтобы вместе продумать детали.

Самое важное, что мы получили – это повышение уровня английского языка, и совершенно другая точка зрения на сферу в целом. В Норвегии нет такой конкуренции в сфере рекламы и маркетинга, как в России. Поэтому интересно было проводить исследования там, изучать, что привлекает иностранцев и как с ними коммуницируют бренды. У нас университете много практико-ориентированных курсов, но все равно не так, как там. Там на любой дисциплине теория сразу применяется на практике. Изучаешь цифровые технологии – придумай проект, куда бы ты из внедрил и тд. Образовательный процесс мотивирует учиться: поглощать новые теории, применять их на практике.

В целом, организовать мобильность оказалось не так сложно, как мы ожидали. Главное – смотрите в вузах конкретные предметы, а не факультеты. Факультеты за границей ничего не значат. Большой шанс попасть, если выберете менее популярные страны. Например, в США конкуренция будет больше – туда хотят все. Рискните и попробуйте что-то нестандартное. В любом случае будет интересно – к иностранным студентам очень бережное отношение!

Катя Неустроева, 4 курс

Ludwig-Maximilians-Universität München Business Administration (Германия)

 

Я давно хотела уехать пожить в Европе, поэтому, как только я поступила в Вышку, сразу стала узнавать, как организовать мобильность. Я собирала документы три раза, в первый раз не подала по личным причинам, во второй не прошла отбор и вот в третью подачу меня наконец-то берут. Я учила немецкий язык несколько лет, мне очень симпатизирует культура Германии и Австрии, поэтому я подавала во все доступные вузы в данных странах. В итоге меня взяли в университет в Мюнхен, и вот я живу тут уже полгода. К сожалению, я не ходила в университет, т.к. по приезде все сразу закрылось на карантин, поэтому обучение у меня проходило онлайн и друзей я нашла только в своем общежитии. Я проходила курсы дистанционно одновременно и в Вышке и в немецком университете. В отличие от Вышки тут  семинаров не было вовсе, нам высылали лекционный материал и набор статей, по которым впоследствии был экзамен. Признаюсь честно, было довольно сложно, так как трудно так усваивать знания.

Собирайте все документы заранее, чтобы точно все успеть, подавайтесь сразу в несколько вузов, чтобы была больше возможность пройти.

Катя Неустроева, 4 курс
Ludwig-Maximilians-Universität München Business Administration (Германия)

Подготовка документов стала для меня отдельным испытанием. Для заявки я собрала все быстро, потому что знала, что было нужно – а вот бумаг после того, как меня уже взяли, нужно было сделать много. Не думайте, что вас взяли и на этом можно остановиться. Необходимо корректировать учебный план в соответствии с предметами, которые будете точно там изучать, чтобы это удовлетворило и принимающий вуз, и нашу учебку. Сложно, но возможно. Когда все наконец-то согласовывают – это, конечно, райское наслаждение. 

В Германии также было очень много бюрократической возни: зарегистрироваться в общежитии, встать на учет, подписать кучу бумажек, заплатить взносы, купить симку, сделать банковский счет и так далее. Интересно, что тут без одного невозможно оформить другое. Например, нельзя купить симку без регистрации, а офис, где ее делают, на тот момент уже закрыли из-за короны. В общем, повозиться пришлось. Сейчас, опять же из-за пандемии, мне продлили программу мобильности еще на один семестр, поэтому, надеюсь, смогу увидеть все особенности жизни и обучения в Германии в полном объеме. 

Ребятам, которые хотят подавать на мобильность, могу посоветовать сразу подавать заявку, как только это возможно (в августе перед вторым курсом, т.е. как только закрыты четыре сессии), потому что это очень интересный экспириенс, который я всем очень советую. Собирайте все документы заранее, чтобы точно все успеть, подавайтесь сразу в несколько вузов, чтобы была больше возможность пройти.

Не бойтесь и пытайтесь, это действительно того стоит!

Анна Мотина, 4 курс

Jean Moulin Lyon 3 (Франция)

 

Возможность поездки была важным критерием для меня еще на моменте выбора университета в принципе, поэтому, когда я поступила, мобильность стала для меня целью, которую во что бы то ни стало нужно было достигнуть.

И вот на третьем году обучения во втором семестре я поехала во Францию. Время подготовки документов, не буду лукавить, было нелегким. Сначала туча бумаг, которую необходимо собрать, вовремя получить нужные подписи – изначально не ожидала, что будет столько всего, и немного не рассчитала со сроками. Делайте все заранее! Главный пойнт – нужно найти программу и универ, где минимум два курса совпадают с предметами в Вышке. Не на всех сайтах университетов вообще есть список этих курсов, иногда он меняется из года в год, одобрение получить тоже непросто. Чаще всего встречаются курсы для менеджмента и IT, для предметов нашей специальности замену было найти сложнее.

Если вы решитесь на международную мобильность, пожалуйста, запаситесь терпением, желанием решать вопросы визы и жилья и разбираться в других бюрократических проблемах. Но нет ничего нереального, когда очень хочется, а оно того стоит, поверьте!

Анна Мотина, 4 курс
Jean Moulin Lyon 3 (Франция)

Еще со школы я учила французский язык, ездила во Францию в летние школы и мечтала поучиться там – поэтому язык не был препятствием для  выбора ВУЗа. В итоге я попала в университет в Леоне, где обучение ведется на двух  языках: английский и французский. 

Вот я наконец-то добралась до Франции, ура!

Основное, что бросилось в глаза – спокойствие, так бы я описала учебу там. В расписание не встревают нежданные дедлайны, экзамены, все этапы контроля известны заранее, что помогает спланировать своё время и рассчитать, когда нужно больше уделить внимание учебе, а когда личным делам. Ещё один плюс – обеденный перерыв длиною в два часа. Каждый успеет пообедать, и при желании съездить домой. Из минусов – пары начинаются в восемь утра. Сначала не поверила, что такое бывает.

К форме обучения долго привыкать не пришлось, потому что там как и у нас на программе много групповых работ, заданий по решению кейсов и вся система образования строится на кредитах. 

Если вы решитесь на международную мобильность, пожалуйста, запаситесь терпением, желанием решать вопросы визы и жилья и разбираться в других бюрократических проблемах. Но нет ничего нереального, когда очень хочется, а оно того стоит, поверьте!

Ознакомиться с программами международной академической мобильности, а также с условиями конкурса и подать заявку можно здесь

Возникли вопросы? Обращайтесь в Отдел международной студенческой мобильности НИУ ВШЭ
e-mail: studyabroad@hse.ru

Материал подготовила студентка 4 курса образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» Ульяна Видинеева.

Чтобы оставаться в курсе новостей Департамента интегрированных коммуникаций, подписывайтесь на нас в соцсетях: Instagram, ВКонтакте, Facebook