• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

«Коммуникация открывает все двери, и то, как вы научитесь ее адаптировать под любую ситуацию и человека, определит вашу судьбу»

Елена Жукова, выпускница программы «Реклама и связи с общественностью» 2014 года, руководит пресс-службой Общественной палаты РФ. В рубрике «РиСО в лицах» Алена поделилась советом, с какой сферы деятельности стоит начать карьерный путь, рассказала про обучение в Германии и почему «ответственность» – одно из главных качеств хорошего пиарщика.

«Коммуникация открывает все двери, и то, как вы научитесь ее адаптировать под любую ситуацию и человека, определит вашу судьбу»

Общественная палата РФ — консультативно-совещательный орган, который обеспечивает взаимодействие между гражданским обществом и государственной властью, учитывает потребности и интересы российских граждан, а также защищает их права и свободы.

Сейчас ты работаешь руководителем пресс-службы Общественной палаты РФ. Когда ты поступала в Вышку на РиСО, представляла ли, что окажешься на такой должности? Какие ожидания от программы были при поступлении и почему ты ее выбрала?

Когда я решила связать свою жизнь с коммуникациями, ожидания от профессии были несколько иными. Работа в рекламе и пиаре казалась круглосуточным праздником – презентации, выставки, фуршеты, бесконечная «болтология» за чашкой кофе или бокалом шампанского. В голове всплывали кадры из фильмов «Чего хотят женщины» и «Свадебный переполох», когда уверенный в себе менеджер всё держит под контролем, добивается невероятных высот и сражает всех наповал своим креативом и профессионализмом.

Обучение на РиСО строится в большей степени на практике, но при этом есть сильная общеобразовательная программа, возможности для работы в лучших профильных агентствах, для учебы за рубежом. За 11 лет ни разу не пожалела о своем выборе.

Алёна Жукова
выпускница РиСО, руководитель пресс-службы Общественной палаты РФ

Хотелось, чтобы в моей жизни было так же, поэтому я начала подыскивать университет, где такому научат. Для поступления рассматривала МГУ, МГИМО и МГЛУ. Но когда узнала, что Вышка проводит многопрофильную олимпиаду, решила сходить и проверить свои силы и знания перед ЕГЭ. Олимпиаду я выиграла, и уже в мае, по сути, была зачислена. Внимательно изучила программу обучения, пообщалась со студентами, поспрашивала об университете у знакомых и преподавателей. И поняла, что Вышка – это именно то, что нужно. Обучение строится в большей степени на практике, но при этом есть сильная общеобразовательная программа, возможности для работы в лучших профильных агентствах, для учебы за рубежом. За 11 лет ни разу не пожалела о своем выборе.

Расскажи, пожалуйста, чем ты занимаешься на своей должности, что входит в твои обязанности?

Пресс-служба, которую я возглавляю, занимается освещением деятельности Общественной палаты России в СМИ. Это ежедневная работа с журналистами и с текстами. Мы информируем общественность о мероприятиях и инициативах членов ОП РФ, проектах Палаты, инициируем информационные поводы, комментарии и интервью наших экспертов в ведущих изданиях, придумываем различные флешмобы, проводим пресс-мероприятия. Стандартная работа пиарщика, как по учебнику.

Наша работа совсем далека от праздника, это рутина с многочасовыми сидениями в офисе. И каждый наш шаг всегда выверен, каждая наша инициатива оценивается, измеряется эффективность, поэтому мы всегда стараемся улучшать свои результаты. У нас есть KPI, в соответствии с которыми мы работаем. Поэтому мы всегда должны четко отслеживать, какие темы «заходят», какие нет, что сейчас в повестке, а что оффтоп.

Какими своими проектами ты гордишься?

За время работы в пиаре у меня накопилось много проектов, и каждым из них я горжусь, потому что вкладывала все силы в их реализацию. Но два проекта хочется отметить особенно.

Первый – это международная социальная программа «Футбол для дружбы». Это проект, с которого началась моя карьера. На пятом курсе я пришла работать в коммуникационное агентство АГТ, где меня включили в команду F4F (FOOTBALL FOR FRIENDSHIP) в качестве стажера в пиар-отделе. Это был 2014 год, шел второй сезон программы, который включал 16 стран-участниц. Через три года я уже была руководителем международных пиар-проектов в АГТ и отвечала за коммуникационное продвижение F4F в 64 странах мира. Благодаря проекту «Футбол для дружбы» и замечательной команде АГТ, в которой я работала, я выросла как пиар-менеджер, прокачала себя и необходимые для работы навыки, обросла контактами. Это был мой трамплин, благодаря которому я смогла прыгнуть высоко вверх и допрыгнуть до своей сегодняшней позиции.

Работа исключительно в зоне своей ответственности – тупиковая ветвь. Нужно знать, что происходит на всех фронтах, чтобы быть готовым поддержать, помочь и подхватить, если что-то начнет падать.

