• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

«Я убежден, что в коммуникациях — да и не только в них — существует проверочный вопрос «зачем», который нужно задавать постоянно»

Сергей Зверев, руководитель Департамента интегрированных коммуникаций, дал интервью изданию РБК.Тренды, в котором поделился своим видением индустрии коммуникаций сегодня.

Фото: Кирилл Рубцов

Фото: Кирилл Рубцов

Кажется, что у всех разное понимание и представление о коммуникациях, когда мы говорим о медиапотреблении. Что такое коммуникации с вашей точки зрения?

Не претендуя на классическое определение, я бы сказал так: коммуникации в широком общечеловеческом смысле — это процесс взаимодействия человека с человеком, с окружающей природой или организации, бренда с их аудиториями.

В процессе взаимодействия происходит создание новых смыслов и отношений. Если мы говорим о коммуникациях как о сознательном процессе, то мы совершенно точно должны понимать, что хотим получить в результате, и зачем мы вообще обсуждаем коммуникации.

Я убежден, что в коммуникациях — да и не только в них — существует проверочный вопрос «зачем», который нужно задавать постоянно.

Совершенно любое действие должно иметь ответ на вопрос: «Зачем ты это делаешь?» Не в смысле какое количество, условно говоря, лайков, процентных пунктов или позитивных реакций на действие ты хочешь получить. Нет. У тебя должен быть совершенно четкий вербальный ответ именно в коммуникационной сфере, который отвечает на вопрос «Зачем?» на уровне смыслов. Ты тем самым проверяешь, насколько твои действия соответствуют цели.

Какие еще есть параметры, на которые вы бы порекомендовали внимательно смотреть?

Есть четыре аспекта, которые влияют и имеют значение.

  1. Изменение субъекта. Если ты меняешься, меняется внутреннее содержание. То, что и как ты делаешь, должно соответствовать представлению о том, куда ты стремишься, как ты стремишься и так далее.
  2. Изменение технологии создания и распространения контента. Здесь, соответственно, речь идет о каналах и форме представления контента.
  3. С кем ты взаимодействуешь. Мы говорим все-таки о социальных коммуникациях. Аудитория тоже меняется в силу разных причин. И, прежде всего, в силу той окружающей среды, в которой живет.
  4. Наконец, четвертый элемент, за которым необходимо следить, это изменение окружающей среды или контекста, в широком смысле этого понятия.

Если человек хочет быть профессионалом в медиасреде, он обязан эти четыре фактора отслеживать, видеть, контролировать и думать о них. Коммуникации — это всегда гонка за последним вагоном без возможности схватиться за ручку уходящего поезда. Изменения происходят очень быстро, а мы так же быстро адаптируемся к ним. По крайней мере должны.

Как результат информационного перенасыщения мы уже создали не просто барьер в избирательности восприятия. Это даже не забор. Это крепостная стена вокруг каждого из нас, защищающая нас от этой самой информации.

На мой взгляд, одна из проблем, с которой мы сегодня сталкиваемся как специалисты в сфере коммуникаций, это парадигма того, что мы в каком-то смысле продолжаем жить в мире медиа потребления. Мне кажется, эта концепция уже устарела. Объясню, что я имею в виду. Сам термин «медиа потребление» предполагает специальный процесс потребления некого продукта.

Представьте себе потребление еды. Это некий процесс, к которому надо приготовиться. Либо вы что-то себе готовите, либо вы идете куда-то, либо вы встречаетесь с друзьями. Это некий ритуал. Вам надо расставить тарелки, вам надо сесть, вам надо взять вилку, ложку. И вот после этого мы начинаем потреблять.

Это сильно похоже на характер взаимодействия с информацией, с контентом моей юности. Мы совершенно точно знали, что, условно говоря, в определенный момент времени надо пойти к телевизору, сесть, включить его. На сегодняшний день это совсем не так. Взаимодействие с информацией стало естественным процессом, не требующим специальной подготовки. Как дыхание — мы же не готовимся к потреблению воздуха.

Читать материал полностью