• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
16
Май

Что нужно знать перед тем, как запускать подкаст: 9 советов из книги «Меня слышно?: как делать подкасты в России»

Советы из книги, соавторами которой стали выпускницы образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ.

Что нужно знать перед тем, как запускать подкаст: 9 советов из книги «Меня слышно?: как делать подкасты в России»

Подкасты набирают популярность по всему миру, и российский рынок – не исключение. Показательны результаты ежегодных исследований американской компании Edison research, которая уже 20 лет анализирует медиапотребление в диджитал: в 2006-м, согласно их данным, о подкастах знали 22% американцев, в 2019-м — больше половины американцев хотя бы раз в жизни слушали подкаст. В России аналогичные исследования пока проведены не были, но растущую популярность подкастов сложно не заметить. Например, во время первого локдауна в России состоялся первый онлайн-фестиваль подкастов «СЛЫШ»: больше 70 подкастеров поделились своим опытом создания подкастов, объяснили, как добиться успеха в этом деле, рассказали о нюансах работы – зрителями фестиваля стали 10 000 человек. Еще одна важная деталь о рынке подкастов в России: по данным исследования Яндекса, в 2020 году рекламные размещения в подкастах составили 160 млн рублей, а в 2024 году обещают достичь суммы 1,55 млрд рублей.  

Многие хотят преуспеть на новом рынке, но сталкиваются с массой трудностей. Как начать записывать подкасты, делать это качественно и найти свою аудиторию в условиях высокой конкуренции? Есения Асадуллина и Анастасия Широкова, выпускницы образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» стали соавторами книги «Меня слышно?: как делать подкасты в России», в которой собрали ответы на все эти вопросы. Они поговорили с 23 лидерами российской индустрии подкастов и составили подробную инструкцию для начинающих подкастеров – с аспектами поиска идей, подбора оборудования, продвижения, монетизации. Сейчас Есения и Анастасия обучаются на программе «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Мы попросили Есению Асадуллину выделить самые важные аспекты для тех, кто хочет начать вести свой подкаст. 

1. Не стесняйтесь

Во-первых, нужно везде говорить, что ты подкастер, и не очень этого стесняться. Во-вторых, если вы хотите делать подкаст, напишите человеку, который делает подкаст, который вам нравится, и задайте ему конкретные вопросы. Когда мы начинали делать подкаст, я обращалась к своему другу Леше Пономареву, который делал подкасты «Медузы», «Arzamas», и просила дать фидбек

Алина Данилова
ведущая подкаста «Это разве секс?»

 2. Не придумывайте длинное название 

Каждое приложение обрезает описание подкаста по-своему, то же и с названием отдельных выпусков. Одни платформы показывают название целиком, другие показывают ограниченное количество знаков. Поэтому нужно стараться, чтобы название не было длинным

Дарья Данилова
редактор отдела подкастов «МБХ медиа»

 3. Всегда и везде имейте под рукой диктофон

Один из главных советов с точки зрения производства — записывать все и никогда не выключать микрофон. Это очень важно, потому что ты можешь подумать, что «ладно, сейчас мы уже закончили», и ровно в этот момент произойдет самое классное 

Петр Рузавин
автор «Голоса зоны», подкаста «Медиазоны»

4. Находите нестандартные решения

Например, у вас нет микрофона. Вам поможет любой смартфон, где есть диктофон, носок и стакан. Ставите стакан донышком вверх — это у вас ножка микрофона. Берете носочек, надеваете носочек на ваш смартфон — это у вас «плевачка», чтобы все лишние звуки уходили в этот носочек. Ставите смартфон с носком на подставку — все, микрофон готов. Начинайте записывать ваш первый подкаст 

Ирина Рогава
ведущая подкастов «Лайфхакера»

 5. Будьте искренними

Человек может заблуждаться, но пусть он будет честен в своем заблуждении. Если он искренне верит, его будет интересно слушать, в отличие от ситуации, когда он намеренно принимает в угоду кого-то и чего-то точку зрения, в которую сам не верит 

Евгений Стаховский
ведущий радио «Маяк» и создатель проекта «Объект22»

 6. Старайтесь удивить слушателей

Надо искать, чем ты можешь удивить. Нельзя оставаться все время в рамках чего-то одного. Если хочешь делать подкасты долго, надо постоянно искать что-то новое 

Владимир Бухаров
автор подкаста «Бухарог Лайв», один из основателей Stand-Up Club #1

 7. Помните о монтаже

Всегда помните, что это не прямой эфир. Все можно смонтировать, переклеить, переставить местами, перезаписать. Если человек неохотно с вами разговаривает, вы можете задать ему много вопросов и потом просто  выбрать что-то интересное

Григорий Пророков
автор подкастов «Blitz and Chips» и «Жуть»

 8. Черпайте вдохновение из хороших книг, фильмов и музыки

Если ты читаешь книжки, смотришь кино и слушаешь музыку, и это что-то хорошее, оно так или иначе оставляет в тебе след. Это очень сильно будет двигать твои собственные подкасты во всех смыслах 

Сева Бойко
продюсер подкастов Русской службы Би-би-си

 9. Просто начните

Подкасты — это не настолько сложное дело, чтобы находить себе оправдание, почему ты этим не занимаешься. Все довольно просто, главное — чтобы было желание делать, а думать о том, получится или нет, — это совершенно деструктивно

Виктор Нехезин
корреспондент и ведущий подкастов Русской службы Би-би-си

Чтобы узнать больше об искусстве создания подкастов, читайте книгу – она доступна для бесплатного (и легального!) скачивания по ссылке

Чтобы быть в курсе всех новостей Департамента интегрированных коммуникаций, подписывайтесь на нас в социальных сетях:

VKhttps://vk.com/incommhse
Instagramhttps://instagram.com/incommhse
FBhttps://www.facebook.com/incommhse

 

Подкасты набирают популярность по всему миру, и российский рынок – не исключение. Показательны результаты ежегодных исследований американской компании Edison research, которая уже 20 лет анализирует медиапотребление в диджитал: в 2006-м, согласно их данным, о подкастах знали 22% американцев, в 2019-м — больше половины американцев хотя бы раз в жизни слушали подкаст. В России аналогичные исследования пока проведены не были, но растущую популярность подкастов сложно не заметить. Например, во время первого локдауна в России состоялся первый онлайн-фестиваль подкастов «СЛЫШ»: больше 70 подкастеров поделились своим опытом создания подкастов, объяснили, как добиться успеха в этом деле, рассказали о нюансах работы – зрителями фестиваля стали 10 000 человек. Еще одна важная деталь о рынке подкастов в России: по данным исследования Яндекса, в 2020 году рекламные размещения в подкастах составили 160 млн рублей, а в 2024 году обещают достичь суммы 1,55 млрд рублей.