Алёна Жукова
выпускница РиСО, руководитель пресс-службы Общественной палаты РФ

И второй проект, который вывел на новый уровень мою ответственность к работе и внимание к деталям – это международная онлайн-конференция с участием премьер-министра Дмитрия Медведева, которую мы проводили в 2015 году в преддверии форума «Открытые инновации». В любой работе случаются ошибки, но на разных проектах последствия одной и той же ошибки могут быть разными. А когда организовываешь онлайн-конференцию с трансляцией на весь мир для второго лица государства, ошибки в принципе недопустимы как класс. Каждое слово проверяли по 10 раз, макеты отсматривали с линейкой, 50 раз проводили ночные репетиции, чтобы проверить звук, перевод, картинку в трансляции. Отдельно отрабатывали все возможные нестыковки, технические проблемы, чтобы быть готовыми даже к самым неожиданным проблемам. Именно на этом проекте пришло осознание, что при подготовке проекта нет мелочей или неважных вещей, важно предусмотреть и проверить всё. И что работа исключительно в зоне своей ответственности – тупиковая ветвь. Нужно знать, что происходит на всех фронтах, чтобы быть готовым поддержать, помочь и подхватить, если что-то начнет падать.

Ты училась в Германии в Karlshochschule International University на Маркетинге, коммуникациях и рекламе. Помогла ли тебе база знаний, данная в Вышке в обучении по тому же профилю, и можно ли сравнить обучение на рекламе в Вышке и рекламе в Karlshochschule International University?

В Германию я поехала на стажировку, целый семестр училась в немецком университете на английском и немецком языке. Предметы, которые я изучала в Karlshochschule International University, потом смогла зачесть по пропущенным предметам в Вышке. Но программы пересекались не сильно. Я уезжала на четвертом курсе, когда мы уже создавали коммуникационные стратегии для продвижения различных брендов, программ и инициатив (до сих пор помню разработку коммуникационной стратегии для продвижения платных парковок), а в Германии, к примеру, у меня был предмет «Теория коммуникаций». Мы это в Вышке проходили на первом или втором курсе. Учеба в Германии мне больше помогла не в профессиональном плане, я практиковала два языка и почувствовала себя европейским студентом, который после лекций идет в библиотеку и корпит над книгами, потому что от тебя требуют рефератов и исследований на основе библиотечных книг.

Некоторые преподаватели советовали мне остаться учиться у них, но для этого пришлось бы поступать на первый курс, а терять время очень не хотелось. Это для немцев нормально учиться почти до 30 лет, а мне хотелось поскорее начать работать, чтобы применять свои знания на практике.

Но могу сказать точно, те полгода были одними из лучших в жизни. Я безумно люблю Германию, завела там друзей, объездила почти всю страну. И по возможности всегда туда возвращаюсь.

Расскажи, пожалуйста, поподробнее о своем карьерном пути. Где и кем ты  работала во время учебы в Вышке, как попала на сегодняшнюю работу?

Я работала каждое лето между семестрами. Пробовала себя в разных сферах, пыталась почувствовать, что мне больше нравится. После первого курса работала в BTL-агентстве, проводила промо-акции и небольшие мероприятия, на старших курсах занималась маркетинговыми исследованиями и спонсорскими программами, в университете с преподавателем Вышки по социальной рекламе Гюзеллой Геннадьевной Николайшвили (директор АНО «Лаборатория социальной рекламы») запустила фестиваль социальной рекламы Lime, который, кстати, сегодня является одним из лучших международных фестивалей, посвященных социальной рекламе.

Нужно попробовать себя в консалтинге, «на стороне клиента» и в госструктуре. Коммуникации везде разные, везде прорабатываются разные навыки. Только попробовав все три стороны, можно понять, где ты лучше всего сможешь себя применить и раскрыться.

Алёна Жукова
выпускница РиСО, руководитель пресс-службы Общественной палаты РФ

В конце концов, я оказалась в пиаре, на этой сфере и остановилась. Но я всегда держала в голове совет от преподавателей Вышки: нужно попробовать себя в консалтинге, «на стороне клиента» и в госструктуре. Коммуникации везде разные, везде прорабатываются разные навыки. Только попробовав все три стороны, можно понять, где ты лучше всего сможешь себя применить и раскрыться.

Поэтому я начала с консалтинга. И всем советую так делать, потому что в коммуникационных агентствах бешеный темп, разноплановые задачи, обучение и карьерный рост идет быстрее всего. Потом у меня был опыт работы в бизнесе – мне довелось реализовать несколько проектов в Coca-Cola HBC Russia. Но тут я достаточно быстро поняла, что клиентская сторона – это не для меня, размеренный темп отключает внимание. В результате снижается работоспособность. А я всегда стараюсь держать себя в тонусе. И в 2017 году мне предложили должность пиарщика в Общественной палате России, произошло это совершенно неожиданно. Свое собеседование на эту должность я помню до сих пор. Для меня это был совершенно незнакомый мир, совсем другой уровень работы. А мне всего 25 лет, и шанс получить эту работу был очень небольшой. Но все вышло наилучшим образом. Я пришла работать в Палату. И это то место, где все сложилось – задачи, темп, тематика и коллектив. В ОП РФ есть возможность погрузиться в совершенно разноплановые темы – ЖКХ, демография, экономика, нацпроекты, выборы и общественное наблюдение за ними. Всего не перечислишь. И во всем нужно разбираться, чтобы эти темы продавать в СМИ. Если бы я не начинала в агентстве, то я бы сейчас не занимала свою позицию и не могла бы реализовывать поставленные передо мной задачи.

Назови три главных правила (или качества) хорошего пиарщика.

Мне кажется, я тут не назову ничего нового, об этом уже было написано много мотивационных статей и книжек вроде «Пиар для чайников».

Даже если по твоей вине случился провал, нужно уметь признавать свои ошибки, найти в себе мужество сказать: «Ответственность лежит на мне, я принял неверное решение». Главное сразу предлагать решение, как исправить ситуацию. Хороший пиарщик не опускает руки – он думает, как вырулить, и побыстрее.

Алёна Жукова
выпускница РиСО, руководитель пресс-службы Общественной палаты РФ

Пиарщик должен уметь «пахать», круглосуточно, «за себя и за Сашку», как говорится. И принимать это как должное. Нет таких мест, где пиарщик работает мало.

Очень важна стрессоустойчивость. Нужно уметь спокойно реагировать на критику, ее будет очень много, она будет и заслуженная, и совершенно беспочвенная. Нужно учиться не пропускать через себя, отделять котлеты от мух, стараться исправлять то, что не получилось, и не терять веры в свои силы.

И третьим китом я бы назвала ответственность. Ответственность за свою работу и за общий результат. Нет ничего неважного. Нужно прикладывать усилия, что любая задача была реализована на очень высоком уровне. И даже если по твоей вине случился провал, нужно уметь признавать свои ошибки, найти в себе мужество сказать: «Ответственность лежит на мне, я принял неверное решение». Главное сразу предлагать решение, как исправить ситуацию. Хороший пиарщик не опускает руки – он думает, как вырулить, и побыстрее.

Что дала тебе Вышка и ОП Реклама и связи с общественностью?

Вышка научила меня трем качествам, о которых мы говорили выше, дала хороший бэкграунд и неплохое портфолио на старте. Мало кто из выпускников вузов может похвастаться на пятом курсе реализованными проектами или пройденной практикой в топовых агентствах. А для студентов Вышки это норма. Насколько я знаю, никто из моих сокурсников не испытывал проблем с трудоустройством после института.

И еще я благодарна Вышке за обширный список полезных контактов. На лекции и семинары к нам приглашали известных экспертов, специалистов в разных областях, мы посещали мероприятия, где знакомились с представителями компаний, с журналистами. Это оказалось самым ценным подарком, который мы получили от Вышки.

Поделишься с нами своими карьерными планами? В каком направлении хочешь развиваться?

Сложно ответить на этот вопрос, когда уже занимаешь руководящую должность в крупной организации. В Общественной палате я не испытываю недостатка в работе и крупных проектах федерального значения. Но когда начинаешь справляться с таким объемом работы, неизбежно начинаешь хотеть чего-то большего, чего-то глобального. В будущем хотелось бы добавить к своей работе международный аспект, заниматься коммуникациями не только в России. Одно могу сказать точно: дальнейшее развитие вижу только в сфере коммуникаций, тут никогда не будет скучно.

Твой совет сегодняшним студентам РиСО.

Не бойтесь никакой работы, хватайтесь за любой проект и за любую возможность попрактиковаться. Практика всегда идет на пользу – учишься чему-то новому и набиваешь шишки, это тоже полезно.

Старайтесь не пропускать учебу, даже самые бесполезные на первый взгляд предметы могут пригодиться, хотя бы для того, чтобы найти общий язык с людьми.

Учитесь вести коммуникацию. Неважно, кем вы будете – пиарщиком, дизайнером, копирайтером или кем-то еще – в современном мире нужно уметь общаться, общаться грамотно, вежливо и по делу. Коммуникация открывает все двери, и то, как вы научитесь ее адаптировать под любую ситуацию и человека, определит вашу судьбу.

Интервью провела Ольга Егорова, студентка 4 курса образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»

Чтобы быть в курсе всех новостей Департамента интегрированных коммуникаций, подписывайтесь на нас в социальных сетях:

VKhttps://vk.com/incommhse
Instagramhttps://instagram.com/incommhse
FBhttps://www.facebook.com/incommhse